Астана. 22 апреля. КАЗИНФОРМ /Назым Шаханова, Айгуль Султанова/
Глава государства Нурсултан Назарбаев в февральском Послании народу Казахстана отметил, что 2005 год должен "войти в историю как год активного продвижения политических реформ и их всенародного обсуждения". В числе приоритетных задач стоит вопрос об усилении "политического авторитета законодательной ветви власти". О дальнейшей демократизации страны и модернизации ее политической, экономической и социальной сфер рассказал в эксклюзивном интервью корреспондентам Казинформа председатель Мажилиса Парламента РК Урал Мухамеджанов.
- Какое место в реализации Общенациональной программы политических реформ, озвученной Главой государства Н.А. Назарбаевым, занимает Парламент РК?
- Одно из ключевых. Это отметил и Глава государства, утверждая, что процесс политической модернизации требует усиления авторитета законодательной ветви власти. На повестке дня стоят, во-первых, проработка механизма формирования Правительства на основе парламентского большинства и обсуждения кандидатур министров социально-экономического блока в профильных комитетах. Во-вторых, повышение роли обеих палат в формировании Центральной избирательной комиссии, Конституционного Совета и Счетного комитета.
Все это, безусловно, повысит не только политический авторитет, но и полномочия Парламента, что в свою очередь повлечет усиление ответственности высшего законодательного органа страны.
Именно Парламент несет ответственность за законодательное регулирование общественных отношений и именно в стенах Парламента должны обсуждаться вопросы по дальнейшему реформированию политической системы страны.
- Что вы думаете о возможности установления в Казахстане "парламентской республики"?
- Я думаю "парламентскую республику" не надо механически устанавливать. К этому надо прийти. Причем цивилизованным, эволюционным путем. А в том, что мы к этому придем – я не сомневаюсь.
Демократия - это не просто одна из моделей политического устройства, это степень развития общества. Парламентская республика, в свою очередь, является высшей формой демократического развития.
Наверное, это уже банальная истина, но хочу еще раз напомнить, Казахстан реально встал на путь демократического развития всего 13 лет назад и, несмотря на этот "подростковый" возраст, достиг в этом значительных успехов, которые признаны во всем мире.
Нельзя обсуждать тему "парламентской республики", отрывая ее из контекста общего развития государства. Ничто не является панацеей. В мире много примеров демократических государств с президентской формой правления. Главное чтобы парламент – как главный законодательный орган страны - работал на его развитие и процветание. На мой взгляд, наш Парламент с этой обязанностью справляется.
- Какой блок законопроектов в экономической сфере оценивается Вами как наиболее актуальный для поддержки и развития конкурентоспособности экономики Казахстана?
- Конкурентоспособность - это, прежде всего ориентация, отечественных производителей на стандарты мировых рынков. В этой связи на рассмотрении Парламента находится законопроект по внесению изменений и дополнений в Таможенный кодекс Республики Казахстан, который нацелен на создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности.
Есть так же проект изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам лицензирования, обусловленный необходимостью обеспечения качества по приемке, очистке и хранению продуктов переработки хлопка, привлечению иностранных инвестиций.
Ну и, конечно, изменения и дополнения в закон "О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров". Последнее предполагает приведение отечественного законодательства в соответствие с основополагающими документами для вступления в ВТО. Ведь когда мы уже вступим туда – конкуренция ужесточится и станет неизбежной, и, наверное, правильно сейчас подумать о мерах защиты отечественных товаропроизводителей по регулированию импорта товаров.
Отдельно хочу сказать о законе "О предпринимательстве". Это очень важный и необходимый документ, который должен дать новый импульс развитию малого и среднего бизнеса в Казахстане. Как вы знаете, это одна из задач, которую государство считает приоритетной
- Насколько качественными будут изменения в сфере социального обеспечения и защиты населения после принятия Трудового кодекса и других законопроектов, обсуждаемых в парламенте?
- О качестве можно будет говорить после принятия документа в целом.
Думаю, необходимость принятия Трудового кодекса назрела не сегодня. Качественно изменился рынок труда. Изменились трудовые взаимоотношения. К сожалению, жизнь показывает, что в существующем законодательстве много пробелов именно в части защиты прав работников. Необходимо как увеличение, так и усиление социальных гарантий. Это, кстати, одно из основных требований Главы государства, озвученных в последнем Послании.
Но в портфеле Парламента имеются еще ряд не менее важных в социальном плане законопроектов. Например, изменения и дополнения в закон "О занятости". Впервые намечается организация социальных рабочих мест и трудоустройство безработных из целевых групп. Для организации социальных рабочих мест уже в этом году потребуется 225 млн. тенге за счет средств местных бюджетов.
Есть так же законопроект "О государственных пособиях семьям, имеющим детей". На сегодняшний день существует пособие с рождением ребенка в размере 15 МРП, что составляет около 14 тысяч тенге. Данная выплата производится независимо от дохода семьи. Новым же законопроектом вводится два вида дополнительных детских пособий. Это - пособие по уходу за ребенком в возрасте до одного года от 3 МРП и выше, а так же пособие на детей до 18 лет в размере 1 МРП семьям, имеющим среднедушевой доход ниже уровня продовольственной корзины.
Кроме того, как вы знаете, с 1 июля государство будет выплачивать всем пенсионерам независимо от стажа и размера пенсии дополнительную базовую пенсионную выплату в размере 3000 тенге. Это существенная помощь более чем полутора миллионам человек. Таким образом, минимальная пенсия будет 9200 тенге. Размеры стипендии для студентов будут увеличены в два раза. Заработная плата работникам бюджетной сферы, а это учителя, врачи, работники культуры и социального обеспечения будет повышена в среднем на 32 %. Минимальная заработная плата в стране достигнет 9200 тенге.
И это только отдельные моменты, на которые я обратил внимание. Глава государства в своем Послании четко обозначил намерение власти проводить именно социально ориентированные реформы. А уровень развития экономики страны сегодня позволяет реализовать все, что сказано в Послании.
- В своем выступлении Н.А.Назарбаев выдвинул предложение о создании Союза Центрально-Азиатских государств. Насколько актуальна такая интеграция и реальна ли она после событий в Кыргызстане?
- Мне кажется, что события в соседней стране - тема для отдельного разговора. Но вы правы, проблема весьма актуальна. У нас единый регион, единые геополитические интересы, даже единые водные ресурсы. К тому же есть ряд схожих экономических проблем. Например, сырьевой характер экономического развития, неразвитость обрабатывающих производств, уязвимость к внешним конъюнктурам.
К сожалению, когда мы говорим о союзе, для многих это ассоциируется с Советским Союзом, централизованной экономикой, но есть более позитивный пример. Пример Евросоюза. Там равноправные страны Европы создали объединение, которое позволяет более эффективно использовать экономические ресурсы, не дублировать производство, более успешно конкурировать на мировом рынке. Усиление Евро по отношению к американскому доллару тому наглядное подтверждение.
В реальности, объединение экономического потенциала Казахстана, Узбекистана и Киргизии позволит серьезно усилить позиции большого региона на мировых рынках. Мы станем еще более конкурентоспособными.
Но помимо чисто экономического, у нас есть и политический интерес. Не секрет, среди крупнейших мировых держав обостряется борьба за влияние именно в Центральноазиатском регионе. Есть необходимость выработки единой политики по борьбе с международным терроризмом, бедностью, пресечению наркотрафика. Мир стремительно меняется, и мы должны серьезно обдумывать свои действия, как говорится "чтобы не пропасть по одиночке". В конце концов, у нас общая история. И в будущее мы должны идти в тесном союзе. |