Ержан БАБАКУМАРОВ, заведующий Информационно-аналитическим центром Администрации Президента РК "Вечерняя Астана", 9 декабря
Одним из основных вызовов для нашей страны является эффективное и конкурентоспособное вхождение в глобальную мировую систему. Основным ответом на этот вызов и единственным способом оптимального интегрирования в мировое сообщество является модернизация страны.
Примечательно, что такой подход осознается элитной частью общества. С момента обретения независимости именно политическая элита взяла курс на построение современного демократического общества, базирующегося на рыночных отношениях. Также примечательно, что политические элиты демонстрируют приверженность либеральным и демократическим принципам общественного развития. И здесь показательно, что позиция власти открытая и ясная: Казахстан строит демократическое, светское и открытое государство. Одно из последних доказательств: программа политической модернизации, обнародованная Главой государства летом этого года на съезде партии "Отан".
Главный вопрос, по которому проходит водораздел позиции и ведутся дискуссии в обществе – о темпах проведения демократических реформ.
Первый подход наиболее емко можно выразить в формуле "последовательная эволюционная экономическая и политическая либерализация", и он реализуется в жизнь правящей элитой.
Сегодня можно констатировать, что такой стратегический подход "сначала экономика – затем политика" оправдался на практике в нашей стране. Вот уже более пяти лет, после завершения основных структурных реформ, продолжается девятипроцентный экономический рост, который позволил Казахстану перешагнуть соответствующий советский уровень. За последние десять лет ВВП на душу населения вырос более чем в три раза, увеличившись с семиста долларов до двух с половиной тысяч. Второй стратегический подход связан с необходимостью форсирования либерализации политической системы, что, по мнению его идеологов, будет способствовать ускоренному экономическому росту.
Мировой опыт имеет множество примеров того, что революционное, форсированное, неподготовленное проведение демократических преобразований может привести к обратному результату – отторжению либеральных ценностей, сворачиванию политико-модернизационных процессов.
В целом мировой опыт транзита позволяет вывести ряд уроков. Первый – ведущая роль в проведении реформ принадлежит элите, проводящей реформы "сверху" в условиях, когда предпосылки для органичного развития пока еще не сформировались. Успех реформ во многом зависит именно от твердости элиты ее последовательности в их продвижении. Такая переходная форма при модернизации является видимо неизбежной. Иными словами, модернизация в таких обществах требует сильной политической воли элиты и активных действий государства.
Второй урок – упреждающее проведение экономической модернизации. Только устойчивый экономический базис создает условия для адекватного и спокойного восприятия обществом политических реформ. Только сильная экономика создает средний класс, выступающий гарантом стабильности, а также основой динамичного и поступательного развития страны. И, наконец, третий урок показывает, что высокие темпы политической либерализации при неокрепшей и недостаточно конкурентоспособной экономике (что очень важно в условиях глобализации) порождают социальную дестабилизацию, уводят в сторону от главного вектора реформ.
По сути, возникает опасность попасть в так называемую ловушку отложенных реформ. В условиях, когда главный вызов для всех новых независимых государств, входящих в глобальную систему заключается в своевременной смене технологического уклада и завершении системных экономических реформ, неоправданный крен в другую сторону может в целом подорвать весь модернизационный проект.
Современному Казахстану приходится одновременно решать несколько важнейших задач.
Во-первых, осуществление экономической модернизации, завершение перехода от плановой к рыночной экономике. Как показывает мировой опыт, в проведении экономической модернизации очень важна политическая воля элиты, которая проводя экономические либеральные реформы, создает основу для политической модернизации.
Во-вторых, процесс модернизации казахстанского общества тесно связан необходимостью решения задач политической либерализации. И здесь важно решить как проблему "вживления" институтов современного общества в омертвелую ткань постоталитарного социума, так и проблему консолидации демократии, когда созданные в первые годы преобразований демократические институты уже не просто функционируют как структуры, а воспроизводят демократические ценности, формируют новую политическую и правовую культуру, превращаясь в опору демократии.
В-третьих, кроме экономической и политической модернизации важен процесс модернизации общественного сознания, то есть переход от традиционного сознания к современному, основанному на либеральных ценностях, а значит и на расширении участия граждан в политическом процессе, повышении их правового сознания. Это означает, что при политике модернизации крайне важно учитывать латентные процессы изменения массового сознания, общественного мнения, культурной среды, которые в принципе и предопределяет успешность модернизации.
Таким образом, учитывая специфику модернизационных процессов в Казахстане, можно отметить рациональность стратегии, увязывающей масштабы и темпы политической модернизации общества с уровнем достигнутого экономического роста, уровнем развития политической и правовой культуры, уровнем готовности общественного сознания.
И сейчас для нашей страны, быстро интегрирующейся в глобальный мир, первостепенную роль начинает играть именно конкурентоспособность государства. В этом смысле планируемое вступление Казахстана в ВТО ко многому нас обязывает. Мы сегодня видим, что наша экономика, несмотря на демонстрируемый потенциал роста, пока еще не достаточно устойчива. Для недопущения негативных сценариев необходимы диверсификация экономики, развитие высокотехнологических и наукоемких технологий (что, кстати, сейчас государство и заявило в качестве главных приоритетов общественного развития). На этом фоне, на мой взгляд, Казахстан, успешно проведя на сегодня структурные реформы по либерализации экономики и политической системы и встав перед новыми задачами дальнейшего роста, оказался именно перед такой ловушкой. Почему? В то время, как продолжающаяся политическая либерализация "сверху" и Президентская программа политических реформ, фактически сближающая политические лозунги и риторику оппонирующих сторон, находится в центре общественного внимания, на его периферии и в целом вне повестки дня развития нашего общества остаются, на мой взгляд, ключевые вопросы, от которых зависит дальнейшее прогрессивное развитие нашей страны.
Речь идет о последних инициативах Президента Н.А.Назарбаева по демонополизации и развитию здоровой конкуренции в экономической сфере: "Сегодня экономика страны характеризуется высокой степенью концентрации. Около десяти мегахолдингов контролирует практически 80 процентов всего ВВП Казахстана, выступая тормозом развития малого и среднего бизнеса, уходя от налогов и формируя схемы трансфертного ценообразования". Поэтому, по мнению Главы государства, необходимо вести работу по передаче непрофильных функций мегахолдингов малому и среднему бизнесу, через налоговые и другие, в т.ч. общественные механизмы.
Фактически, по уровню и масштабности поставленных задач можно говорить, что власть предложила новые, по большому счету еще более радикальные инициативы по модернизации. По сути, это новый модернизационный проект, который может определить повестку дня на ближайшие годы. И я убежден, что если наша страна справится с этой задачей – задачей своевременного снятия негативных моментов, вызванных "болезнями роста", то Казахстан сумеет достичь амбициозной, но реальной цели – войти в число пятидесяти государств, возглавляющих глобальный список стран по уровню конкурентоспособности. |