NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 09:46 ast
07:46 msk

Власть предложила радикальные инициативы
Сегодня можно констатировать, что такой стратегический подход "сначала экономика – затем политика" оправдался на практике в нашей стране. Вот уже более пяти лет, после завершения основных структурных реформ, продолжается девятипроцентный экономический рост
14.12.2004 / политика и общество

Ержан БАБАКУМАРОВ, заведующий Информационно-аналитическим центром Администрации Президента РК
"Вечерняя Астана", 9 декабря

Одним из основных вызовов для нашей страны является эффективное и конкурентоспособное вхождение в глобальную мировую систему. Основным ответом на этот вызов и единственным способом оптимального интегрирования в мировое сообщество является модернизация страны.

Примечательно, что такой подход осознается элитной частью общества. С момента обретения независимости именно политическая элита взяла курс на построение современного демократического общества, базирующегося на рыночных отношениях. Также примечательно, что политические элиты демонстрируют приверженность либеральным и демократическим принципам общественного развития. И здесь показательно, что позиция власти открытая и ясная: Казахстан строит демократическое, светское и открытое государство. Одно из последних доказательств: программа политической модернизации, обнародованная Главой государства летом этого года на съезде партии "Отан".

Главный вопрос, по которому проходит водораздел позиции и ведутся дискуссии в обществе – о темпах проведения демократических реформ.

Первый подход наиболее емко можно выразить в формуле "последовательная эволюционная экономическая и политическая либерализация", и он реализуется в жизнь правящей элитой.

Сегодня можно констатировать, что такой стратегический подход "сначала экономика – затем политика" оправдался на практике в нашей стране. Вот уже более пяти лет, после завершения основных структурных реформ, продолжается девятипроцентный экономический рост, который позволил Казахстану перешагнуть соответствующий советский уровень. За последние десять лет ВВП на душу населения вырос более чем в три раза, увеличившись с семиста долларов до двух с половиной тысяч. Второй стратегический подход связан с необходимостью форсирования либерализации политической системы, что, по мнению его идеологов, будет способствовать ускоренному экономическому росту.

Мировой опыт имеет множество примеров того, что революционное, форсированное, неподготовленное проведение демократических преобразований может привести к обратному результату – отторжению либеральных ценностей, сворачиванию политико-модернизационных процессов.

В целом мировой опыт транзита позволяет вывести ряд уроков. Первый – ведущая роль в проведении реформ принадлежит элите, проводящей реформы "сверху" в условиях, когда предпосылки для органичного развития пока еще не сформировались. Успех реформ во многом зависит именно от твердости элиты ее последовательности в их продвижении. Такая переходная форма при модернизации является видимо неизбежной. Иными словами, модернизация в таких обществах требует сильной политической воли элиты и активных действий государства.

Второй урок – упреждающее проведение экономической модернизации. Только устойчивый экономический базис создает условия для адекватного и спокойного восприятия обществом политических реформ. Только сильная экономика создает средний класс, выступающий гарантом стабильности, а также основой динамичного и поступательного развития страны. И, наконец, третий урок показывает, что высокие темпы политической либерализации при неокрепшей и недостаточно конкурентоспособной экономике (что очень важно в условиях глобализации) порождают социальную дестабилизацию, уводят в сторону от главного вектора реформ.

По сути, возникает опасность попасть в так называемую ловушку отложенных реформ. В условиях, когда главный вызов для всех новых независимых государств, входящих в глобальную систему заключается в своевременной смене технологического уклада и завершении системных экономических реформ, неоправданный крен в другую сторону может в целом подорвать весь модернизационный проект.

Современному Казахстану приходится одновременно решать несколько важнейших задач.

Во-первых, осуществление экономической модернизации, завершение перехода от плановой к рыночной экономике. Как показывает мировой опыт, в проведении экономической модернизации очень важна политическая воля элиты, которая проводя экономические либеральные реформы, создает основу для политической модернизации.

Во-вторых, процесс модернизации казахстанского общества тесно связан необходимостью решения задач политической либерализации. И здесь важно решить как проблему "вживления" институтов современного общества в омертвелую ткань постоталитарного социума, так и проблему консолидации демократии, когда созданные в первые годы преобразований демократические институты уже не просто функционируют как структуры, а воспроизводят демократические ценности, формируют новую политическую и правовую культуру, превращаясь в опору демократии.

В-третьих, кроме экономической и политической модернизации важен процесс модернизации общественного сознания, то есть переход от традиционного сознания к современному, основанному на либеральных ценностях, а значит и на расширении участия граждан в политическом процессе, повышении их правового сознания. Это означает, что при политике модернизации крайне важно учитывать латентные процессы изменения массового сознания, общественного мнения, культурной среды, которые в принципе и предопределяет успешность модернизации.

Таким образом, учитывая специфику модернизационных процессов в Казахстане, можно отметить рациональность стратегии, увязывающей масштабы и темпы политической модернизации общества с уровнем достигнутого экономического роста, уровнем развития политической и правовой культуры, уровнем готовности общественного сознания.

И сейчас для нашей страны, быстро интегрирующейся в глобальный мир, первостепенную роль начинает играть именно конкурентоспособность государства. В этом смысле планируемое вступление Казахстана в ВТО ко многому нас обязывает. Мы сегодня видим, что наша экономика, несмотря на демонстрируемый потенциал роста, пока еще не достаточно устойчива. Для недопущения негативных сценариев необходимы диверсификация экономики, развитие высокотехнологических и наукоемких технологий (что, кстати, сейчас государство и заявило в качестве главных приоритетов общественного развития). На этом фоне, на мой взгляд, Казахстан, успешно проведя на сегодня структурные реформы по либерализации экономики и политической системы и встав перед новыми задачами дальнейшего роста, оказался именно перед такой ловушкой. Почему? В то время, как продолжающаяся политическая либерализация "сверху" и Президентская программа политических реформ, фактически сближающая политические лозунги и риторику оппонирующих сторон, находится в центре общественного внимания, на его периферии и в целом вне повестки дня развития нашего общества остаются, на мой взгляд, ключевые вопросы, от которых зависит дальнейшее прогрессивное развитие нашей страны.

Речь идет о последних инициативах Президента Н.А.Назарбаева по демонополизации и развитию здоровой конкуренции в экономической сфере: "Сегодня экономика страны характеризуется высокой степенью концентрации. Около десяти мегахолдингов контролирует практически 80 процентов всего ВВП Казахстана, выступая тормозом развития малого и среднего бизнеса, уходя от налогов и формируя схемы трансфертного ценообразования". Поэтому, по мнению Главы государства, необходимо вести работу по передаче непрофильных функций мегахолдингов малому и среднему бизнесу, через налоговые и другие, в т.ч. общественные механизмы.

Фактически, по уровню и масштабности поставленных задач можно говорить, что власть предложила новые, по большому счету еще более радикальные инициативы по модернизации. По сути, это новый модернизационный проект, который может определить повестку дня на ближайшие годы. И я убежден, что если наша страна справится с этой задачей – задачей своевременного снятия негативных моментов, вызванных "болезнями роста", то Казахстан сумеет достичь амбициозной, но реальной цели – войти в число пятидесяти государств, возглавляющих глобальный список стран по уровню конкурентоспособности.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Пусть Новый год 2005 год приумножит благополучие Казахстана 31.12.2004
Сорос из избы 31.12.2004
Одна голова хорошо, две – совсем плохо 31.12.2004
Постсоветское пространство: время "оранжевых" элит 31.12.2004
Премьер в розыске 31.12.2004
Казахстанцы вступают в качественно новый этап преобразования нашего государства 30.12.2004
Песня моя - Ушконыр 30.12.2004
Прокуратура Алматы требует ликвидации "Народной партии "Демократический выбор Казахстана" согласно Конституции РК 30.12.2004
Нуркадилов хочет во власть, но для этого он должен развалить оппозицию 30.12.2004
"Шантажи" сенатора пугают 30.12.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz