Андрей ВОЛЬНОВ, "Российские вести", 1 марта
Нагнетание многими зарубежными и некоторыми российскими СМИ страха относительно того, что вслед за Украиной волна "цветных революций" накроет и государства Центральной Азии, не оправдалось. Двум государствам удалось пройти выборный рубеж спокойно и без потрясений.
В Таджикистане и Киргизии выбирали депутатов национальных парламентов. В обоих государствах, словно по приказу шейха Аладдина, резко активизировалась политическая оппозиция. Прибыли и многочисленные зарубежные наблюдатели, которые должны были зафиксировать то ли нормальную, соответствующую общепринятым демократическим нормам процедуру голосования, то ли нарушения такого "качества", которое позволило бы "выборам перерасти в революцию". Например, только в Душанбе от ОБСЕ работало свыше 200 человек. Кроме того, за ходом выборов следили сотни местных наблюдателей.
Готовились к выборам и местные власти. Они закупили в Китае прозрачные урны, провели заметную разъяснительную работу с населением, встречались с представителями оппозиции. При этом было заявлено, что власти заинтересованы в открытых честных выборах.
Согласно предварительным итогам парламентских выборов в Киргизии, сын и дочь президента Аскара Акаева, выставившие свои кандидатуры, лидируют с большим отрывом от соперников. Во второй тур вышел и крупный оппозиционер, один из реальных претендентов на пост президента на октябрьских 2005 года выборах в Киргизии, бывший премьер-министр Курманбек Бакиев. Президент Аскар Акаев считает, что "киргизская оппозиция по-крупному подставила США и некоторые международные организации". Накануне Конгресс США принял резолюцию, рекомендующую "работать с правительством Киргизии по внесению изменений в недавно принятую конституцию для поиска решения задачи обеспечения прав человека и баланса между ветвями власти". "Эти задачи уже решены", - заявил Акаев, имея в виду внесенные по инициативе самой власти изменения в политическую систему Киргизии. Согласно новой конституции Киргизии, республика превращается из президентской в "парламентско-президентскую", расширяются полномочия парламента и правительства. Успешное проведение парламентских выборов теоретически может стать поводом для того, чтобы Акаев вновь выдвинул свою кандидатуру в президенты, поскольку президентские выборы будут проводиться также по новым законам. Впрочем, действующий президент может и не идти на этот сомнительный с точки зрения международной практики шаг и сохранить влияние на ситуацию в стране через подконтрольный парламент.
Что же касается Таджикистана, то там пропрезидентская Народно-демократическая партия вообще изначально не имела реальных конкурентов, а президент республики Эмомали Рахмонов заранее чувствовал себя победителем. Правда, по мнению главы международных наблюдателей Питера Эйхера, прошедшие выборы в Таджикистане не соответствуют международным стандартам. Четыре оппозиционные партии - Демократическая, Коммунистическая, Партия исламского возрождения и Социал-демократическая уже заявили о том, что не признают их результатов. Собственно говоря, этих заявлений следовало ожидать. Они вполне укладываются в "оранжевый" сценарий, отработанный западными политтехнологами: сначала заявления о непризнании итогов выборов, затем - массовые акции гражданского неповиновения на центральной площади... Да вот беда: никаких признаков "розовых", "оранжевых" или иных "цветных" революций на улицах и площадях Бишкека и Душанбе в эти дни не наблюдается. Причем характерно, что революций не предвидят на нынешнем этапе политической борьбы ни власть, ни оппозиция. Это же подтверждают и местные наблюдатели. Все понимают: победа на парламентских выборах - это залог сохранения у власти нынешних властных элит и укрепления связей Киргизии и Таджикистана с Россией (в Киргизстане даже планируют заключить с нашей страной соглашение о двойном гражданстве). Судя по всему, "партии власти" в обеих республиках побеждают с таким отрывом, что ни у оппозиции, ни у ее западных покровителей и спонсоров уже не будет морального права требовать пересмотра итогов голосования. |