Олег КВЯТКОВСКИЙ, "Казахстанская правда", 16 апреля
Мир земной, где в двух сотнях стран страдают и радуются уже шесть миллиардов людей, ныне очень похож на огромный и внешне всегда ко всему равнодушный, однако опасный, внутри постоянно враждебный и непредсказуемый космос. И, пожалуй, самое сложное в этом мире - возводить и вести государства. В евразийском "океане суши" уже почти пятнадцать лет уверенно движется корабль под названием "Казахстан"... Я ровно 25 лет назад вошел в большую журналистику через "Казахстанскую правду". И сегодня возвращаюсь под ее родной шанырак. В этот памятный для меня день хотелось бы вспомнить несколько ярких страниц нашей недавней истории и поразмышлять над ними…
Способен человек самим собой остаться. Даже при самых запредельных перегрузках, которые дарует ему жизнь. Может он уберечь в себе Всевышним, отцом, детством, юностью данные качества "просто хорошего человека". Сберечь, занимаясь одним только делом - высшей политикой. Я в это окончательно поверил уже 12 лет назад, слетав впервые в Африку, сопровождая Президента Казахстана, наблюдая за ним и в Долине царей, и в луксорском отеле "Азиз", и во время каирских переговоров с Мубараком, и в александрийской мечети Мурси-Абуль-Аббас.
Дорожу я таким своим выводом. А почему? А потому, что власть опаснее любого нам известного наркотика. Она в жилы, в характер, в поступки способна загнать "дурь" такой страшной силы, что любой героин самой высшей очистки перед нею - как слабенький порошочек от насморка.
…Поздней осенью 74-го домна номер четыре Карметкомбината была самой крупной в СССР. Могла быть. По замыслам, по проектным возможностям. А не получалось. И точно, как в "гнусной и антисоветской" повести Анатолия Кузнецова "Огонь", на лозунгах "Дадим первый чугун к…" опять и опять замазывалась, заново рисовалась дата.
На секретных планерках, куда специальный корреспондент "Казахстанской правды" имел доступ по личному разрешению карагандинского "первого", шекспировские страсти громыхали каждый раз.
Свидетель - Всевышний: один там был спокойный человек. Всегда в строгом костюме и в белой рубашке, к которой никак не могла прилепиться обильная строительно-металлургическая пыль. Так вот, именно он, секретарь парткома Кармета, настоял, чтобы домну не задували под "плановый" Новый год. А чего ему было противиться - с первого взгляда? Ну, фукнула, ну, "скозлила" бы "печка"… Всегда же на строителей можно свалить, недоделки-то глазу несведущему видны…
Не хотел человек показухи, которую - чувствовал - потом долгие месяцы не расхлебали бы всем комбинатом. Печь зажглась, чугуном ливанула - весной 75-го. Стала гордостью комбината, а никак не проклятием.
За этой картинкой сам собой выплывает проспект Абдирова жарким летом 88-го. Не уходили сутками шахтеры от дверей "Караганда-угля". "Вот власть из-под земли!" - строчила, залпом хватанув всей перестроечной свободы, наша пресса.
Предсовмина республики встал в борцовскую стойку. Шквал криков толпы Назарбаев держал так же плотно, уверенно, крепко…
Шахтерский бунт в Караганде угас как будто сам собой. Там не готовили дубинки и саперные лопатки бунтарям. Предсовмина, реально руководивший Казахской ССР (чему только рад был страдавший от собственной должности Колбин, хотя и не уставал просить Москву "забрать куда-нибудь подальше Нурсултана"), решил для себя навсегда и однажды: дубинки - не аргумент, угрозы и крик - лишь признание слабости…
Лента памяти кадры сейчас выставляет сама.
Ашхабадский май в 92-м. Предгрозье. Тропики. Такого дня не помню, хотя прожил почти три года в этом "Городе Любви". Первый саммит пяти постсоветских республик Центральной Азии. А мир всеобщий - тот метнул сюда три сотни журналистов. Они собрались рассказать о неизбежной и естественной сенсации: освободившись от руки Москвы, в исламский мир уходят Ашхабад, Бишкек и Душанбе, Ташкент, Алма-Ата…
Идем за Нурсултаном Назарбаевым, увертываясь от летящих в лица микрофонов с удилищами. И хор с акцентом вопиет в упор одно:
- Скажите, Нурсултан Абишевич, Москва сюда вас отпустила?
- Какая такая Москва? - наконец разряжается Президент Казахстана, - мы суверенная страна!
И хохот. Искренний, с симпатией - вокруг.
Вот ведь как было, начиналось как! Сейчас, власть нашу критикуя, по делу и без, надо все-таки помнить начало. Это факт: Казахстан меньше всех в СССР был готов к жизни самостоятельной, суверенной. Нет в этом его собственной вины. В Казахскую ССР завозили лопаты и гвозди. Записки из Алматы о "четвертом переделе", о казахстанских автомобилях и телевизорах, холодильниках - о любой современной, технологичной продукции - воспринимали в Политбюро лишь как "подрыв устоев". Ты, брат-казах, руду давай, баранину, зерно. Все остальное мы тебе пришлем, не беспокойся.
А риск распасться на анклавы - по блокам экономики, по казахстанским ТПК (тем, кто не знает, объясняю: территориально-производственные комплексы республики, самодостаточные, мощные узлы конца 70-х - середины 80-х годов). Риск нешуточный: экономический соблазн, экономическая выгода сильнее любого политического приказа. Мангышлак, например. Или тот же воистину золотой регион: Караганда - Жезказган - Жайрем - Балхаш.
В Ашхабаде сказал Назарбаев уверенно, твердо в ответ на все намеки о "степной исламской бомбе".
- Я все ракеты отдаю России. И ядерных боеголовок в Казахстане не будет больше никогда!
И опустели шахты "Сатаны" - в Державинске, в Жангиз-Тобе.
Но вот Шанхай, апрель 96-го. Багровый Ельцин уже сгреб в охапку Цзян Цзэминя, уже поют они, как "выходила на берег Катюша". А казахстанский Президент еще читает новый вариант договоренностей "пятерки", морщит лоб.
Стократно Назарбаев прав, когда говорит: "Любой пересмотр границ всегда оканчивается кровью". Шанхайский вариант - путь от "пятерки" в ШОС - и демаркация по-новой на всех "спорных" стыках за Текели и у Чаган-Обо - тут счастливое исключение.
…Я думал так в просторном и красивом зале "Ляоян", где на моих глазах подписывались документы о создании Шанхайской организации сотрудничества. Думал о том, что вот 15 июня 2001 года меняется весь политический ландшафт Евразии, формируется мощная зона доверия, где в ряду самых разных проблем (от техногенных катастроф до трансграничных рек) будет решаться и самая древняя среди всех существующих в мире - улучшение качества жизни людей.
А вечером того же дня сидел рядом с двумя репортерами Китайской национальной компании. Они брали у Главы государства интервью для жителей Юго-Восточной Азии. Президент был в замечательном настроении: охотно шутил, легко и подробно отвечал на любые вопросы. Ведь самое главное было достигнуто только что. Это главное он сформулировал так:
- Сотни лет и наши предки, и СССР не могли решить проблему отношений с Китаем. Был остров Даманский, был бой возле озера Жаланашколь… Но наше поколение решило! Исключены теперь взаимные претензии, конфликты. Историческое событие!
"Снаряды в сахарной оболочке поражают даже испытанных революционеров", - говорил мудрый Мао Цзэдун. А другой мудрый его соотечественник - Конфуций - на тысячи лет вперед предупредил: "Человека, который не заглядывает далеко, непременно ждут близкие беды".
…Биографы первого казахстанского Президента давно заметили: раз за разом судьба выводила его на неожиданные и сложные горизонты, где ожидали не одни лишь лавры.
В моем досье хранится - и не пожелтевшая еще - статья. Рассказ участника событий называется "Особое задание". Год 86-й. Предсовмина выступил на пленуме, имен и званий не щадя. Тогда руководитель лично вызвал "важняка" из Генпрокуратуры Союза. Попросил: поезжай в Темиртау и в Караганду - посадить его надо!
Об этом жестко, горько, откровенно рассказывал после и сам Назарбаев в журнале. Сегодня рассказ тот цитировать незачем. Сейчас важнее помнить, как возле памятника Абаю резали огромного белого барана в день первой инаугурации. А в шквале оваций перед вставшим залом обнялись и расцеловались - тот самый руководитель и первый казахстанский Президент.
Но ведь было же оно, "особое задание". И не оно одно лишь было.
Какие лавры, когда вдруг возникла ситуация, способная возникнуть только раз в тысячелетие, когда рушится в муках и корчах империя, когда ни у кого нет никаких гарантий?
Вот утро 19 августа 91-го. Вот рассказ Президента о нем.
- В Москве - ГКЧП. А что же дома? Звоню в свой батальон охраны, мне говорят, вы кто такой, зачем сюда звоните? Ладно. Еду на службу другим путем. Вызываю своих, этих самых, обоих. Говорю: так, вы с кем? Откровенно, прошу. Мне один отвечает: готов выполнять все приказы! А второй убирает глаза: у меня ведь свое начальство, уважаемый Нурсултан Абишевич… Вот и как же тут быть?
Вопрос "Как же тут быть?" встает каждый день перед лидером. От ответа зависит судьба государства, судьба миллионов людей. И лидер обязан брать все на себя, со всеми вместе празднуя победу и в тишине, с самим собой наедине, переживая неудачи. И нет иной у лидера судьбы, укрыться от принятия решений - невозможно.
Теологи разных конфессий эту жизнь и судьбу объясняют по-своему.
- Над Назарбаевым есть Бог, - говорил мне прослуживший в Казахстане много лет архиепископ Алексий. - Он любит повторять: как у казахстанского орла есть два крыла, так и у казахстанского общества два духовных столпа - ислам и православие. И это в самом деле так. И это - великое достояние прошлых веков и поколений, выверенное жизненными испытаниями, потрясениями и радостями совместного проживания. Можно ли назвать Президента верующим человеком? Мне кажется, он давно обратился, когда совершил хадж в 1994 году. Попасть внутрь Каабы, увидеть этот камень… В то время, когда он туда зашел, начался сильный дождь - редчайший в Мекке случай. Это знамение такое убедительное, что он нашел ответ на свой духовный поиск. Он человек толерантный, вероуважительный. Ведь именно Назарбаев первым пригласил в регион святейшего патриарха: впервые в истории тысячелетнего бытия Русской православной церкви предстоятель приехал сюда. От всего казахстанского народа Назарбаев сделал подношение храму Христа-Спасителя казахстанским отделочным камнем, безвозмездный дар, тем самым позволил всем своим гражданам причаститься к строительству храма. Он установил дипломатические отношения с римским престолом, посещал Папу Римского, и Иоанн Павел II был в Астане… Очень важно, когда политик такого уровня не замыкаем одними только экономическими, политическими проблемами. Президент Назарбаев рассуждает, словно глава большой семьи. Как сделать так, чтобы возможно все в Казахстане были достаточно удовлетворены? Вся его политическая карьера этим чувством пронизана. Разумеется, жизнь такова, что не может политик мгновенно одарить счастьем всех людей своей страны - это еще один крест политика. Ему единственно дано - страдать еще больше. Только никто, кроме Бога, этих страданий видеть не будет, и разделять не будет. Всегда найдутся люди, не то чтобы неучастливые, а просто неблагодарные ко всяким стараниям политических лидеров ради своих народов. Большому политику к этому следует быть готовым...
Наиб-муфтий, шейх-уль ислам Мухаммад Хусейн Алсабеков, один из руководителей Духовного управления мусульман Казахстана. Чеченец, творивший намаз возле распахнутой настежь двери Горбачева (закончил молитву и лишь после этого к президенту Союза пошел), - нынче признанный авторитет среди приверженцев "самой последней религии человечества". Он всегда говорит только то, в чем уверен, с любым собеседником.
- Казахстан - моя первая родина. Пупок резали, капля крови упала на землю… Это была казахская земля. Она святая для меня. Все мои сверстники-чеченцы родились с двумя сердцами: одно Казахстану, другое Кавказу принадлежит. У нашей соседки-казашки было всего две козы. И она отдала одну моей бабушке. Сказала: "Будет твоим внукам молоко". Чеченцев выслали и разбросали, как попало. Дедушка мой оказался в Акмоле, бабушка - в Балхаше, близкая родня - в Караганде. Документов нет, поехать никуда нельзя без разрешения - десять лет дадут сразу. Так вот, казахи, несмотря на всю страшную пропаганду против чеченцев, когда узнали нас поближе, помогали искать родных и близких. Это было тогда очень важно! Именно местные жители помогали чеченцам соединиться, встретиться с родными. Казахстан - исключительно миролюбивая страна. Причем не на словах, а на деле. Так было всегда. Так и сейчас. Хотя именно сейчас мир очень трудно защитить от всяких темных сил. Но в Казахстане есть доверие к чеченцам. И это - результат политики Президента Назарбаева, всегда и очень конкретно направленной на прочный мир между народами. С его прямым участием мы открывали в республике Духовное управление мусульман. Он часто бывает у нас в Центральной мечети. Я как-то рассказал ему, что вынимал здесь первую лопату грунта при начале строительства. То, что это мне доверили алимы, - особое счастье мое на всю жизнь. Он понял меня - я в глазах Президента увидел, что понял…
Два миллиона евреев в СССР назывались на Западе "евреями молчания". О себе заявить во весь голос они смогли только сейчас. Объясним и повышенный интерес лидеров мирового еврейства к нашей республике. Ведь ни одна другая страна, где титульная национальность традиционно исповедует ислам, сегодня столь благожелательно к евреям не относится. Еврейские лидеры считают, что Нурсултан Назарбаев может дать им шанс обеспечить мирное сосуществование с мусульманским миром. Ведь именно Нурсултан Назарбаев стал инициатором мусульмано-иудейского диалога.
Ребе Ешая Коген приехал в Казахстан с земли обетованной десять лет назад, стал главным раввином большой суверенной республики. Он мечтал возродить ту еврейскую жизнь, от которой оторваны были аиды советские десятилетиями. И как получилось?
- Для меня Алма-Ата - это был с детства известный город. Я даже не знал, что он находится в Казахстане. Но знал: в Алма-Ате похоронен отец любавического ребе. И я решил поехать. Пока здесь остается последний еврей, я не уеду отсюда. Я много слышал от других, как здесь евреев приняли во время Второй мировой войны, как им отдали первый кусок хлеба. Но когда сам увидел, какой здесь хороший народ… За десять лет я здесь не слышал одного худого слова - на меня, на евреев. Я так хожу по улице, все видят: я - еврей. Ну и что? Когда мы попросили, как это называется, по-русски - ноль один гектара, нам сразу дали ноль тридцать пять - в три с половиной раза больше. Обо всех религиозных праздниках здесь рассказывают на одном уровне, я этого не ожидал. Сегодня эта синагога стала маленькой. Сейчас в Астане построена большая синагога, в Павлодаре работает тоже, еще скоро будут. Независимый Казахстан дал свободу религиям. С нашей помощью люди так поняли. Человек ходит под традицией, которую не он придумал, ей 3 316 лет. Это вызывает уважение. Он начинает думать: почему я не иду таким путем, каким шли мои предки? Это действительно правильная политика Казахстана и его Президента, Нурсултана Абишевича Назарбаева. Здесь все - граждане Казахстана, без каких-то различий. Здесь никогда не было религиозных конфликтов. Здесь заложено сильное воспитание. Это особый дар земли. И коммунисты его не испортили до конца. И Назарбаев это дальше продолжает, я с ним встречался несколько раз и видел у него такое уважение ко всем народам, ко всем религиям. Он переживает за своих граждан. Нет таких евреев, которые, живя в Казахстане, не понимали: им не может быть здесь хорошо, если казахам здесь будет плохо!
- Почему нет у вас никакого антисемитизма? - спросили Уинстона Черчилля. И британский премьер моментально ответил:
- А мы не считаем евреев умнее себя!
Ну не о том ли вновь и вновь нам говорит наш Президент, стараясь мир сберечь в момент чумы вселенской?
За все пять тысяч лет существования не смог землянин одолеть микроб войны. Хоть было время убедиться на руинах и крови: дубинка, меч, "калашников" и атомная бомба способны дать короткую победу, но не способны обеспечить прочный мир. И нынче не врачуется война: наша история по-прежнему - дневник сплошных сражений. Он постоянно заполняется, дневник: сейчас в различных уголках планеты пыхтят не меньше ста "локальных" войн. Я близко видел лишь одну войну - афганскую. Но твердо знаю: все они - похожи и ужасны. У всех один зловещий общий смысл - "быстрее заряжай и дольше властвуй".
Неизлечимая болезнь куда страшнее, чем болезнь смертельная. И на пороге нашего жилья, у небоскреба, юрты, хижины, вигвама и бунгало уже маячит "самая последняя" война. Где действует особенный закон - "сначала помолись, потом раздай патроны".
Мы слишком долго находились в обезбоженной стране, тащась в коммунистической телеге к "общечеловечеству". Мы слишком долго подчинялись "атеистам в галифе", чтобы заранее на собственном подворье распознать дыхание "войны религиозной". И потому не сразу поняли, что ловко может быть обернут социальный, политический, гражданский и экономический конфликт - страницами Священных Вечных Книг, тотемом родовым, национальною одеждой.
Терроризм с божьим именем на устах и дамасским кинжалом за пазухой очень быстро опутал весь мир своей плотной, но глазу не видимой сетью. "Террор" - "ужас" с латинского - расползается, как отравляющий газ, не имеющий цвета и запаха. Террор - абстрактная идея - стал дымовой завесой для конкретных и корыстных целей, замыслов, идей. И этот дым не в силах разогнать держава number one, пред ним пасуют "голубые каски"…
А религия (та, которая "опиум для народа") в нашей общей, слезами и кровью начертанной летописи продолжает стоять все на том же, своем. Утверждает любой формат Веры, что божий промысел един и неделим.
- Вероучительные расхождения, даже самые серьезные, обычно не бывают причинами войн и конфликтов. Но есть попытки вовлечь религиозный фактор в этнические и гражданские конфликты. Посему крайне важно, чтобы верующие различных конфессий сообща противостояли силам вражды и разделения, помогали смягчить любую напряженность, в первую очередь заботясь о том, чтобы именно те народы, к которым они сами принадлежат, не становились причиной розни и несправедливости.
Такие слова Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II могли стать самым лучшим эпиграфом к уникальному форуму близ "Байтерека", проходившему на земле, чей народ был объектом несправедливости - да, но субъектом беды и насилия не был ни разу. Этот съезд в Астане попал в самое "яблочко" места и времени. Монумент "Байтерек", словно суперантенна, стоит на скрещении всех евразийских дорог. И он чутко ловит тревожные волны эфира эпохи - не щит и не громоотвод, но хороший локатор, способный задолго почувствовать бурю, беду…
Семнадцать делегаций крупных богословов, иерархов и теологов вели спокойный разговор, утверждая, что лишь диалог способен стать альтернативой всякому насилию в нашем быстром, "прекрасном и яростном" мире. В таком диалоге заложен единый посыл: донести свои мысли и чувства, свои убеждения можно только тогда, когда чтишь, понимаешь и знаешь не только родную культуру, но также - культуру своих собеседников.
- Нельзя создать одно религиозное пространство, - сказал, открывая съезд, Президент Казахстана, - но можно создать территорию мира. Я считаю религию фактором консолидации, а не вражды. Я твердо убежден: нет конца у всемирной истории, ибо нет и не будет единой модели всей жизни на этой земле.
Нурсултан Назарбаев в присутствии высших религиозных авторитетов планеты высказывал, собственно, то, во что верит он сам, чему следует многие годы, что считает основой своей суверенной страны. Он главную миссию пастырей видит в том, чтобы Вера дошла до людей в изначальном, не тронутом никакой конъюнктурой обличии. Он понимает миротворчество как общий, основной, единственный, пожалуй, вариант конкретного труда абстрактной "доброй воли".
- Моносистема не дает стабильности нигде, - убежден Нурсултан Назарбаев. - Мы нынче участвуем в сложном и общем процессе: идет адаптация всех социально-культурных систем к реалиям нового мира, где полная религиозная свобода - краеугольный камень для любого человеческого дома…
"…Не судите о том, о чем нет у вас знания", - призывает священный Коран. Но не надо идти в семинарию, поступать в медресе иль в послушники храма буддистов, чтобы четко понять: основные религии мира проповедуют, в принципе, одно и то же - любовь к ближнему и покаяние в грехах, всепрощение и терпение.
Не знаю лучшего ответа на такой вопрос, чем вот эта чеканная формулировка: "Фундаментализм - это когда человек считает, что он любит Бога больше, чем другие". Она принадлежит Его Святейшеству далай-ламе ХIV Тенцзину Гьятцо. Но фактически то же, хотя и другими словами, твердят лидеры и других авторитетнейших конфессий.
Баланс и заветная "золотая середина" - как раз в том, чтобы знать и беречь то единое, общее, что существует в различных религиях. Эта мысль и сильнее, и чаще других звучала в беседах под сводами "Салтанат Сарайы", у подножия "Байтерека", на верхней площадке его, внутри золотистого шара.
У монумента "Байтерек" смотрелись юрты белым ожерельем. А сверху, от отметки "97", древний домик кочевника был похож одновременно на еврейскую кипу и на скуфью христианина, на бритый затылок буддиста… И, конечно, он очень похож на чалму.
Арминий Вамбери, тот первый европеец, что проник в глубины Азии, унес оттуда убежденность местных жителей. Есть место в Азии, куда Всевышний опустил хрустальный купол. Через него следит он за детьми того Адама, которого из глины сотворил…
Конечно, можно не поверить Вамбери. Но невозможно не поверить в то, что существуют люди, чьи слова идут до Бога легче и быстрее прочих слов.
Никогда еще в мире так много "особых" людей не просили Всевышнего вместе и лишь об одном. А станет казахстанский "Байтерек" хрустальным куполом Всевышнего? От каждого из нас зависит здесь ответ.
…Родившийся в глухой тайге сибирской, обычный, русский человек, я волею судьбы входил в буддистский храм вьетнамского Вунгтау, в александрийскую мечеть Мурси Аббуль Аббас, с крыльца которой видны крепости Бейбарса. Ломал в Загорске свежий хлеб на трапезе с монахами Руси. Грел руки над огнем меноры в синагоге. А в Малайзии шел через джунгли с брамином - в капище индусов. Я часто видел - дома и в чужой дали, - как истово, искренне, страстно служат разные люди тому, что зовется одним словом - "Бог". Одному люди служат по-разному. Но, ценя эту разность всегда и везде, уважая на равных ее, я нигде никому не мешал. А поэтому в храмы повсюду входил без препятствий, без страха.
Дело в том, что любовь к жизни, небу, земле справедлива тогда, когда сила и верность твоей персональной любви оставляет соседу возможность любить землю, небо и жизнь так, как он это выберет лично.
До неба не доходит ни один земной забор. Под золотистым шаром "Байтерека" это понятно было всем, кто захотел понять.
…Наш Президент давным-давно то понял сердцем. Судьба действительно еще "на старте" его биографии прочно связала личность, время, место действия. Остальное - отсюда. Отсюда же - самое важное: есть в мире уж почти полтора десятилетия большая суверенная республика, не имевшая войн, терроризма, тотальных конфликтов между нациями и социальными слоями.
Конечно, он хитер. И эта его хитрость имеет реакцию хоккейного вратаря. (Ну, как забыть: Нагорный Карабах, Горбачев поручает ему примирить совершенно непримиримое, он по-честному отрабатывает безнадежную миссию, нравится "вашим" и "нашим". На посошок несут коньяк: армяне - свой, азербайджанцы, разумеется, родимый. И напрягаются все мудрецы Кавказа: ну, что возьмет непроницаемо-загадочный казах? А он небрежно так: "Что, русской водки нету?".)
Конечно, он - всегдашняя загадка. Но Евтушенко правильно подметил: "Тот, кто всем и все время понятен, тот, по-моему, просто глуп". Однако, наблюдая беседы-дискуссии казахстанского Президента - и на крайнем юго-востоке Азии, и на Ближнем Востоке, и на Западе, и в Москве, и в юрте чабанов возле Баян-Аула, - с легким сердцем свидетельствую: никогда и нигде не сдавал Нурсултан Назарбаев одних своих друзей-партнеров ради быстрейшего сближения с партнерами другими.
Он - один из нас, бушуют в нем такие же эмоции и страсти.
- Кызмет даю, там, папку, кресло, должность - я хороший. А не даю - конечно, я плохой...
Так "выдал" в зал однажды Назарбаев один из тех "секретов" собственной судьбы, с которым, видимо, он так и не смирился. Хотя вот тут-то обозначен тяжкий крест любого крупного политика, его тяжелый, главный крест. Руководя, по существу, советскими людьми, наш Президент много лет находится в магнитном поле мощной человеческой надежды. От него ждут чудес. Исцеления неисцелимых болезней. Утоления массовой жажды и голода - одной каплей росы, одной корочкой хлеба. Каждодневной "раздачи слонов и материализации духов". Разрывая на груди свою самую близкую к телу рубашку, земляк часто не может увидеть то самое главное чудо, которое состоялось уже и в котором он сам каплей пота и крошкой таланта уже поучаствовал.
Казахстан своей новой судьбой утвердил это вечное правило всех на свете реформ - "небываемое - бывает!". Развернулся корабль, осыпая ракушки и плесень с бортов. Он уже не воткнется опять в то болотное мелководье, где ржавел сотни лет, - вдалеке от центральных, планетных фарватеров. Не в каждом трюме этого ковчега чисто, сухо и тепло? Но ведь не кончен путь, и не улегся шторм, над океаном жизни ведь еще не вечер.
А Нурсултан Абишевич... Он уверенно стоит на мостике ковчега. В штормящем море человеческой истории он ищет новый галс, улавливает отмели и рифы под форштевнем. На якорях ржавеют быстро корабли. В открытом море к ним не липнет старость.
Джона Кеннеди в его 47 лет Эйзенхауэр называл "мальчуганом". Да, шкипера "делают" мили. Золотой возраст в море политики - когда есть уже опыт осиленных, побежденных штормов и - достаточно сил на шторма, собирающиеся к горизонту. Золотой возраст "Первого" исключительно важен для всех казахстанцев. Поскольку вторая "десятка" суверенной биографии страны - сложнее первой, тяжелее и важнее.
Представитель ООН в Казахстане Фикрет Акчура на презентации новой книги Назарбаева "Критическое десятилетие" назвал нашу республику "показательным гражданином в мировом сообществе". Это точная, не завышенная оценка. Ведь "показательный" - не означает "самый лучший", избавленный от множества "необязательных" ошибок, не ведающий искушений и проблем.
"Сейчас многие крепки задним умом, - пишет автор "Критического десятилетия". - Но замечания истинны и справедливы, как правило, только после того, как действие исполнено. Наглядное проявление прежних воззрений и построений в виде перекосов и ошибок дает нам осознание истинного пути. Парадокс состоит в том, что если бы мы тогда пошли по более правильному пути в свете "тогдашних" понятий и уровня понимания, то мы с такой же степенью вероятности пришли бы к худшему результату и столкнулись бы с еще большим количеством неразрешимых и, может быть, фатальных проблем. Ведь это вопрос времени: осознание свершившегося настоящего и ошибочности пройденного предшествует безошибочности последующей логики и динамики движения".
Суровое десятилетие определило этот откровенный, точный, честный вывод.
Перемены - в стране и вовне - заметны любому из тех, кто не носит очки - либо с черными, либо с розовыми окулярами. Не только недруги, но и друзья Казахстана за эти годы часто признавали, что республике очень "везет", что умеет ее Президент упредить ту беду, которая вовсю гремит в домах соседей…
В чем причины такого "везения"? Может, все-таки в том, что всегда Президент Казахстана не только успевает оказаться внутри самых важных проблем современности, но и при их решении конкретно, убедительно влиять? На счету Нурсултана Назарбаева множество предложений, тех важных инициатив, которые предложены давно, но до которых "дозревает" мир лишь сегодня. Принципиально новый подход к острейшим проблемам - таков "авторский стиль" казахстанского первого Президента. Он считает, к примеру, что терроризм есть плод неравного развития всех стран. Он вводит совершенно новый термин - "конфессиональная безопасность". Он очень много размышляет над судьбой седого Каспия, который считается знаковым регионом планеты, считается "треугольником Христа, Будды и Мухаммеда". Он свято верит в то, что все-таки планета наша может жить без страха и упрека. Но лишь тогда, когда стремление к тому сильно, конкретно, не имеет перерывов.
…Это личный секрет Нурсултана Абишевича, по какой "технологии" обращается он с информацией. Но факт почти что "медицинский": 15 лет наш Президент изо дня в день работает, как сейсмограф, способный улавливать все малейшие колебания - человеческих душ, векторов экономики и причудливых ветров геополитики, которые "розы" одной никогда не имели и вряд ли когда-нибудь будут иметь.
И это позволяет Главе государства легко в аудитории любой расставить все акценты и все "точки" как раз там, где прячутся "пороги болевые" - своей страны, народа своего, простых надежд "простого" человека.
В прошлом году во время собственного отпуска, приняв ведущих менеджеров казахстанских СМИ, Назарбаев такое свое уникальное свойство демонстрировал сполна.
- Я буду говорить на всем понятном языке: я избирался всем народом Казахстана…
Президент протокольно напомнил динамику роста страны. Той динамики, что позволяет нам нынче уже не импортировать из-за дальних кордонов надежды на лучшие времена, а даже экспортировать теперь подобные надежды в "забугорье".
- Пять первых лет мы просто выживали, будем или нет, вот так стоял вопрос. Чуть-чуть поднялись на ноги - тут кризис, который потряс в 98-м. Фактически республика за пять последних лет увеличила экономический потенциал на 50 процентов, став лидером реформ на всем постсоветском пространстве. Но это лидерство необходимо укреплять и ежегодно подтверждать…
У Президента Казахстана прежний принцип: "сначала - экономика, политика - потом". Не собираясь изменять ему и впредь, Нурсултан Назарбаев снова направляет свои усилия на те особенные точки, которые присутствуют в конструкции любой, а в государственной конструкции важны они особо. Архитекторы их называют "точками напряжения". И знают: вынь один кирпичик в этой самой точке - обрушится мгновенно стройка вся.
Главный архитектор проекта в стране, как и положено, - один. Но все мы, казахстанцы, - тоже архитекторы. Как минимум - одной своей судьбы, как максимум - судьбы своей страны, которая из нас и собирается. А помним ли всегда об этих самых "точках напряжения"? Бережем их от потуг "враждебных элементов"? Наивно полагать, что этих "элементов" нынче рядом вовсе нет…
С журналистов естественный спрос за "охранную миссию". Хотя частные СМИ землякам зачастую втемяшивают ту картинку, которая нужна хозяину газеты и канала, основному и главному ретранслятору новостей.
- Это реальность, и я понимаю, но…
Президент посоветовал журналистам смотреть на мир только своими, честными, спокойными глазами. Без фильтров - хоть розовых, хоть и аспидно-черных. Напомнил он снимающим и пишущим о том, что житейская грязь всегда лучше заметна на фоне соседствующей чистоты. А этот самый фон у нас по-прежнему "за кадром" остается.
И признавая, что свободных СМИ сегодня в Казахстане просто нет, Глава государства уверен и в том, что в порыве к своей "абсолютной" свободе человек легко может обрушить страну, жизнь, культуру.
- Свобода прессы должна быть подчинена интересам общества!
Убежденность свою вот в такой подчиненности, искренней, честной, естественной Президент расшифровывает терпеливо, не "в лоб". Но на очень понятных для нашего цеха событиях-фактах.
- В арабских странах власть теперь старается заставить "титульную нацию" работать, без работы ведь нация деградирует…
- Конфронтация СМИ Казахстана по языковому признаку недопустима, ее у нас быть не должно! Полиэтническое государство - это не минус, а плюс, это наше огромное преимущество…
- Критикуя по делу Правительство, следует помнить, что это Правительство нашей страны!
- Зависть - следствие нашей советской еще уравниловки, это старая болезнь, она очень мешает…
- Работы очень много впереди. И надо осознать всю разрушительность тенденциозного подхода, всю созидательную силу позитивных мыслей, действий, слов…
Близкие нам тезисы? Да. Актуальные в пору объявленного Президентом страны на съезде партии "Отан" начала политических реформ? Бесспорно.
Простые истины - распахнутая дверь в кабинет Назарбаева, где верстаются планы на завтра.
Ведь на таком, понятном всем и сразу языке привык с планетой и с любым из нас говорить наш современник, Лидер - Нурсултан Назарбаев.
На его долю выпали великие дела. И мы - им свидетели. Мы и наше время. А время выбирает великих. |