NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 04:32 ast
02:32 msk

Ющенко как пример белорусской "оппозиции"
Лукашенко стал великим политиком не в силу каких-то своих особенных качеств - он был выдвинут на эту роль специфическими условиями политической жизни страны на конкретном этапе ее истории. И он оказался адекватным этим условиям, смог сыграть эту роль
13.12.2004 / политика и общество

www.contr-tv.ru, 10 декабря

Референдум 17 октября 2004 года стал триумфом Александра Лукашенко и триумфом курса социально-экономического и политического развития, проводимого руководством страны на протяжении последних десяти лет. Результаты голосования (77% "за" при 90% явке) были несколько ошеломляющими, даже несмотря на то, что референдум проводился в наиболее благоприятных условиях: оппозиция дезорганизована и деморализована, внешнее давление минимально (как с запада, так и со стороны Москвы), экономика динамично развивается, уровень благосостояния населения ощутимо вырос. Внутриполитические последствия этого события можно рассмотреть в трех аспектах: идеологический, "оппозиционный" и аспект создания предпосылок для преемственности курса социально-экономического развития страны. Эти три аспекта, безусловно, взаимосвязаны и разделение их является в известной степени условным.

Начнем с рассмотрения перспектив белорусской оппозиции, так как тенденции, наметившиеся здесь, являются наиболее очевидными.

Организационные структуры белорусской оппозиции существуют в значительной степени на средства, передаваемые из стран запада. Об общем объеме этих средств судить трудно. Это, впрочем, и не имеет большого значения. Важно то, что при данной величине суммы передаваемых средств эффективность деятельности оппозиции такая, какая она есть в настоящий момент, то есть, крайне низкая. При этом все основные каналы увеличения финансовой помощи из-за рубежа либо перекрыты, либо надежно контролируются спецслужбами.

В соответствии с Законом Республики Беларусь "О политических партиях" финансовая и иная материальная помощь политическим партиям, действующим на территории Республики Беларусь запрещена. Поэтому, как и ранее, основным путем доставки средств в страну будет использование различного рода образовательных программ, программ обмена, деятельность различных общественных объединений и фондов, направленная на пропаганду ценностей демократии, прав человека и т.п. Иначе говоря, оппозиция опять вынуждена вести, в основном, идеологическую работу и ориентироваться на свою старую социальную базу - радикально настроенное студенчество, некоторые группы интеллигенции и индивидуальных предпринимателей.

Однако результаты выборов (которые проходили одновременно с референдумом) показывают, что западнистская идеология в своем старом виде в Беларуси себя исчерпала. Оппозиционные кандидаты не смогли пройти в Палату Представителей. На фоне успехов белорусского руководства и событий в России оппозиция лишилась возможности апеллировать к экономическим и социальным аспектам своей программы, а риторика прав человека благодаря событиям в Афганистане и Ираке явно себя дискредитировала. Поэтому идеология белорусской оппозиции, а за ней - и вся оппозиция в целом - теряет свою агрессивность и постепенно становится внутрисистемной. В этом - главный итог референдума в отношении расстановки сил на политической арене Беларуси.

Оппозиция постепенно принимает "правила игры", устанавливаемые не столько властями, сколько самой жизнью. Анализ агитационных материалов оппозиционных кандидатов на выборах в Палату Представителей позволяет сделать некоторые обобщения.

Во-первых, полностью принят концепт социального государства. Никто уже не осмеливается говорить об устранении государственного вмешательства в экономику и т.д. Оппозиционные кандидаты, в попытке перехватить значительную часть электората А.Лукашенко (бюджетники, пенсионеры), помещали в свою агитацию положения об увеличении пенсий, зарплат бюджетников, об отказе от коммерциализации медицинского обслуживания, о недопустимости введения 100% оплаты населением коммунальных услуг и т.д., иначе говоря, положения, входящие в программу А.Лукашенко.

Во-вторых, происходит смена типа лидера в среде белорусской оппозиции. Один из таких лидеров - В.Фролов, "раскрученный" сравнительно недавно, является воплощением этой тенденции. Бывший "силовик", человек советской внешности, в общем, типичный "совок" (по внешним атрибутам) - он, надо думать, больше соответствует представлениям белорусского электората о политической элиты, чем, например, западный А.Лебедько. Впрочем, эта тенденция - универсальная. Сейчас имидж А.Лукашенко как сильного государственника оказался "в моде": за ним последовали Путин, Янукович, Саакашвили и другие. Даже среди лидеров западного, интеллигентско-либерального толка стала модной жесткая риторика и категоричность (достаточно посмотреть на того же В.Ющенко). Эта положительная для белорусского общества тенденция, конечно, столкнется с противодействием более радикальных прозападных сил, для которых окончательная победа лидеров коммунистического типа (как в среде оппозиции, так и в стране в целом) может означать катастрофу.

Кроме того, оппозиция стремилась открыто использовать внешнеполитический фактор - путем включения в агитационные материалы положений о выводе Беларуси из международной изоляции. Однако целый ряд мер, предпринятых белорусским руководством с февраля 2004 года сделал использование этой темы бесперспективным. А "Акт о демократии" в результате только сыграл на руку А.Лукашенко, подкрепив один из пунктов его "повестки дня" - наличие внешних врагов независимой Беларуси.

Таким образом, белорусская оппозиция стремительно теряет свой радикалистский заряд, становясь все более согласованной с системой. Этот факт не остался и без внимания властей - несколько раз за октябрь 2004 года А.Лукашенко говорил об оппозиции, что они, "тоже наши люди", что "мы о них должны заботиться" и так далее. Взятый под контроль властей, процесс ассимиляции оппозиции политической системой страны может дать хорошие результаты в будущем.

С этим процессом связан другой аспект последствий белорусского референдума - укрепление конституционного строя страны и создание предпосылок для преемственности курса ее развития.

Как уже отмечалось в других статьях, открытый военный конфликт или полная экономическая блокада Беларуси представляется в ближайшем будущем невозможной по ряду экономических и политических причин. В то же время, намерение Вашингтона сместить А.Лукашенко не подлежит сомнению. Следовательно, можно рассмотреть возможные варианты такого смещения с использованием внутренних ресурсов нестабильности.

Первый из них связан с активизацией и радикализацией оппозиции. В случае если Беларусь не подвергнется влиянию дестабилизирующих экономических факторов (подобных кризису августа 1998 года) и курс социально-экономического развития будет продолжен, дальнейшее повышение благосостояния возрастающего числа граждан лишит прозападную оппозицию социальной базы. При этом, учитывая особенности социальной организации, формирующейся в современной Беларуси, определенная часть общества примет статус перманентно недовольных. В количественном отношении эта группа невелика (до 10% населения), а политически активная ее часть - численно ничтожна. Однако, учитывая помощь сильнейших государств мира, потенциал этой группы в плане организации провокаций и других подобных акций в период нестабильности (например, во время президентских выборов 2006 года) достаточно велик. Использование ряда таких провокаций с количеством жертв в несколько десятков и с последующим обвинением властей (подобно расправе над коммунистами в Германии при Гитлере) - это вариант, который не следует сбрасывать со счетов.

Однако наиболее перспективным путем смещения А.Лукашенко представляется внутриаппаратный переворот. Здесь могут быть использованы многочисленные противоречия как среди собственно белорусского чиновничества, так и между властями и московскими выдвиженцами. Одновременное давление с запада и с востока, заговор ряда крупных чинов госаппарата и выступление крупнейших иностранных и оппозиционно настроенных отечественных предпринимателей с использованием негативного потенциала белорусского общества, о котором мы говорили чуть выше, выглядит как гораздо более осязаемая угроза, чем прямое военное вмешательство извне или реальные действия белорусской политической оппозиции.

В этой связи крайне важным представляется вопрос об институционализации реализуемого курса развития страны и об обеспечении преемственности власти в стране. Если А.Лукашенко и можно обвинить в чем-то по поводу референдума, так это в том, что он не смог создать адекватную вызовам, стоящим перед страной, белорусскую политическую элиту. Здесь мы имеем дело с парадоксальной ситуацией.

Фактически проект национального развития, который создал А.Лукашенко, принят обществом - и референдум это подтвердил. Есть некоторые недостатки, которые можно и нужно устранять, но по принципиальным вопросам большинство граждан едины и солидарны с властью. Скажем, если в Беларуси каждый следующий год будет таким, как 2004, то к 2011 году (окончание возможного третьего срока пребывания на посту президента А.Лукашенко) ни о какой смене курса развития никто и слышать не захочет. Однако как говорят многие, может случиться так, что людей, способных стать во главе страны и продолжить этот курс, не окажется. В настоящий момент Беларусь имеет дело с дефицитом лидеров - так представляется ситуация сторонним наблюдателям. Взгляд этот примитивен и ложен.

Да, лидеров действительно нет. Но нельзя эту проблему понимать буквально. А.Лукашенко стал великим политиком не в силу каких-то своих особенных качеств - он был выдвинут на эту роль специфическими условиями политической жизни страны на конкретном этапе ее истории. И он оказался адекватным этим условиям, смог сыграть эту роль. Поэтому говорить о поиске лидера "по масштабам схожего с А.Лукашенко" - значит заниматься фантазерством и демонстрировать полное непонимание политических реалий современной Беларуси.
С другой стороны, создать этакого пиар-преемника (как В.В.Путин) и привести его к власти при помощи соответствующих технологий не представляет никакой трудности. Но тогда этот преемник будет уже не самостоятельным субъектом политики, а лишь декорацией, как это и имеет место быть в западных странах.

Таким образом, институционализация текущего курса развития Беларуси представляется возможной в случае организации ее двумя путями. Либо приход к власти мощного политика соответствующих взглядов, но "мощность" этого политика должна мыслиться не по аналогиям с А.Лукашенко или кем-либо еще, она должна пониматься исходя из тех задач и вызовов, которые будут стоять перед Республикой Беларусь на момент прихода к власти этого нового политика. Либо создание воспроизводящейся политической элиты, приверженной реализуемому сейчас курсу развития, и организация политической жизни страны по западному образцу. Наличие такой альтернативы представляется очень важным, но его нельзя до конца понять, если не рассмотреть третий - идеологический аспект последствий белорусского референдума.

Вот уже более года назад началась активизация работы государственных органов всех уровней по созданию и пропаганде национальной идеологии (или "государственной идеологии", или "идеологии государственности") Республики Беларусь. Нельзя сказать, что по этой части мы достигли больших успехов: соответствующие курсы в программе высшего образования созданы на такой философско-теоретической базе, за которую наших идеологических умов должны благодарить прямо из Вашингтона. Соответственно, и качество пропаганды нельзя назвать высоким (об этом, впрочем, будет отдельно сказано в другой статье). Однако в стране ощущается какое-то изменение состояния умов - идеология вырастает не в научных и образовательных центрах, а в массах - под воздействием реальных событий жизни государства.

Во всякой идеологии надо различать два аспекта: словесный - идеология как совокупность текстов - и реальный - идеология как система установок и принципов, реально действующих в обществе. Упрощенно можно представить соотношение этих объектов как соотношение формы и содержания, но важно понимать, что у формы есть как бы свое содержание (логическое), а у содержания есть своя форма (негласная, неофициальная).

С этой точки зрения в Беларуси сейчас уже фактически сложилась идеология в ее реальном аспекте. И идеология эта называется "сильная, свободная и процветающая Беларусь". Эта формула А.Лукашенко в той или иной модификации используется повсюду в стране, и она обозначает нечто такое, что всем понятно. Однако у формулы этой нет адекватного словесного аспекта - нет теоретического, наукообразного оформления. Пока это имеет место быть, в стране имеется тенденция к повышению роли личного контакта и взаимовлияния широких масс населения и Президента. Президент, в силу особенностей своего имиджа и типа властвования, обращается к народу на понятном народу языке. Народ понимает, что говорит президент, и поддерживает это, и организует свою жизнь сообразно этой установке. Государственный аппарат лишь транслирует идеи президента, будучи неспособным вмешаться в процесс идеологического строительства и стать активным субъектом идеологической работы (так как идеология не сформулирована на соответствующем языке адекватным образом). Поэтому рождается определенное противоречие между президентом и народом с одной стороны и государственным аппаратом и некоторыми кругами населения - с другой. В эти последние входят большая часть интеллигенции, студенчества и частных предпринимателей. Первые - потому что нуждаются в адекватном словесном оформлении идеологии и не понимают ее (либо понимают, но не могут принять в силу определенных внутренних установок). Вторые - по той же причине, а также в силу психологических причин, обусловленных их возрастом. Третьи - по той же причине, а также в силу материальной незаинтересованности в текущем курсе развития страны. Ко всему вышесказанному необходимо добавить, что границы "понимающих" и "непонимающих" размыты и неопределенны. Так, довольно значительная часть представителей государственного аппарата прекрасно представляет себе суть этой идеологии и вполне адекватно распространяют ее в процессе своей деятельности. В то же время большое количество простых людей понимает идеологию в каких-то определенных аспектах, но не понимает в других, и так далее.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Пусть Новый год 2005 год приумножит благополучие Казахстана 31.12.2004
Сорос из избы 31.12.2004
Одна голова хорошо, две – совсем плохо 31.12.2004
Постсоветское пространство: время "оранжевых" элит 31.12.2004
Премьер в розыске 31.12.2004
Казахстанцы вступают в качественно новый этап преобразования нашего государства 30.12.2004
Песня моя - Ушконыр 30.12.2004
Прокуратура Алматы требует ликвидации "Народной партии "Демократический выбор Казахстана" согласно Конституции РК 30.12.2004
Нуркадилов хочет во власть, но для этого он должен развалить оппозицию 30.12.2004
"Шантажи" сенатора пугают 30.12.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz