Руслан БАХТИГАРЕЕВ, "Экспресс-К", 1 марта
Строительство метро в южной столице продолжится силами городских властей без привлечения инвесторов. Монорельсовой дороги в Алматы не будет. Ее место займут трамваи нового поколения. Таковы элементы стратегии развития Алматы на ближайшие годы, объявленной акимом города Имангали Тасмагамбетовым. В прошедшую субботу он отчитывался перед жителями города.
Один день из жизни южной столицы
- Что такое один день нашего города? - задал Тасмагамбетов вопрос. - Это производство промышленных товаров на более чем 460 млн тенге, товаров и услуг - на 1 млрд тенге, выпечка хлеба - 420 тонн. Один день в Алматы - это 60 тысяч единиц автотранспорта на дорогах города, 50-60 преступлений, выброс в атмосферу 460 тонн вредных веществ, 65-70 новорожденных, 660 поступающих в клиники больных. 175 тысяч учащихся садятся каждый день за парты. Ежедневный оборот капитала - 13 млрд тенге.
- Немало проблем у энергетического комплекса, - продолжил аким, переходя к задачам городских властей. - Большую часть тепла и электроэнергии вырабатывает АПК. Износ электросетей города составляет 60-70 процентов. По этой причине не получаем более 200 мегаватт энергии и вынуждены закупать ее. Разработана программа реформирования АПК, в скором будущем приступим к ее реализации. Для того чтобы решить проблемы, требуется 300 млн долларов США. Замечу, что за последние три-четыре года тарифы на многие коммунальные услуги не повышались, а в некоторых сферах наблюдалось их снижение. Мы намерены и дальше придерживаться гибкой тарифной политики.
От тепла и электричества Тасмагамбетов перешел к жилищным проблемам.
- При акимате постоянно работает градостроительный совет, - пояснил аким. - В его задачи входит разработка плана города таким образом, чтобы он стал современным, но при этом не потерял своей индивидуальности. Что касается жилья, то в этом году планируется построить 450 тысяч квадратных метров. Здесь также немало проблем. Основная из них - высокая стоимость жилья. Но она и будет высокой, пока у нас не появятся собственные строительные материалы.
Реки - очищать, землю - продавать
От жилья Имангали Тасмагамбетов перешел к дефициту земельных ресурсов города.
- Свободной земли в черте города практически нет. Я дал поручение завершить инвентаризацию поселков, чтобы посчитать, сколько земли у нас сейчас есть. Посмотрите, богатством Западного Казахстана является нефть. Но не стали же власти области раздавать каждому по ведерку нефти. Они привлекли крупных инвесторов, которые занимаются не только разработкой, но и благоустройством области. А у нас что? Мы же всю землю раздали! Мало того что мы даем землю для постройки особняка, так мы еще и дорогу к нему подводим, тепло- и электросети. И все бесплатно. Больше этого не будет. Мы будем продавать землю с аукциона.
Аким также пообещал вплотную заняться разрешением транспортных проблем. По его данным, в городе насчитывается 250 тысяч единиц автотранспорта. Это количество в совокупности с низкой пропускной способностью улиц является, по мнению акима, основной причиной заторов. В связи с этим акимат города выделяет 11 млрд тенге на разрешение этой проблемы. Кроме того, аким дал слово, что к апрелю будет сдана развязка на пересечении улиц Райымбека и Саина.
- Улицу Толе би мы "пробьем" до Калкамана, а Желтоксан соединим с Аль-Фараби, - продолжил аким. - Мы также намерены решить проблему общественного транспорта за счет замены микроавтобусов на новые вместительные и комфортные автобусы и троллейбусы.
Обсуждая тему метро, Имангали Тасмагамбетов заявил, что ждать чуда не стоит.
- Долгострой метрополитена был вызван ожиданием крупного инвестора. Но вы видели где-нибудь в мире метро, которое было бы частным? Я не видел. Поэтому пора осознать, что инвестор к нам не придет - метро будем строить сами. Его первая очередь протяженностью 8,3 километра будет сдана к 2008 году. Финансирование на этот год мы уже полностью получили, так что строительство идет своим чередом.
Тасмагамбетов также развеял миф о монорельсовой дороге, заявив, что в городе появятся новые трамваи, которые не только увеличат число перевозимых пассажиров, но и станут украшением города.
Затем аким вновь вернулся к проблеме бессистемной застройки города, но уже через призму экологии. Он заявил, что естественный очиститель воздуха - реки, проходящие через город, не выполняют своей функции, так как их берега застроены. "Мы выкупим эти участки и снесем здания, находящиеся на них", - пообещал Тасмагамбетов.
Дальше - больше
- Ежедневный объем мусора - 1400 тонн, а вывозится на мусорный полигон только 800 тонн, - сообщил аким. - То есть в городе остается 600 тонн отходов. К концу марта мы начнем избавляться от мусора по новой системе. Мы намерены также заставить строительные компании вычистить ущелья, находящиеся в Алматинской области. И пусть они не вздумают говорить о том, что они не обязаны производить очистку области. Мы-то знаем, что засоряют ущелья только алматинские строительные компании.
Заканчивая выступление, мэр пообещал, что в этом году будет увеличено финансирование здравоохранения. Планируется также построить две новые школы и ввести школу-интернат на 600 мест, реконструировать ТЮЗ, фонтаны и памятники города. В завершение аким преподнес хорошую новость для учащейся молодежи: с 1 сентября все студенты, обучающиеся на кредитной основе, будут переведены на гранты. |