Kazakhstan today, 3 мая
Сегодня, 3 мая, в ГУВД Южно-Казахстанской области прошел брифинг, на котором руководство управления прокомментировало беспорядки в гостинице "Турист" ("Саяхат") во время проведения там учредительной конференции движения "За справедливый Казахстан" 2 мая, передает корреспондент KZ-today из Шымкента.
Заместитель начальника ГУВД ЮКО по службе Алимхан Абжанов, зачитал собравшимся журналистам пресс-релиз, в котором, в частности говориться, что 2 мая в 12.15 часов в дежурную часть ГУВД ЮКО поступило сообщение о том, что в гостинице "Саяхат" неизвестными лицами нарушается общественный порядок.
По приезду на место полицейскими было установлено, что в ресторане гостиницы под видом благотворительного обеда лидеры движения "За справедливый Казахстан" Туякбай Ж. и Абдильдин С., с участием представителей партий "ДВК" и "Акжол" Косанова А., Тохтасынова Т., Абилова Б., Сейтжаппарова Н и др. провели агитационное собрание в присутствии 30 человек, которое переросло в конфликт с присутствующими гражданами на поминальном обеде, не разделяющими их взгляды, говорится в пресс-релизе.
Из пресс-релиза ГУВД также следует, что в результате конфликта было разбито оконное стекло и стекло входной двери ресторана. В ходе предварительной проверки лица, разбившие окно не установлены. "В настоящее время данный конфликт зарегистрирован в КУЗ (книга учета заявлений – прим. KZ-today) 3-го ОП г. Шымкента. Создана оперативно-следственная группа по расследованию данного конфликта", - говорится в сообщении.
"Организаторами собрания о проведении данного мероприятия в органы внутренних дел сообщено не было. Если бы организаторами собрания было сообщено заранее, работниками органов внутренних дел был бы обеспечен должный общественный порядок", - сообщило руководство областного ГУВД.
А. Абжанов не ответил журналистам, возбуждено ли уголовное дело, и если да, то по какой статье, есть ли пострадавшие, о участниках какого поминального обеда идет речь в пресс-релизе.
-----
Очень страшное кино, или Трагикомедия без титров Игорь Хен, Диалог.Кз, 3 мая
Вторник, 15.00. Национальный пресс-клуб. Пресс-конференция, посвященная вчерашнему инциденту в Шымкенте. Участники: Болатхан Тайжан, Булат Абилов, Серикболсын Абдильдин, Алтынбек Сарсенбаев и Амиржан Косанов.
Из панических записок очевидца:
К-кошмарные к-кадры.
Оз-зверевшие, об-безумевшие л-люди… в-врываются в з-здание. Б-бьют м-мебель. К-кричат. Б-бросаются т-тарелками. Я в-в уж-жасе. Г-господи, п-помилуй нас г-г-грешных…Что ж-же эт-то т-такое… Я н-не м-могу б-больше!
…Уф!.. Наконец-то! Фильм закончился…
Как и обещали члены предвыборного движения "За справедливый Казахстан", они дали пресс-конференцию, с предоставлением жаждущему взгляду общественности сенсационных кадров о нападении на их представителей в Шымкенте, и конкретно – на Жармахана Туякбая. Правда, самого Жармахана Айтбаевича на ней не было – он отправился во Дворец Республики на благотворительный концерт - поздравить ветеранов ВОВ.
Но вот, наконец-то, дали кино. Кадры действительно страшные. Как и любое стихийное насилие, которое видишь собственными глазами. Главное – видеть это самому. Именно поэтому наблюдать за групповой дракой на улице страшнее, чем слушать о войне по радио.
Повергшиеся нападению представители объединенной оппозиции рекламировали пресс-конференцию, как жуткий, бессмысленно-жестокий фильм ужасов. Как очень страшное, кошмарное кино. И пришедшие не пожалели, что пришли – кадры были отсняты великолепно, в лучших традициях евроньюсовского "No comments". Мы действительно увидели блестящую работу оператора, продюсера и сценариста. Чего уж говорить об актерах – что не имя, то звезда… Хотя сейчас возможно совмещать и то, и другое, и третье. Примеров куча: Квентин Тарантино, Мел Гибсон, Харви Кейтель, Никита Михалков…
Я ни в коем случае не говорю, да и не имею права, как все остальные, говорить о какой-либо провокации – неважно, со стороны властей, со стороны оппозиции, или со стороны неведомой "третьей силы", которой выгодно дискредитировать и Назарбаева, и Туякбая. Я говорю, что все показанные кадры – несомненный, бесспорный киношедевр, нового для нас жанра – "Анатомия торжествующей жертвы".
Не знаю, насколько кассовый, да и не хочу знать, ибо это неважно. В истории кино было всего лишь несколько случаев, когда вторая часть фильма была объективно лучше первой: "Крестный отец" да "Терминатор". Наш сегодняшний фильм, на мой взгляд, безусловно, входит в этот короткий ряд (хотя сравнивать их не очень корректно – этот, в отличие от голливудских – документальный). Ибо недавний скандал в Усть-Каменогорске не вызвал столь широкого резонанса во всех слоях общества. "Кина" не получилось, да и "кина критиков" - тоже.
Но в чем же все-таки кроется главная причина успеха фильма о хулиганских выходках толпы в Шымкенте? Конечно же, не в том, что, якобы, "массовка" была привезена из Тараза. И естественно не в том, что толпа цинично ломала двери и швыряла тарелки, как японские ниндзя метают сюрекены. И не в том, что были продемонстрированы кадры настоящей крови – один из буянивших молодчиков порезал ногу битым стеклом (сам себе и нечаянно, блин). Мне кажется, все дело в жанре фильма. Потому что никто так и не понял, что же это – трагедия с комическими эпизодами, или комедия с элементами ужаса. Дело в том, что собираясь на эту пресс-конференцию, любой, наверное, журналист ожидал эмоционального взрыва, некой провокации. И мы все получили сполна.
…Помните "Очень страшное кино", жутковатую комедию, в которой осмеяны все "ужастики", которые поднакопил к тому времени голливудский архив? Вот-вот. Нечто подобное. Базовым фильмом для пародии тогда стал фильм "Крик". В финале которого, в свою очередь, двое убийц, дабы отвести подозрения - не в шутку ранят друг друга ножами…
В чьих же руках нож вчерашнего безобразия? Кто главный сценарист? Наверное, нам никогда не суждено увидеть титров. Думаю, это вопрос в небо: явно там кто-то есть, но он тебе все равно ничего не скажет. Но пройдет время – и он предоставит тебе смешные и страшные кадры реальности…
Я думаю, что все произошедшее вчера в Шымкенте – действительно страшно. Но и смешно одновременно. Неважно – властью было организовано сие нелицеприятное действо, или самой оппозицией. Важно то, что люди сами создают реальность, в которой живут. Тем более, люди такого высокого статуса. Люди, которые имеют возможность сами писать сценарии для будущих кадров реальности. Создавать кино, подобное тому, о котором мы говорим.
…Но они не осознают самого главного…
Созданная ими же реальность гораздо страшнее любого фильма ужасов и гораздо смешнее любой комедии… |