NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 06:55 ast
04:55 msk

Казахстан решил стать небольшой сверхдержавой
Советского Союза давно уже нет, но "союзное" дело живет
11.03.2005 / политика и общество

Андрей МИЛОВЗОРОВ, Утро.Ру, 10 марта

Советского Союза давно уже нет, но "союзное" дело живет. Сразу же после его распада Европейское сообщество было переименовано в Евросоюз. Его по-прежнему называют "наднациональным", но по сути своей ЕС все больше напоминает федерацию, на манер СССР. Некоторые элементы наднациональности появляются также в интеграции стран Юго-Восточной Азии, хотя слово "союз" там не используют. Теперь еще и Центральная Азия грозится учредить свой союз, самый настоящий. Такую идею выдвинул президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая недавно на совместном заседании палат парламента с ежегодным посланием народу. "Договор о вечной дружбе между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном может послужить прочной базой для такого объединения".

"Хотел бы сразу подчеркнуть, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не имел в виду создание союзного государства с поглощением суверенитета стран-участниц, – поспешил отметить глава казахстанского МИД Касымжомарт Токаев, комментируя идеи своего президента. – Глава государства имел в виду углубление интеграции, координацию политики в осуществлении экономических реформ путем создания зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка услуг, товаров, капиталов и рабочей силы, валютного союза". Пока не идет речи даже о каком-то новом соглашении между странами Центральной Азии: планируется всего лишь "развивать комплекс мероприятий" в соответствии с отдельными, уже имеющимися договоренностями. Однако министр отметил, что в этом деле предполагается использовать опыт и принципы, сформулированные в основополагающих документах Европейского союза. А это значит, что темы наднациональности не избежать. Ведь в основе механизма ЕС заложена одна принципиальная вещь – суверенитет стран-членов, переданный ("делегированный") Евросоюзу. То есть, европейские державы поступились частью своих прав и обязанностей в пользу союзных органов. Так, Европейская комиссия наделена правом вести торговые переговоры от лица всех 25 государств, Европейский центральный банк – регулировать процентную ставку и печатать дензнаки 12 стран "зоны евро".

Об этой особенности ЕС у нас почему-то не принято вспоминать, когда заходит речь о перенимании "европейского опыта", будь то в ЕврАзЭС, российско-белорусское "Союзное государство" или вот теперь в Центрально-Азиатский союз. У нас как огня боятся любых разговоров об утрате государством национального суверенитета (еще свежа память о "нерушимом"), но вместе с тем забывают, что ЕС именно потому и превратился в единое экономическое пространство и мощного игрока мировой арены, что его страны-члены не пожалели львиной доли своего драгоценного суверенитета в пользу общего проекта и подчиняются теперь решениям союзных органов.

Но вернемся в Центральную Азию. Каковы их шансы на "продвинутую" интеграцию? Говоря о предпосылках создания союза, министр Токаев указал на культурную идентичность народов стран региона, их принадлежность к единой языковой группе, взаимодополняемость экономик, наличие развитой транспортной инфраструктуры и общей границы. А Назарбаев даже пожалел архитекторов европейской интеграции, которые могли только мечтать о таких предпосылках, какие есть в Центральной Азии. Это "общие экономические интересы, культурно-исторические корни, язык, религия, экологические проблемы, внешняя угроза" (под последней имеется в виду не только и не столько терроризм, сколько растущая мощь Китая, способная подчинить себе все вокруг). Еще у центрально-азиатских республик имеется солидная нормативно-правовая база межгосударственных отношений: договоры о вечной дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Узбекистаном и Киргизией; договор о союзнических отношениях между Казахстаном и Киргизией; учредительные документы Организации "Центрально-Азиатское Сотрудничество" (в которую, правда, входит и Россия).

Так что, по словам Назарбаева, осталось только "перейти к тесной экономической интеграции, двигаться к общему рынку и общей валюте", чтобы построить союз. И вновь обратимся к комментарию Токаева: инициатива президента Казахстана "продиктована искренним стремлением к налаживанию эффективного регионального сотрудничества и взаимодействия в условиях глобализации, которая породила общие вызовы и угрозы: терроризм, религиозный экстремизм, растущий наркотрафик, торговлю людьми, незаконную миграцию, распространение конвенционного оружия, нехватку воды и т.д." Очевидно, что с такими проблемами проще справиться, "объединившись в экономическом и политическом плане". "Центральная Азия представляет собой обширный рынок, здесь проживает около 50 млн человек. Но экономики отдельных государств развиваются по-разному, одни – успешно, другие – не очень. Тот факт, что население соседних стран проживает в разных экономических условиях, вовсе не содействует сближению наших народов, а, напротив, порождает нежелательные процессы, например, незаконную миграцию с негативными последствиями для межгосударственных отношений". Короче, готовится идеологическая подкладка как раз под наднациональный союз: выровнять экономическое развитие, решить насущную для региона проблему водоснабжения, да еще ввести единую валюту – все это возможно только под "крышей" общего центра власти.

Все прежние попытки объединить Центральную Азию (в том числе, ЦАЭС/ОЦАС), по мнению казахстанского руководства, мало к чему привели – возможно, именно потому, что создания наднациональной организации они не предусматривали. "Инициатива же президента Нурсултана Назарбаева предполагает создание новой модели сотрудничества центрально-азиатских государств, учреждение такого объединения, которого еще не было в истории Центральной Азии", – возвещает министр.

Ну, вопрос об исторической уникальности остается открытым: если отцы-основатели по-прежнему будут твердить о неприкосновенности суверенитета их государств, то никакого "Евросоюза" у них получится: выйдет просто очередной "формат" постсовковой интеграции, где никто никому ничего не должен и каждый живет, как хочет и с кем хочет. А уж если Казахстан всерьез вознамерится перенимать наднациональный опыт ЕС, то могут возникнуть проблемы другого характера: партеры не согласятся. Например, Узбекистан, еще недавно мысливший себя региональной мини-сверхдержавой, возьмет да и не захочет делегировать кусок своего суверенитета какой-то организации, где инициатором является не он, а Казахстан. Про Туркменбаши вообще помолчим – да и казахи о нем в своем проекте не упоминают. В общем, казахам "предстоит большая дипломатическая работа, причем здесь важна не только позиция Казахстана, но и желание других сторон", – признает Токаев. Но все-таки во всей этой затее так и сквозят амбиции Астаны: "Как сказано в послании, Казахстан воспринимается в мире как региональная держава, обладающая сильной экономикой и прочными позициями в мировом сообществе", – заявляет министр в порядке аргумента в пользу осуществимости союзной идеи. А вот в Европе-то, надо сказать, все как раз по-другому начиналось. Сообщества возникли на основе признанного баланса между Германией и Францией, к которым примкнули и другие страны Западной Европы. И до сих пор любая попытка "больших" стран укрепить свои позиции воспринимается как "наезд" на "маленьких" и вызывает бурю эмоций...

Одним словом, перспективы у Центрально-азиатского союза далеко не ясные. Что же касается России, то для нее казахстанская инициатива означает одну малоприятную вещь, которую приходится констатировать: наша страна окончательно утрачивает свою былую роль "собирателя земель", интеграционного центра "одной шестой части суши". То, что новая интеграционная альтернатива исходит от Казахстана – весьма показательно. Эта страна, пожалуй, наиболее последовательно придерживалась всех интеграционных начинаний на постсоветском пространстве под эгидой России: от СНГ до ЕЭП. Все время призывала "большого брата" уделить большее интеграционное внимание Востоку, Центральной Азии. Но Россия была занята другим: упорно плела интриги на Кавказе, сжимала в топливно-энергетических щупальцах Прибалтику, бодалась с упрямой Белоруссией, отчаянно цеплялась за Украину. В итоге – ничего путного не вышло, а вот теперь еще и азиаты решили обойтись в интеграции без нее. Браво!

Конечно, они не первые, кто пытается у нас интегрироваться "в узком кругу". Попытки активизировать интеграционные процессы СНГ в ограниченном формате (внедрить в СНГ идею "разноскоростной" интеграции) не раз уже предпринимались самой Россией. Сюда относится и нынешнее ЕЭП, и ЕврАзЭС, и "Союзное государство" России и Белоруссии. Но, во-первых, ощутимых результатов (хотя бы намека на наднациональность) они не принесли, а во-вторых, были не столь опасны для единства Содружества, поскольку сразу заявлялись как некая модель, пилотный проект, присоединиться к которому призывались все участники. Тогда как Центрально-азиатский союз изначально позиционирует себя как сугубо региональная организация. Хотя Назарбаев и намекнул на возможность присоединения соседних государств, но из сути проекта ясно, что эти соседи должны, как минимум, "компактно" располагаться в означенном регионе. Россия туда явно не влезает. Не говоря уже о других, более удаленных республиках. Таким образом, внутри СНГ может появиться закрытая и действительно наднациональная региональная структура. Вполне вероятно, что Центральная Азия от этого действительно выиграет. Однако остальное Содружество тогда обречено будет оставаться не более, чем "постсоветским пространством", лишенным какой-либо интеграционной перспективы. Даже зона свободной торговли в масштабах СНГ нам тогда не светит.

Конечно, можно спорить о причинах неудач нашей общей интеграции – несомненно, не последнее место среди них занимают "происки" недругов России (точнее, России, как страны-объединителя). Но в данном случае причины уже не столь важны – важен итог: реинтеграция постсоветского пространства не удалась. Это уже пора признать. Что ж, дай нам Бог хотя бы сформировать на этом пространстве несколько прочных региональных блоков. Это будет, в любом случае, гораздо лучше, чем то аморфное состояние, в котором пребывает сейчас СНГ.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Посол Ирана вручил верительные грамоты Президенту Казахстана 31.03.2005
Премьер призывает избегать "кампанейщины и непродуманности" в ходе выполнения Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента РК 31.03.2005
Кадровые назначения 31.03.2005
Казахстанско-российский авиационно-ракетный комплекс "Ишим" станет реальностью 31.03.2005
Заявление 31.03.2005
Казахстанская молодежь настаивает на монетизации льгот 31.03.2005
Разрушитель империй 31.03.2005
Кошмар в Бишкеке глазами очевидцев 31.03.2005
"Новую власть в Киргизии признают все зарубежные страны" 31.03.2005
Урок Aкаева 31.03.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz