NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 15:28 ast
13:28 msk

Разрыв в уровне доходов между богатыми и бедными в Казахстане сокращается
К.Келимбетов: Существующие тенденции развития мировой экономики и ситуация на мировых товарных рынках дают основания предполагать, что в текущем и будущем годах внешние факторы будут относительно благоприятными для продолжения высоких темпов экономического роста в нашей стране
11.04.2005 / политика и общество

"Central Asia Monitor", 8 апреля

Инвестиционные проекты, жилищная программа, институты развития, увеличение социальных трансфертов - в последние год-два государство все больше "возвращается" в экономику. За процесс допуска и использования государственных денег отвечает Министерство экономики и бюджетного планирования. Кроме распределения средств, на этом ведомстве лежит ответственность за стратегическое планирование и, соответственно, вся критика депутатов, прессы и общества за неизбежные ошибки и неудачи. Кайрат Келимбетов в кресле министра не первый год и к критике привык. Ответы он уверенно подкрепляет цифрами и фактами, из которых ясно, что процесс идет, и идет туда, куда надо.

- Кайрат Нематович, совсем недавно The Wall Street Journal опубликовал очередной рейтинг стран по уровню экономической свободы, составленный Heritage Foundation. Казахстану в нем отводится 130-е место. Это ниже рейтингов России, Молдавии и даже Кыргызстана. В то же время хорошо известно, что по всем экономическим показателям и темпам модернизации в целом наши соседи сильно отстают от Казахстана. Чем, на ваш взгляд, объясняется такая низкая оценка условий для частного предпринимательства в нашей стране?

- В современном мире составляется множество рейтингов, что позволяет рассматривать прогресс развития государств с учетом различных аспектов - политических, экономических, экологических, человеческих и других.

Так, например, Казахстан является первым государством среди стран СНГ, которому был присвоен кредитный рейтинг "инвестиционного" класса. На сегодняшний день рейтинг от всех трех ведущих международных рейтинговых агентств, кроме нас, получила только Россия.

Прогнозы по всем рейтингам международного рейтингового агентства Moody"s Investors Service "позитивные", рейтинги международных рейтинговых агентств Standard & Poor"s и Fitch Rating"s Ltd. имеют прогноз "стабильный". Это позволяет Казахстану обеспечивать внешнее заимствование по более низким процентам.

Кроме того, МВФ и Всемирный банк также подтверждают, что Казахстан в области макроэкономических реформ занимает одно из ведущих мест среди стран с переходной экономикой.

Все это подтверждается большим притоком в страну иностранных инвестиций, высокими темпами развития экономики, отдельных отраслей в целом. Так, валовой внутренний продукт в 2004 году увеличился по сравнению с 2000 годом на 48,9 процента, а реальные доходы населения страны за этот период увеличились на 45,8 процента.

При составлении рейтинга Heritage Foundation учитываются десять основных параметров либерализации экономики, среди которых торговая, монетарная и фискальная политика государства, степень вовлеченности государства в экономику, уровень защиты прав собственности, динамика иностранных инвестиций и прочие.

На мой взгляд, данную рейтинговую оценку целесообразно рассматривать не по порядковому номеру, занимаемому той или иной страной, а по динамике продвижения в этом списке.

Если взглянуть на динамику рейтинга Казахстана, присваиваемому Heritage Foundation с 1998 года, то он вырос с 4,23 балла в 1998 году до 3,66 в исследовании 2005 года и улучшился на 0,04 пункта по сравнению с публикацией 2004 года. То есть динамика положительная.

Рейтинг, помимо нашей страны, улучшился у 86 стран, 57 стран его ухудшили, 12 - не изменили, вследствие чего "очередность" и изменилась. В результате чего США, например, впервые за все время составления рейтинга не попали в первую десятку экономически свободных стран и получили всего лишь 12-е место, вместе со Швейцарией. Хотя в прошлом году США находились на восьмом месте, с тех пор каких-либо изменений к худшему в их экономической политике не произошло, зато произошли реформы в Австралии, Исландии и Чили, благодаря которым эти страны поднялись в рейтинге.

Очевидно, что такие страны, как Армения, Молдова, Грузия и Кыргызстан, стоят в рейтинге выше Казахстана по той причине, что они уже стали членами ВТО.

Однако, несмотря на то, что эти государства безо всяких оговорок приняли все поставленные перед ними условия членства в ВТО, уровень ВВП на душу населения в каждой из них значительно ниже, чем в Казахстане.

Так, по данным того же Heritage Foundation, в 2002 году в Казахстане ВВП на душу населения составил 1929 долл. США, что выше, чем в Армении в 2,5 раза, Молдове - в 4,7 раза, Украине - в 1,9 раза, Кыргызстане - в 4,2 раза, Грузии - в 2,5 раза, Азербайджане - в 3 раза. То есть рейтинги по экономической свободе не всегда адекватно отражают динамику экономического роста и развития соответствующих стран.

- Одной из задач возглавляемого вами ведомства является снижение доли теневой экономики. Какова сегодня эта доля от ВВП страны? Какой эффект могла бы дать легализация этой доли?

- За период с 1996 по 2003 г.г. объемы ненаблюдаемой экономики сократились на 16 пунктов (в 1996 г. - 37,1%), и по состоянию на начало 2004 года ее доля в ВВП составила 21,6%.

В течение прошлого года нашим министерством, с участием других ведомств, разработан проект программы "Основные направления экономической политики и организационных мер по сокращению размеров теневой экономики в Республике Казахстан на 2005-2010 годы".

Она определит основные направления экономической политики, позволяющие комплексно рассматривать и решать проблемы легализации некоторой части скрытой экономики, а также усилить взаимодействие государственных органов по совершенствованию методов оценки скрываемого от налогообложения дохода, выявлению фактов подпольного производства товаров и услуг с последующей легализацией их деятельности.

- Согласно прогнозам министерства, в 2005-2007 годах наша экономика будет расти на 8,1% в год. Правительство планирует, что в 2008 году реальный ВВП Казахстана по сравнению с 2000 годом будет удвоен. Насколько, на ваш взгляд, велика вероятность резкого снижения цен на нефть в ближайшие три года. Каким будет план действий правительства, если это все-таки случится?

- В соответствии с уточненными прогнозами социально-экономического развития страны, среднегодовой рост реального ВВП в 2006-2008 годах составит 8,2%. Можно констатировать, что в настоящее время мы на два года опережаем график по удвоению реального ВВП по сравнению с 2000 годом, и удвоение ВВП будет достигнуто в 2008 году. Правительство, учитывая мировой опыт, при прогнозировании старается учесть все факторы развития: внутренние и внешние, позитивные и негативные.

Поскольку нефть является основной статьей казахстанского экспорта, естественно, наша экономика чувствительна к изменениям мировых цен на нефть. При условии значительного снижения мировых цен на нефть следует ожидать укрепления курса доллара, что вызовет плавную девальвацию обменного курса тенге по отношению к доллару.

Однако резкое падение мировых цен на нефть может привести к росту бюджетного дефицита и затруднению выполнения бюджетных обязательств, падению темпов экономического роста.

Необходимость смягчения негативного воздействия на макроэкономическое развитие страны в случае резкого падения мировых цен на нефть являлась основной предпосылкой создания Национального фонда еще в 2001 году.

Сегодня в Национальном фонде находится 684,2 млрд. тенге, или 5,3 млрд. долларов. В настоящее время проводится работа по совершенствованию деятельности самого Национального фонда, разрабатывается новая система отношений бюджета, экономики и фонда.

В частности, предполагается все средства, поступающие в бюджет от нефтяного сектора, направлять в Нацфонд. Таким образом, мы защитим себя от отрицательного воздействия зависимости от нефтяных ресурсов и перегрева экономики. Для реализации же инвестиционных функций государства (бюджет развития) средства будут направляться из Нацфонда в виде трансфертов.

Сам бюджет развития в первую очередь будет направлен на инфраструктурные проекты и программы по диверсификации экономики.

Существующие тенденции развития мировой экономики и ситуация на мировых товарных рынках дают основания предполагать, что в текущем и будущем годах внешние факторы будут относительно благоприятными для продолжения высоких темпов экономического роста в нашей стране.

Однако надеяться на то, что благоприятная ситуация будет складываться продолжительное время, было бы неправильным. В связи с этим правительство проводит политику, направленную на обеспечение своих текущих расходов адекватно развитию несырьевого сектора экономики.

Сейчас идет первый этап реализации долгосрочной стратегии индустриально-инновационного развития, которая как раз призвана решить задачу по диверсификации экономики.

По поручению президента Центр маркетинговых аналитических исследований совместно с американскими консультантами провел исследования, в результате которых выявлено семь потенциальных кластеров, которые могут стать конкурентоспособными в самое ближайшее время. До конца года будет разработан мастер-план развития этих пилотных кластеров, который поможет выработать идеологию по работе государства с бизнесом и выявить конкурентные производства, которые следует развивать.

Также в самое ближайшее время правительство представит программу мер по развитию малого и среднего бизнеса. Будут внесены изменения в Налоговый кодекс, в том числе в части расширения диапазона использования специального налогового режима по упрощенной декларации, постановки на учет, порядка обложения НДС. Блок планируемых мер касается также и создания инфраструктурных условий.

Помимо этого, готовится блок законопроектов, которые позволят вывести значительную часть теневой экономики страны в налогооблагаемую зону.

Реализация всех этих мер, надеюсь, позволит в случае неблагоприятной ситуации на рынке энергоносителей избежать негативных последствий падения цен на нефть, а также продолжать политику, направленную на выполнение намеченных социально-экономических задач.

- Одной из приоритетных задач возглавляемого вами министерства является сокращение безработицы и борьба с бедностью. На ваш взгляд, сегодня в Казахстане разрыв между самыми бедными и самыми богатыми растет или сокращается?

- В 2003 году была разработана программа по снижению бедности в Казахстане до 2005 года, в которой реализуется комплекс мер по улучшению основных экономических и социальных факторов, оказывающих влияние на уровень жизни населения страны. Отмечу, что с начала проведения экономических реформ в республике реализуется вторая подобная программа.

О снижении крайней бедности в стране свидетельствуют последние данные показателей глубины и остроты бедности. Так, если в третьем квартале 2003 года глубина бедности составила 4,6% и острота бедности - 1,6%, а по итогам третьего квартала 2004 года - 2,6% и 0,8% соответственно.

За шесть лет разрыв между бедными и богатыми заметно сократился. По статистическим данным, коэффициент фондов, измеряющий соотношение между средними доходами сравниваемых групп населения, показывает, что доход 10% богатых к 10% бедных в 1997 году составлял 10,2%, а в 2003 году - 8,9%. В Казахстане, в отличие от некоторых стран СНГ, увеличения разрыва в доходах населения не наблюдается. Так, доля доходов 20% населения с наименьшими доходами увеличилась с 6,1% в 1998 году до 7,0% в 2003 году, по итогам трех кварталов 2004 года до 7,7% - 8,1%. Доля же доходов 20% населения с наибольшими доходами за этот период уменьшилась с 42,0% до 40,0%. Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения снизилось с 11,9 в 2000 году до 8,9 раза в 2003 году.
Также согласно принятой программе предусматривалось снижение уровня безработицы с 9,3% в 2002 году до 8,1% в 2005 году, снижение доли населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, в 2005 году до 20% и доли населения, проживающего ниже черты бедности, - наполовину. По результатам двух лет реализации программы отдельные контрольные индикаторы фактически уже достигнуты.

Так, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 39% от всей численности населения в 1998 году до 19,8% в 2003 году. По итогам третьего квартала 2004 года их доля составила 13,5%.

Кроме того, поэтапное увеличение минимальной пенсии и минимальной заработной платы изменило их соотношение с прожиточным минимумом. Если соотношение минимальных пенсии и заработной платы к прожиточному минимуму составляло в 1998 году 64,5%, то в 2001 году размер минимальной пенсии, а в 2004 году - минимальной заработной платы превысили прожиточный минимум.

С учетом реализации Послания главы государства со второй половины текущего года размеры минимальных пенсионных выплат и минимальной заработной платы превысят прожиточный минимум в 1,6 раза.

- Принятая индустриально-инновационная стратегия должна сделать экономику страны независимой от сырьевого экспорта. Когда, согласно этим планам, Казахстан сможет поддерживать достигнутый уровень и развиваться дальше без "нефтяной иглы"?

- Сегодня одной из самых приоритетных задач, поставленных главой государства и реализуемых правительством, является стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 гг. За два года с начала ее реализации проделана огромная работа и задан хороший темп, от которого зависит, в общем-то, ход дальнейшей реализации всей программы, поскольку идет подготовительный этап до 2006 года.

За это время сформирована необходимая вспомогательная база и системная работа госорганов, регионов, финансовых и сервисных институтов развития для последующего перехода на основные ключевые преобразования.

Кроме того, как уже отмечалось, запущен проект "Кластерная инициатива Казахстана". Отобрано семь отраслей экономики, в которых будет реализовываться пилотный проект по созданию кластеров. К этим отраслям относятся туризм, пищевая промышленность, нефтегазовое машиностроение, текстильная промышленность, транспортно-логистические услуги, металлургия и отрасль строительных материалов.

Надо отметить, что были выбраны те перспективные отрасли, в которых заметна активность инвесторов, вследствие этого вероятность успешной реализации пилотного проекта самая высокая. Но мы не намерены ограничиться развитием семи кластеров. Полученный опыт станет плацдармом для других привлекательных отраслей. А их в Казахстане еще как минимум пятнадцать.

- Представители Инновационного фонда считают одной из главных своих целей, если не основной, создание в Казахстане среды, которая сделает выгодным проведение здесь НИОКР иностранными компаниями. Что предполагается сделать в сфере предоставления дополнительных налоговых преференций и льгот в этом направлении? Разрабатывается ли нормативная база специально под венчурный бизнес?

- Государственная политика в развитии венчурного инвестирования будет включать наряду с инструментами косвенного стимулирования механизмы прямого партнерства государства с частным капиталом, через Инновационный фонд на предоставление грантов на НИОКР, подготовку кадров, а также создание венчурных фондов совместно с частными инвесторами. В конце прошлого года был одобрен проект программы о формировании и развитии национальной инновационной системы (НИС).

Так как в Казахстане практически отсутствует институт профессиональных инновационных менеджеров, то важной составляющей развития НИС является подготовка кадров и приглашение иностранных специалистов.

Действующее налоговое законодательство Казахстана содержит необходимый комплекс налоговых льгот для предприятий, осуществляющих инвестиции, с целью приобретения или создания новых технологий. Эти льготы предоставляются независимо от того, является ли налогоплательщик резидентом Казахстана или нет.

С целью реализации научно-технического потенциала в сфере биотехнологий, ядерных и информационных технологий рассматривается вопрос о создании специальных экономических зон. В настоящее время в Казахстане действует одна из них - СЭЗ "Парк информационных технологий".

На территории данных зон действует единый налоговый режим, предусматривающий льготное налогообложение корпоративным подоходным налогом (предполагается полное освобождение с 2005 года), и освобождение по налогу на имущество, налогу на землю, освобождение от таможенных пошлин на ввозимое оборудование и сырье.

Налоговое законодательство предусматривает предоставление инвестиционных налоговых преференций на определенный срок (до пяти лет) юридическим лицам, осуществляющим деятельность в приоритетных отраслях, к которым относятся и высокотехнологичные сектора экономики.

Налоговый режим для предприятий, получивших инвестиционные преференции, выражается в предоставлении дополнительного амортизационного вычета из базы по корпоративному подоходному налогу в форме равномерного списания стоимости вводимых основных средств в течение срока действия преференций, освобождение от земельного и имущественного налогов, ввозимого оборудования от уплаты таможенных пошлин. С 2005 года расширена форма предоставления инвестиционных преференций путем полного освобождения от уплаты корпоративного подоходного налога до пяти лет, в исключительных случаях - до десяти лет.

Кроме того, предприятиям предоставляется возможность отнесения на вычеты всех расходов на научно-исследовательские, проектные, изыскательские и опытно-конструкторские работы независимо от наличия положительных результатов.

- Большое спасибо за интервью.

-----

Сегодня Казахстану по силам решать собственные амбициозные задачи – Глава Минэкономики РК
Караганда. 8 апреля. КАЗИНФОРМ. /Валентина Елизарова/

В Караганде состоялась встреча министра экономики и бюджетного планирования РК Кайрата Келимбетова с молодежью, посвященная разъяснению Послания Главы государства народу Казахстана, передает корреспондент Казинформа.

Говоря об экономическом блоке Послания, Глава Минэкономики отметил: "Сегодня Казахстану по силам решать собственные амбициозные задачи". К таким задачам, к примеру, относится поставленная цель – утроить ВВП к 2015 г. "Если 10 лет назад ВВП у нас составлял чуть более 700 долларов на душу населения, то в этом году мы планируем выйти на уровень 3000 долларов", - привел наглядный пример К. Келимбетов. По словам Главы Минэкономики, в ближайшие три года Казахстан имеет реальные возможности достичь сегодняшнего уровня благосостояния такой страны, как Польша.

Для того, чтобы обеспечить нынешние темпы развития, надо было пройти тяжелый путь реформ, отметил К. Келимбетов. В этом отношении, подчеркнул он, Казахстан превзошел другие страны СНГ. "Нам повезло, что мы провели реформы в тяжелый период, заложив основы развития", - сказал Глава Минэкономики.

В своем выступлении перед молодежью особое внимание он обратил на реформы в сфере образования. Говоря о государственных инициативах, озвученных в Послании Президента РК, К. Келимбетов подчеркнул: "Государство свое будущее связывает с молодежью".

Никакие государственные реформы не возможны без поддержки населения, отметил Глава Минэкономики. Поэтому Правительство страны по поручению Президента ведет сегодня широкомасштабную разъяснительную работу. По республике 400 представителей правительственных информационно-пропагандистских групп проводят встречи с населением, сообщил К. Келимбетов.

В ходе встречи Министр экономики и бюджетного планирования ответил на вопросы молодежи. Насколько реально набрать 3 тыс. студентов для обучения за рубежом по программе "Болашак", поинтересовался один из представителей студенчества. "Действительно, это задача сложная. Но обозначенная цифра – лишь индикатор. Мы отправим только тех, кто достоин. Вы же должны стремиться к тому, чтобы соответствовать предъявляемым требованиям и получить возможность стать специалистами международного уровня", - ответил К. Келимбетов.

После встречи в Караганде Глава Минэкономики отбыл в Жезказган, где завтра, 9 апреля, также состоится встреча с общественностью по разъяснению Послания Президента страны народу Казахстана. Кроме того, К. Келимбетов намерен посетить ряд объектов корпорации "Казахмыс".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Продолжается рабочая поездка Президента по Кызылординской области 29.04.2005
Указом Главы государства образован Совет предпринимателей при Президенте РК 29.04.2005
Нуртай Абыкаев принял и.о. министра иностранных дел Кыргызстана 29.04.2005
Правительство обсуждает меры по снижению инфляции 29.04.2005
В Правительстве обсужден ход реализации Общенационального плана по выполнению поручений Главы государства 29.04.2005
Мажилисмены в первом чтении одобрили поправки в Земельный кодекс РК 29.04.2005
Партия "Отан" предлагает государству взять на себя часть погашения жилищного кредита 29.04.2005
Абилов, Жандосов и Сарсенбаев исключены из ДПК "Ак жол" 29.04.2005
"Атамекен" - за реальное взаимодействие бизнеса и власти 29.04.2005
Бесконечный майдан 29.04.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz