Алексей Макаркин, Политком.Ру, 14 декабря
Во втором туре президентских выборов в Румынии победил кандидат от оппозиции мэр Бухареста Траян Бэсеску - за него проголосовали 51,23% избирателей. Его соперника, нынешнего премьера Адриана Нэстасе поддержали 48,77%. Избирательная кампания носила крайне напряженный характер, оппозиция обвиняла власть в фальсификациях. Говорили даже о возможности украинского сценария, однако он так и не был реализован.
Выборы в Румынии несколько напоминали украинские лишь внешне, в том числе использованием сторонниками Бэсеску оранжевого цвета. По иронии судьбы социал-демократы, кандидатом которых был Нэстасе, взяли себе белый и синий цвета, напоминающие символику Виктора Януковича. Однако на этом (да еще на обвинениях в фальсификациях) сходство между украинской и румынской ситуациями и заканчивается. Различий же куда больше.
Во-первых, в Румынии не идет речи о проблеме геополитического выбора. И правоцентристы, находившиеся у власти в 1996-2000 годах (Бэсеску был тогда министром транспорта), и левоцентристы, руководимые нынешним президентом Ионом Илиеску и его ближайшим политическим союзником Нэстасе, проводили политический курс, основанный на приоритете евроинтеграции. Именно при нынешнем правительстве страны Румыния вступила в НАТО и было решено, что в 2007 году она станет членом ЕС.
Во-вторых, для Запада в румынской ситуации было принципиальным лишь недопущение победы крайне правой националистической партии "Великая Румыния". На выборах 2000 года ее лидер Корнелиу Вадим Тудор занял второе место, а сама партия добилась существенных позиций в обеих палатах парламента. Ее успех четырехлетней давности был обусловлен кризисом доверия избирателей к правоцентристским политическим силам, которые не смогли добиться успехов в экономике и постоянно конфликтовали друг с другом. Теперь же ситуация изменилась. Левоцентристское правительство добилось умеренного (4%) экономического роста и сохранило поддержку многих избирателей. Правоцентристы же смогли перестроить свои ряды и выдвинуть сильного популярного лидера в лице Бэсеску. В результате "Великая Румыния" и на парламентских, и на президентских выборах получила лишь менее 15% голосов.
В-третьих, Румыния продвинулась значительно дальше, чем Украина, по пути политической демократизации. В стране сложилась относительно стабильная партийная система, уже дважды - в 1996 и 2000 годах - проходила мирная передача власти от левоцентристов к правоцентристам и наоборот. Времена, когда президент Илиеску вызвал в Бухарест шахтеров для силовой борьбы с оппозицией, кажется, ушли в прошлое.
Успех правоцентристов в значительной мере связан с фигурой Бэсеску. В политических кругах страны новый президент считается прагматичным и жестким менеджером, умеющим добиваться целей и не боящимся непопулярных мер. Таковым он проявил себя в бытность министра, реформируя на рыночной основе морской и железнодорожный транспорт; этой же линии он придерживался в управлении жизнью полуторамиллионного Бухареста. По профессии Бэсеску - моряк, капитан, плававший на супертанкерах (этим он отличается от большинства правоцентристских политиков, выходцев из интеллигенции). В политику пришел после революции 1989 года, став одним из лидеров Демократической партии, а затем и возглавив ее. С лета 2000 г. - мэр румынской столицы, прославившийся беспощадным сносом нелегальных ларьков и борьбой с бродячими собаками, ставшими одной из основных проблем для жителей Бухареста. Есть в биографии нового президента и "теневые" аспекты - его обвиняют в злоупотреблениях в период приватизации транспорта.
Главной проблемой нового президента станет взаимодействие с парламентом, где ни у одной из партий нет абсолютного большинства: левоцентристы получили свыше 39%, правоцентристы - свыше 35%. В этих условиях может повыситься роль "Великой Румынии", которая может выступить в роли "третьей силы" и стать союзником одного из основных политических игроков. Однако в нынешней ситуации, когда все основные политические силы заинтересованы в спокойном вступлении в ЕС в согласованные сроки, не исключено формирование "большой коалиции" без "Великой Румынии". Вероятность такого варианта, однако, осложняется взаимными обвинениями в коррупции, которые звучали в ходе предвыборной кампании.
Победа Бэсеску на президентских выборах в Румынии не приведет к существенным изменениям во внешней политике страны - она останется "проевропейской". Впрочем, на этом направлении ему предстоит столкнуться со сложностями, унаследованными от предшественников: в марте этого года Европарламент предупредил, что вступление Румынии в состав ЕС может быть отложено, если в стране не будут приняты надлежащие меры по борьбе с коррупцией, проведена судебная реформа и принят закон о масс-медиа. Стабильность же внутриполитической ситуации будет во многом зависеть от договороспособности политических партий в ситуации, когда ни у одной из них нет парламентского большинства. |