Айман ТЫНЫШБАЕВА, "Литер", 16 апреля
Коррупцию считают самым опасным врагом страны. О том, что в Казахстане существует достаточно высокий уровень коррумпированности, наверное, знает каждый. При этом страшно то, что в обывательской среде между берущими и дающими сложилось даже некоторое взаимопонимание. По принципу – нет худа без добра. Вот, например, для того чтобы получить паспорт законным путем, следует и деньги заплатить, и выждать три месяца. А стоит лишь обратиться в некую фирмочку, имеющую ключик от дверей служебного хода, то окажется, что, кроме денег, ничего и не надо. Удобно? Конечно. Или взять элементарное нарушение правил дорожного движения. Что лучше: оплатить через кассу один месячный расчетный показатель или разойтись с инспектором полюбовно – за двухсотенную? Но только чем дальше в лес, тем больше дров. "Кончать с этим надо", – сказал президент. Сказал и сделал, подписав указ.
Наша газета попыталась выработать хотя бы у своих читателей неприятие к действиям, имеющим все признаки коррупционных. Мы даже объявили специальную акцию "Защитим малый бизнес от произвола", подразумевая, что произволом в большинстве случаев могут заниматься только чиновники и сотрудники контролирующих органов. А вымогать взятки, "шапки", "откаты" и долевое участие в бизнесе корыстолюбивым людям легче всего у предпринимателей. Эффект, который дала акция, превзошел самые смелые ожидания. Одни с помощью карандаша и калькулятора быстренько вывели сумму ($ 40 млн), которая может ежедневно поступать в карманы коррумпированных государственных служащих. Другие герои наших публикаций приводили схемы, рассказывающие каким образом легализуется криминальный сверхдоход. А третьи, как предприниматели из Талдыкоргана, обращались за помощью к газете как к послед-ней инстанции, на которую возлагались надежды поставить зарвавшихся областных чиновников на место, полагая, что, обнародовав вопиющие факты, можно снизить уровень коррупции во всем внешне благополучном регионе.
Не знаем, с реальным соперником мы воевали несколько месяцев или только усердно танцевали, размахивая кулаками у носа теневого противника. Однако международные эксперты косвенно успокаивали казахстанцев. По многочисленным отчетам неправительственных организаций выходило, что да, наша страна действительно в плане общего уровня коррумпированности находится далеко не на последнем месте, но при этом вроде как и отчаиваться не надо. Оказывается, коррупция – это болезнь любого общества, находящегося в транзитном состоянии перехода от одной политико-экономической формации к другой. Но нам, как правило, от таких выводов легче не становилось.
Вчера глава государства подписал особый указ. Одно его название "О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц", я думаю, заставило некоторых людей с липкими ладонями втянуть голову в плечи и заерзать в казенном кресле. Наверное, уже начались телефонные звонки примерно такого рода: "Маке (Семеныч, Баке, Сан Саныч – нужное подчеркнуть), как дальше работать будем?"
Правительству по поручению Нурсултана Назарбаева надлежит к третьему кварталу текущего года подготовить реальную программу борьбы с коррупцией на 2006–2010 годы. Причем данная программа будет предусматривать не подковерную борьбу, а настоящее противостояние, так как глава государства дал однозначную установку на привлечение к этой работе помимо специалистов еще и представителей средств массовой информации. То есть обществу гарантирована открытость всех действий власти в этом направлении.
В Алматы только вчера состоялось одно мероприятие – "круглый стол", на котором ученые, политологи и эксперты с мировоззрением различной политической окраски обсуждали современное состояние партийного поля в Казахстане. В дискуссиях рассматривались сильные и слабые стороны программных документов всех существующих на сегодняшний день партий. В итоге, несмотря на различные взгляды высказывающихся, все были вынуждены констатировать тот факт, что по большому счету у противников власти есть только один серьезный момент, на котором эти критики и акцентируют внимание электората. Сегодня никто не может отрицать того, что экономика действительно на подъеме. Мало кто решится настаивать и на том, что в стране не проводятся социальные реформы. Трудно возражать против того, что в республике царит социальная и межнациональная стабильность. Это бесспорно, впрочем, как и бесспорно то, что действительно коррупция мешает всем нам в повседневной жизни. А не только оппозиционным движениям.
Там же звучали и такие мысли с долей иронии: "Вот пересажает всех коррупционеров Назарбаев, и мы (т.е. оппозиция) останемся не у дел". Оно, конечно, когда в стране президентская форма правления, удобно все валить на главу государства, не вспоминая за собой отдельных грешков. У кого-то судебная тяжба с партнером по бизнесу, так обе стороны спора не истины в первую очередь у Фемиды вопрошают, а удобного для себя решения. Причем частенько что истец, что ответчик настойчиво ищут "особых" разводящих адвокатов, одинаково любимых и прокурором, и судьей. Нет ли в этих действиях коррупционных мотивов? Или не совсем транспарентные тендеры становятся таковыми не с нашим ли участием? Или по просьбе президента? Во многом коррупцию плодим и пестуем мы сами. Во всяком случае, без подсказки Астаны, уж точно.
Аким города Алматы Имангали Тасмагамбетов свою первую встречу с предпринимателями южной столицы начинал с призыва не давать взяток. Он, недавний руководитель президентской администрации (видимо, там уже давно прорабатывались вопросы по данной проблематике), доказывал, что бороться с коррупцией нужно. Но одними карательными мерами, по его словам, победить трудно. Вернее, можно, но только тогда, когда в обществе появится привычка осуждать людей за подобные действия. Когда с оборотистого чинуши перестанут брать пример за его умение жить, а, наоборот, всем порядочным людям будет даже неудобно здороваться с тем человеком, в отношении которого прошел слушок, что он не брезгует подношениями, тогда и наши рейтинги начнут позитивно изменяться.
Доктор экономических наук, директор Института развития Казахстана Магбат Спанов считает, что подобный указ появился своевременно. По его словам, коррупция – это не только теневой капитал, что уже, конечно, плохо само по себе. Коррупция – это не только подорванный авторитет власти. Ведь берущий взятки акимчик какого-нибудь района Южно-Казахстанской области, например, может запятнать всю систему государственного управления. Но и не это самое страшное, считает Спанов, сегодня, когда угроза терроризма и экстремизма стала реальной для всех постсоветских стран, нельзя забывать и про другую сторону проблемы. В России, например, коррумпированный милиционер за небольшую взятку провел террористок на борт пассажирского самолета. У нас подобным образом получают гражданство бандиты, объявленные в международный розыск. И подобные примеры, к сожалению, можно продолжать и продолжать.
Президент вчерашним указом наглядно показал, что он действительно в курсе всего, что происходит в стране. Этот документ даже отдаленно не смахивает на предвыборные декларации (в чем уже пытаются опять его обвинить). Глава государства требует от правительства срочных и действенных мер по обеспечению прозрачности процесса приватизации, принятия решений в сфере госзакупок и налоговой политики, недропользования и земельных отношений. По всем этим и многим другим пунктам будут расписаны конкретные шаги со строго определенными сроками реализации. А это уже подтверждение того, что борьба с коррупцией начнется не для легкой победы на предстоящих выборах. Во-первых, вполне возможно появление неких громких дел, которые могут также отразиться и на имидже власти, что Н. Назарбаев, естественно, понимает. Во-вторых, вряд ли программа будет рассчитана по принципу – здесь копать, а там не трогать. Слишком она объемна. Касаться будет и упорядочения контрольно-надзорных функций государственных органов, и оптимизации лицензионно-разрешительной системы. Изменятся условия работы таможенных органов. Президент требует, чтобы процедура оформления грузов стала единой с сопредельными сторонами и производилась только при пересечении границы. То есть в указе упомянуты все структуры, которым часто и небезосновательно не только народная молва приписывает некий коррупционный оттенок. Так вот в пользу того, что данный документ не просто пиар-ход, говорят и сроки его реализации. Коррупцию, конечно, полностью победить не удалось еще ни одному государству, в том числе и самому демократичному, но на серьезное снижение уровня коррумпированности (есть такой термин) казахстанцы могут рассчитывать в результате реализации программы. |