Борис САНЦЫКОВ, "Экспресс-К", 2 апреля
Неделю назад мы стали свидетелями уникального события в жизни нашей страны. На заседании Конгресса предпринимателей Казахстана президент республики Нурсултан Назарбаев призвал бизнесменов консолидировать свои усилия в решении социальных и экономических проблем общества. В поддержку инициативы главы государства представителями деловых кругов был создан общенациональный союз предпринимателей и работодателей "Атамекен". Каковы его цели и задачи? В чем его отличие от предыдущих "конгрессов", "форумов" и многочисленных ассоциаций? Об этом мы беседуем с членом координационного совета нового объединения предпринимателей, президентом Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана Николаем РАДОСТОВЦЕМ.
- Николай Владимирович, зачем нам нужен новый союз?
- Чтобы стать сильными! Идея консолидации общественных объединений предпринимателей и работодателей уже давно витала в воздухе. Так, некоторое время назад была предпринята попытка создания координационного совета нескольких республиканских объединений - Конфедерации работодателей Казахстана, Союза товаропроизводителей и экспортеров, Конгресса предпринимателей Казахстана, Евразийской промышленной ассоциации и др. Но каков правовой статус подобных объединений и способны ли они реально влиять на принятие решений, затрагивающих важнейшие аспекты экономической деятельности? Практика показала, что главной проблемой диалога власти и бизнеса является наша разобщенность: каждый сам по себе входил во властные структуры, лоббируя свои интересы. И президент, как опытный политик, держащий руку на пульсе нашего государства, сделал большой шаг нам навстречу. Его призыв к консолидации усилий бизнеса ознаменовал, по сути, новый этап реформирования взаимоотношений предпринимателей и государства. Новый союз станет легитимным представителем интересов всех бизнесменов, независимо от их статуса - крупных, средних и малых.
- В чем же заключается новизна инициатив главы государства?
- Нурсултан Абишевич выступил с идеей создания отраслевых экспертных советов при каждом министерстве. В совет войдут специалисты и практики реального производства, способные указать на тот или иной нюанс. Теперь для предпринимателей открывается возможность влиять на принятие конкретных правовых актов - законов, постановлений, приказов, решений, непосредственно касающихся их деятельности. Вдумайтесь: экспертное заключение, подписанное работодателями и предпринимателями, станет обязательным. Депутатам, правительству, министрам, акимам будет крайне нелегко его проигнорировать. Это станет возможным благодаря готовящемуся законопроекту "О предпринимательстве". Это реальный инструмент влияния, какого раньше мы не имели.
- Простите, но насколько успешным может быть такой механизм взаимоотношений в отсутствие закона "О лоббировании"?
- Я думаю, что такой закон будет следующим этапом реформирования. Без него не обойтись никак. Продвижение интересов отечественного производителя - это общепринятая мировая практика. Но у нас нет четких юридических процедур, очерчивающих границы легального влияния на принятие государственных решений. А вопросов - масса! Как и в каком формате представитель бизнес-структуры должен убеждать депутата или члена правительства в целесообразности, например, антидемпинговых пошлин? Или, скажем, снижения НДС? Где должна происходить их встреча? В стенах служебного кабинета? В офисе предпринимателя? И вообще, где пролегает граница между легальным лоббированием и коррупционным правонарушением? Отсутствие таких процедур порождает серьезные перекосы и в сфере социального партнерства.
- Что вы имеете в виду?
- Например, в мажилисе парламента успешно работает депутатская группа "Енбек", защищающая интересы профсоюзов, и я высоко ценю ее работу в обсуждении новой редакции Трудового кодекса, но увы: В парламенте нет депутатской группы, отражающей интересы работодателей, что может привести к отсутствию баланса всех сторон трудовых отношений. А этот закон должен быть принят только на основе компромисса. Стоит чаше весов качнуться в сторону увеличения льгот наемного работника, и у отечественного товаропроизводителя возникают проблемы с конкурентоспособностью продукции. Неконкурентоспособный товар - первый шаг к банкротству предприятия. Выиграет ли в этом случае рабочий? Согласитесь, вопрос баланса интересов - очень непростой. Особенно сейчас, когда мы готовимся вступить в ВТО. Нельзя нарушать приоритет производства - темпы экономического роста должны опережать рост социальных льгот. Между тем в парламенте нет структуры, защищающей отечественного товаропроизводителя. Аграрный комитет есть. А промышленный? Тешу себя надеждой, что активизация процессов консолидации на уровне предпринимательских объединений приведет к аналогичным процессам в законодательной власти. А новый закон о предпринимательстве с нормой об экспертных советах даст бизнесу легальную основу для продвижения своих интересов. Было бы здорово, если бы в парламенте образовалась группа лиц, которые положа руку на сердце могли бы сказать: мы отстаиваем интересы отечественного товаропроизводителя и это наше кредо!
- Да, но на конгрессе прозвучало опасение, что доминирование представителей определенных отраслей в новом союзе также приведет к перекосам - к отраслевому лоббированию.
- Не факт! О каком "доминировании" можно говорить сейчас, на этапе становления союза "Атамекен" и его органов? Хочу напомнить: практика - критерий истины! Но даже если представить, что сбудутся эти опасения, что с того? Пусть доминирующая группа докажет эффективность механизма защиты своих интересов и тем самым подстегнет активность других групп, других участников процесса. Понимаете, нам не об этом сейчас говорить надо. Нам надо садиться всем вместе и, не теряя времени, вырабатывать общие "правила игры" и фиксировать их в законопроекте "О предпринимательстве".
- Создается впечатление, что образование нового союза ставит крест на всех других объединениях:
- Как раз наоборот! Просто каждое общественное объединение будет поставлено в условия, когда нужно доказывать свою жизнеспособность в конкурентной борьбе за право представлять интересы бизнеса. Это тоже нормально. Гораздо более важным представляется мне вопрос о создании отраслевых ассоциаций. Проблема в нашей специфичности. Сегодня, например, очень много вопросов возникло у представителей горнорудной отрасли, являющейся базовой в нашей экономике. С этой целью мы сейчас создаем ассоциацию горнодобывающих и горно-металлургических предприятий. Кроме того, необходимо конкретизировать положения Индустриально-инновационной программы, касающиеся экспорта. Возможно, даже принять отдельную программу "Экспорт Казахстана".
- Означает ли создание "Атамекена" расширение формата социального партнерства? Будет ли новый союз работать в регионах?
- Безусловно. Кстати, на недавнем заседании трехсторонней комиссии по социальному партнерству мы внесли существенное дополнение в план мероприятий по реализации генерального соглашения, дописав отдельный пункт: "Объединения работодателей и предпринимателей участвуют в экспертных советах министерств, ведомств". Что касается работы в регионах, то задача поставлена конкретная. Необходимо, чтобы не только Алматы, Астана и областные центры стали площадками для развития бизнеса. Предпринимательство должно развиваться и в глубинке. |