NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 04:49 ast
02:49 msk

Правительство Украины: первые проблемы
Во-первых, обозначились противоречия в видении экономической политики между премьер-министром и президентом. Во-вторых, один из членов правительства пригрозил уйти в отставку, обвиняя "некоторых членов кабинета" и "народных депутатов" в попытках втянуть его в "коррупционные схемы"
22.02.2005 / политика и общество

Татьяна Становая, Политком.Ру, 21 февраля

После двух недель работы правительство Украины столкнулось с серьезными проблемами. Во-первых, обозначились противоречия в видении экономической политики между премьер-министром и президентом. Во-вторых, один из членов правительства пригрозил уйти в отставку, обвиняя "некоторых членов кабинета" и "народных депутатов" в попытках втянуть его в "коррупционные схемы".

16 февраля на заседании правительства Украины премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что уже составлен список из 3000 предприятий, при приватизации которых были допущены нарушения. Несколько ранее правительство приняло постановление об отмене итогов приватизации крупнейшего металлургического предприятия "Криворожсталь". Весьма вероятно также, что будут пересмотрены итоги приватизации Николаевского глиноземного (контролирует российская компания "Русал") и Черноморского судостроительного заводов. Приватизация этих предприятий уже оспаривается в суде главой спецкомиссии парламента по приватизации Валентиной Семенюк. По данным представителя украинского Фонда госимущества Нины Яворской, за пять лет в стране было приватизировано в общей сложности 7253 компании, из них 94% - малые предприятия. Тем самым, речь могла идти о тотальном пересмотре итогов приватизации.

Столь радикальное решение вызвало шок в украинских бизнес-кругах, а также в российских экономических элитах, имеющих свои интересы на Украине. Оно оказалось полной неожиданностью: за день до этого президент Украины Виктор Ющенко заявил о том, что пересмотр итогов приватизации может затронуть 30-40 предприятий. Список был расширен до максимально возможных размеров Генеральным прокурором Украины Святославом Пискуном. Принятие прокурорского списка Юлией Тимошенко, скорее всего, связано с ее политическими амбициями и осознанием своей далеко не последней роль в "оранжевой революции".

Если мотивация Юлии Тимошенко имеет как популистский, так и эмоциональный характер (провести ревизию действий прежнего режима, чуть не уничтожившего ее как политика и бизнесмена), то мотивация Пискуна связана исключительно с его попытками сохранить свой пост. В 2002 году он лишился поста руководителя генеральной прокуратуры по обвинению в чрезмерных затратах на зарубежные командировки. Однако в конце минувшего года, в разгар "оранжевой революции", он подал в суд иск о незаконности своего увольнения и в итоге был восстановлен в должности указом президента Леонида Кучмы. Именно Пискун сыграл одну из ключевых ролей в уголовном преследовании Юлии Тимошенко, и теперь он во что бы то ни стало заинтересован в обосновании собственной востребованности на посту генерального прокурора (его окончательное утверждение в должности должен подтвердить парламент). Поэтому свою деятельность при новом правительстве он начал весьма активно. Святослав Пискун объявил о начале масштабной проверки законности приватизации нескольких крупнейших государственных предприятий, заявил о готовящейся проверке деятельности службы безопасности и МВД Украины, пообещал довести до конца "дело Гонгадзе", наконец, приступил к кадровой чистке собственного ведомства.

"Меня это потрясло", - заявил советник Ющенко Борис Немцов. По его словам, планы Тимошенко прямо противоречат позиции украинского президента и "разрушают инвестиционный климат": "После таких слов деньги не только не пойдут в страну, они оттуда побегут". Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский, который во вторник встречался с Ющенко, называет высказывания Тимошенко "чушью". В результате в дело был вынужден вмешаться президент, который заявил, что пересмотр приватизации является не правилом, а исключением, которое будет касаться нескольких десятков объектов. "Никто на Украине ревизию приватизации не будет делать. Поставить под сомнение решения приватизации с 90-х годов невозможно, поскольку украинский бизнес состоялся в соответствии с теми законами, которые тогда существовали", - сказал Ющенко. Он добавил, что пересмотр приватизации будет касаться лишь той части бизнеса, которая проигнорировала законы.

Тем временем правительство Юлии Тимошенко сразу столкнулось с новым скандалом. Министр юстиции Роман Зварыч пригрозил уйти в отставку (его пресс-служба сообщила об этом как о решенном факте), сделав загадочное заявление: "Я не позволю, чтобы любые бизнесмены, которые являются также народными депутатами Украины и имеют очень мощные позиции в нефтеперерабатывающей сфере, напрямую вмешивались в работу моего ведомства. И, во-вторых, я также не буду позволять, чтобы решениями отдельных членов правительства осуществлялась попытка втянуть членов моей семьи в коррупционные схемы". По данным украинских СМИ, причиной его отставки стал визит в министерство депутата Верховной Рады Игоря Еремеева (он же владелец НПЗ "Галичина" и советник Юлии Тимошенко), принудившего в отсутствие министра подготовить положительное заключение на готовящееся решение правительства о запрете реэкспорта нефти. Зварыч был единственным министром, возразившим против этого. При этом появилась информация, что его супруга работает в компании

"Ойл транзит", заинтересованной в сохранении реэкспорта. В итоге отставка не состоялась из-за вмешательства президента Украины, который указал Юлии Тимошенко на необходимость урегулирования конфликта.

Прошедшая неделя показала, что в новом украинском правительстве есть ряд системных проблем. Во-первых, назначение на пост премьера Юлии Тимошенко, при ее политических амбициях и стремлении "поквитаться" с прежним режимом, создает основу для роста противоречий между главой правительства и президентом. Во-вторых, формирование кабинета министров по критерию "заслуг" перед "оранжевой революцией" сделало кабинет министров априори внутренне конфликтным: Ющенко не может создать "команду" своих людей, готовых работать не только с ним, но и с другими членами правительства. Президент в таких условиях по определению становится более слабой фигурой (что может усугубиться после политической реформы), а развитие эффективных горизонтальных связей между членами правительства оказывается трудновыполнимой задачей. В итоге кабинет способен "посыпаться" в ближайшее время. Что же касается пересмотра итогов приватизации, то сама эта идея может крайне негативно сказаться на инвестиционном климате в стране, а также на перспективах европейской интеграции, что было центральной идеей "оранжевой революции".

-----

Тимошенко уйдет в оппозицию
Газета.Ru, 21 февраля

Украинский президент заявил, что смена собственника возможна на нескольких десятках предприятий. Тем самым он фактически опроверг слова премьера Юлии Тимошенко, обещавшей возбудить дела по 3 тыс. объектов, и подал сигнал, которого так ждали украинское общество и бизнес-элита.

"К нескольким десяткам крупных объектов будет применен пересмотр. Это не правило, а скорее исключение, – успокоил президент собственное население и международных инвесторов (сообщение прозвучало в Загребе). – Никто на Украине ревизию приватизации не будет делать. Поставить под сомнение решения приватизации с 90-х годов невозможно, поскольку украинский бизнес состоялся в соответствии с теми законами, которые тогда существовали". Как сообщает президентская пресс-служба, Ющенко подчеркнул, что пересмотр итогов приватизации будет касаться только той части бизнеса, которая игнорировала законы.

Выступать с разъяснениями президенту пришлось после того как в среду премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила: правительство направит в суд материалы по незаконной приватизации трех тысяч предприятий. Такое решение, по ее словам, приняло правительство, рассмотрев итоги работы генпрокуратуры Украины по проверке законности приватизационных сделок, заключенных в последние годы. Глава кабинета обещала, что все сделки изучит суд, часть собственников лишится своих активов, прочим будет предложено доплатить то, что они "сэкономили" в ходе сделки, или потерять имущество. Тимошенко отметила, что правительство и генпрокуратура скоординировали действия относительно предприятий, при приватизации которых были допущены нарушения. По ее словам, по каждому из них будет разработан план действий: "Абсолютно легитимным путем мы вернем в государственную собственность то, что было приватизировано незаконно из-за коррупционных действий". По словам Тимошенко, переданные генпрокуратурой материалы будут проанализированы минюстом, после чего дела по конкретным объектам будут передаваться в суды. Невозможно назвать точное количество предприятий, которые могут быть переданы в госсобственность – окончательные решения будут приниматься судами, пояснила премьер.

Любопытно, что за день до этого на ту же тему высказался Виктор Ющенко, который заявил, что деприватизация грозит максимум трем десяткам предприятий.

Последнее по времени заявление президента, которое невозможно расценить иначе, как опровержение слов главы правительства, сделало очевидной несогласованность позиций между Ющенко и Тимошенко по одному из ключевых вопросов украинской экономической политики. Фактически одна обещает масштабный передел собственности, в то время как другой говорит о единичных ее случаях, которые затронут лишь крупнейшие предприятия. Не случайно сразу после выступления Тимошенко в обществе возникла дискуссия о том, где она намерена взять такое количество предприятий. Мнения разделились: часть депутатов Верховной рады и экономистов говорили, что на Украине просто физически нет такого числа предприятий, другие – что ревизия собственности затронет практически все сколько-нибудь значимые объекты.

Неудивительно, что после выступления Юлии Тимошенко украинские парламентарии и политологи прямо объявили, что ждут опровержения слов премьера. Симптоматично, что исходило оно вовсе не из правительства, от Ющенко.

"3 тысячи объектов – не исключаю, что такое возможно. Это не обязательно 3 тысячи заводов, речь может идти о 3 тысячах юридических лиц: пионерлагеря, дома и базы отдыха, пансионаты, курорты, в том числе в Крыму. Все это как-то поделено. Плюс сектор транспорта, энергетики. Сектор сервиса: парикмахерские и химчистки, которые давно стали частными, там тоже могли быть нарушения при приватизации, – пояснил заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Но это был бы массированный передел собственности".

По мнению политолога, Виктор Ющенко такого не допустит. "Такой передел привел бы к цепной реакции, которая потрясет не только всю бизнес-элиту, но все население, и мог бы закончиться гражданской войной, – уверен Макаркин. – А новая власть опирается на средние слои общества, которые работают как раз на приватизированных предприятиях. Еще одна причина, делающая нереалистичной массовый передел собственности, – забота об инвестиционной привлекательности Украины. Ющенко настроен привлечь инвесторов, в том числе и для того, чтобы получить финансирование для проектов в социальной сфере".

"Этим диктуется желание нового украинского президента получить цивилизованных инвесторов. В отличие от российских, украинские власти всячески показывают, что Украина для инвестиций открыта. При деприватизации 3 тысяч юридических лиц в страну никто туда не сунется, в то время как смену собственников на нескольких объектах закроют глаза: проглотили же Гусинского и НТВ, Голдовского и "Сибур". И ЮКОС бы забыли, если бы дело было не таким громким", – убежден Макаркин.

У проблемы есть и другой аспект: большинство из депутатов Верховной рады – либо крупные предприниматели, либо их представители. Небедные люди сидят также в министерских креслах и на ключевых постах в правящей партии. И они не допустят масштабного передела собственности – их собственности. Руководитель Института стран СНГ Константин Затулин охарактеризовал это так: правительство миллиардеров на Украине сменилось на правительство миллионеров. И среди тех, кто поддерживал Ющенко, есть множесто людей, наживших состояние путем приватизации, итоги которой тоже можно пересмотреть, но этого не произойдет. Алексей Макаркин также убежден, что между президентом и крупнейшими предпринимателями уже есть ряд договоренностей: в частности это касается Рината Ахметова (хотя "Криворожсталь" у него точно заберут), одного из приближенных экс-президента и его семьи. И в этом – гарантия, что деприватизация действильно будет точечной.

Эксперт считает, что премьер-министр своим заявлением ступила на скользкий путь, который может привести к тому, что она окажется в оппозиции. По словам Макаркина, "нет гарантий, что при большом количестве возбужденных дел она очень скоро не окажется в оппозиции у представителей элиты, которые сейчас сидят в Раде и единодушно проголосовали за нее".

-----

Все взять и поделить!
Геннадий Донцов, www.from-ua.com

Для победителей украинская революция стала либеральной, предоставив им полную свободу действий. А вот для побежденных оказалась самой что ни на есть социалистической, поскольку в ее результатом стали давление на частный капитал и попытки "отъема" собственности…

"Э-эх, ухнем!"

Слова премьер-министра Украины Юлии Тимошенко о том, что под прицелом реприватизации оказались 3 000 украинских предприятий, смутили не только души их владельцев, но весь фондовый рынок. Он тут же отреагировал падением акций "опальных" заводов на 10-15%. По мировым масштаб – это вообще обвал, но к счастью в Украине фондовый рынок развит не настолько, чтобы подобными колебаниями ввергать страну в экономический кризис. Правда, сама цифра неприятно поразила сторонних наблюдателей из большого мирового бизнеса, поэтому пришлось в дело вмешаться Виктору Ющенко, который пытался успокоить всех обещаниями, что более 30-40 объектов никто экспроприировать не будет.

Но это, как говорится, обещания, а в реальности собственность одних уже переходит в руки других, причем на основе решения районных судов – чью объективность еще вчера ставила под сомнения бывшие оппозиционеры. А ускоряют претворение судебного решения в жизнь вооруженные бодрые молодцы (якобы из неких охранных агентств). Два облэнерго они уже положили лицом в линолеум, кто окажется следующим – можно только гадать.

Формально – все по закону, фактически же под его прикрытием теперь можно подать в суд иск на любого собственника, приватизировавшего когда-либо в Украине какой-нибудь объект государственной или коммунальной собственности. И нужно думать, что желающих будет немало. 3 000 объектов – это только то, что попало в поле зрение Генпрокуратуры и Кабмина. А ведь наверняка еще есть блюстители справедливости на местах, и у них наверняка существуют свои списки "реприватизации". Так дело может дойти не только до рынков, кинотеатров и универмагов, но и даже до помещений, купленных под магазинчики и кафе, оптовых складов, пятачков земли под ларьки…

"Если новой власти не удастся удержать все процессы в правовом русле, мы получим вакханалию, которая будет нам напоминать 1917-й год", - заметил в связи с удалой "реприватизацией" "Прикарпатьеоблэнерго" народный депутат Игорь Шурма.

Однако этот процесс имеет одну весьма бросающуюся в глаза особенность. Пока что никто не покусился на предприятия и собственность т.н. "оранжевых бизнесменов", и есть большие сомнения, что оные вообще будут включены в списки реприватизации. То есть экспроприация грозит не всем, а выборочно – в зависимости от политической окраски.

Система "предвыборного коммунизма"

Но предприятие можно не только отнять (пардон – реприватизировать), но и банально разорить, поставив его в невыносимые условия, или попросту вернуть в ситуацию 90-х годов. Именно это грозит промышленному Востоку Украины и Закарпатью, где новый Президент узрел слишком много свободных экономических зон (СЭЗ).

Возможно кому-то и кажется, что ряд налоговых и прочих льгот, предоставляемых государством частным предприятиям, являются "коррупцией". Особенно, наверное, тому, кто живет в депрессивном сельскохозяйственном регионе Правобережья, которому не помогут никакие СЭЗ, а от голода спасут только дотации из госбюджета (наполняемого в основном за счет промышленных регионов). И когда дотаций не хватает, то это всегда можно списать на то, что их "пожирают" заводы олигархов Донбасса.

Однако же Виктор Ющенко сам заявил, что он не "гусиный пастух", поэтому не может не понимать, что отмена льгот и упразднение СЭЗ приведет прежде всего к резкому повышению себестоимости продукции промышленных предприятий, и как следствие – резкому падению ее продаж. А дальше снежным комом покатятся все вытекающие отсюда проблемы.

Опять же, почему такое пристальное внимание именно к предприятиям, владельцы которых во время выборов являлись сторонниками Виктора Януковича?

Меж тем, идя на выборы, Виктор Ющенко неустанно твердил, что, во-первых, выступает за либерализацию экономики и не собирается пересматривать итоги приватизации, а во-вторых, намерен провести амнистию "теневого капитала". Неужели он имел в виду лишь капитал своих соратников?

Впрочем, нынешний Президент в бытность свою простым кандидатом также обещал, что "налоги будут низкими, но платить их будут все". Кого он понимал под "всеми", еще раз пояснять очевидно не нужно. А вот что касается налогов, то пока что они только повышаются – так, например, частные предприниматели, платившие единый налог и сбор в Пенсионный фонд, теперь уже платят на 86 гривен больше. Не исключено, что на фоне плачевного состояния бюджета будут повышены и другие налоги.

Но вполне возможно, что отдельной графой на плечи украинского предпринимателя также ляжет содержание за свой счет судебной власти. Во всяком случае, Юлия Тимошенко намекнула, что было бы неплохо, если бы первые взяли на свое финансовое попечение последнюю – на добровольных началах. Нетрудно догадаться, что (в случае утверждения проекта) отказать суду в "просьбе" будет весьма непросто, учитывая то, что этот самый суд будут иметь право лишить предпринимателя его недвижимости – признав ее "незаконно приватизированной".

Многомиллиардный дефицит с одной стороны – и обещания сделать жизнь простых украинцев лучше с другой – сами толкают Президента и правительство к выполнению обещания "навести порядок и прогнать олигархов". То есть путем реприватизации и налоговых "продразверсток" попытаться заделать бюджетную дыру, а по возможности даже "наварить" лишнего, чтобы использовать дополнительные средства для социальных выплат. Ведь впереди парламентские выборы, на которые нужно идти уже не с лозунгами, а с результатами.

Ошибочна ли такая стратегия, напоминающая "военный коммунизм" Ленина? На коротком промежутке времени до марта 2006 она может полностью выполнить свою задачу – привлечение электората.

Во-первых, избиратели Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко – а также их партий – живут не в Донбассе. И их последствия реприватизации и ликвидации СЭЗ не коснуться. Для них это будет лишь борьба с олигархами и "донецкими бандитами", которую они будут от всей души приветствовать. Ну а если она еще и принесет ощутимые результаты в виде добавки к пенсии или пособию – радость, понятное дело, будет двойная, как и уверенность в "народности" действующей власти.

Во-вторых, вся эта реприватизация и прессинг частного капитала устраивает также левых, которые вообще выступают за национализацию всех стратегических объектов (в том числе и с "оранжевыми" собственниками). Устраивает их и намерения потратить вырученные деньги на нужды народа. Таким образом, Ющенко и Тимошенко не дают повода для жесткой критики своей власти со стороны левых и в целом располагают к себе их электорат.

В-третьих, реприватизация и прочие неприятности бьют по экономической (в частности финансовой) базе "бело-синей" оппозиции. Это с одной стороны может лишить ее возможности собрать средства на проведение избирательной компании, а с другой – отвлечь внимание от выборов на свои личные проблемы и тем самым вообще дезорганизовать. В целом, исходя из весьма неприветливого выступления Виктора Ющенко в Донецке, да и масштабной чистки госаппарата, видно, что власть считает себя уже достаточно крепкой, чтобы говорить с оппонентами с позиции силы, и не ждет какого-либо серьезного сопротивления.

Таким образом, не прибегая к кропотливым и медленным методам серьезного реформирования экономики, можно за короткий срок добиться иллюзии "хорошей жизни". Однако отрицательная сторона "предвыборного коммунизма" в том в том, что когда закончатся выборы, начнутся неприятности.

Украина во мгле

Самое любопытное, что первая неприятность может свалиться на голову союзников новой власти из числа тех центристов, которые пошли ей навстречу и сгруппировались вокруг нынешнего спикера Владимира Литвина. В случае возникновения ряда обстоятельств, в результате которых после выборов они станут уже не нужны "оранжевым", жернова реприватизации могут затянуть и их собственность. Ведь революции, после победы над противниками, свойственно обрушиваться на союзников.

А вызвано это будет весьма плачевным состоянием экономики, которая уже сегодня ощущает на себе последствия революции. Так, слова Юлии Тимошенко о "списке 3 000" не только пошатнули котировки акций, но и отпугнули потенциальных иностранных инвесторов, которые вряд ли будут готовы вкладывать деньги в государство, где предприятия в таком количестве запросто "изымаются" по решениям районных судов.

А кому же тогда передать "изъятое", да еще по "настоящей цене", если не иностранным инвесторам? Ведь финансовые возможности "оранжевых бизнесменов" довольно скромны, приобрести комбинат – это не автомобиль любимой супруге купить.

Одновременно с этим реприватизация уже обеспокоила инвесторов российских, которые уже вложили в украинские предприятия свои средства, причем весьма серьезно – Госдума посвятила этому специальное заседание. Если антироссийские настроения некоторых членов правительства возьмут верх, и "москалей" попросят "вернуть достояние украинского народа", то вряд ли их удастся уговорить купить это достояние снова – по более высокой цене.

Более того, несмотря на все заявления, Украина уже успела несколько охладить отношения со своей соседкой до такой степени, что Россия в частности приостановила покупку украинских самолетов Ан. А это уже грозит дальнейшему существованию украинского авиапрома, поскольку Россия является не только основным рынком сбыта этих самолетов, но и партнеров в их производстве.

Таким образом, непродуманные шаги, направленные на быстрое достижение временных политических целей, могут в конечном итоге угробить основу украинской экономики – ее промышленность. Следом, по цепочке, полетят бюджет и социальный сектор. А это приведет если не к массовым беспорядкам, то, как минимум, – к новым "голодным маршам" на Киев.

Разумеется, есть и вариант государственного управления самыми перспективными предприятиями. Однако для их эффективной работы, а точнее – для снижения себестоимости продукции, придется снова давать им льготы и вводить СЭЗ. То есть вернуться к тому, с чем боролись. Но насколько успешным будет их работа в госсобственности в условиях такого "оранжевого социализма", который претендует не просто на человеческое лицо, а лицо европейского образца, сказать трудно. Но известно, что европейский уровень жизни обеспечивает 30% тамошнего ВВП, уходящего на социальные расходы (США – 16%). Украине это физически не по плечу, тем более, когда ее экономическое будущее все сильнее окутывает туманная мгла…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нурсултан Назарбаев посетил Северо-Казахстанскую область 28.02.2005
В Астане прошло заседание министров иностранных дел ШОС 28.02.2005
Глава правительства посетил с рабочей поездкой Восточный Казахстан 28.02.2005
Президент Кыргызстана поддерживает инициативу Нурсултана Назарбаева о создании Союза Центрально-азиатских государств 28.02.2005
Кричали "жол , жол!" , получился "жолаяк!" 28.02.2005
"Модернизация" партии "Ак жол" может привести к ее расколу 28.02.2005
"Оппозиция" в своей тарелке 28.02.2005
Когда в товарищах согласия нет… 28.02.2005
Конформизм "Республики" 28.02.2005
В суды республики в 2004 году поступило около 1 млн. дел и заявлений 28.02.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz