В целях дальнейшего использования потенциала Конституции Республики Казахстан, осуществления процесса поэтапной политической модернизации казахстанского общества и государства, повышения роли Парламента Казахстана, руководствуясь статьей 40 Конституции Республики Казахстан, ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Ввести в практику назначение: 1) министров социально-экономического блока - после предварительного обсуждения их кандидатур профильными комитетами Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан; 2) глав дипломатических представительств Республики Казахстан - после предварительного обсуждения их кандидатур профильным комитетом Сената Парламента Республики Казахстан; 3) председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, назначаемых Главой государства, - после предварительного обсуждения их кандидатур профильным комитетом Мажилиса Парламента Республики Казахстан. 2. Рекомендовать Мажилису Парламента Республики Казахстан до принятия решения по кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя и членов Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан проводить консультации по данному вопросу с Сенатом Парламента Республики Казахстан. 3. Рекомендовать председателям палат Парламента республики производить назначение соответствующих членов Конституционного совета Республики Казахстан после обсуждения их кандидатур на пленарном заседании соответственно Мажилиса и Сената Парламента Республики. 4. Министерству юстиции Республики Казахстан проанализировать итоги деятельности по развитию и приведению системы действующего законодательства Казахстана в соответствие с нормами Конституции Республики и внести необходимые предложения в Правительство Республики Казахстан до 1 августа 2005 года. 5. Министерству образования и науки Республики Казахстан в течение 2005 года принять меры по повышению качества преподавания в организациях образования основ конституционного строя, конституционных прав и свобод человека и гражданина, оказав этим организациям необходимую методическую помощь. 6. Установить для правоохранительных органов ежегодное проведение в августе-сентябре цикла занятий по изучению конституционных прав и свобод человека и гражданина и вопросам их соблюдения в деятельности сотрудников всех правоохранительных органов. 7. Настоящий Указ вводится в действие со дня опубликования.
Президент Республики Казахстан Н. НАЗАРБАЕВ Астана, Акорда, 4 мая 2005 года, № 1568
* * *
У Конституции большой потенциал Сергей НЕСТЕРЕНКО, "Казахстанская правда", 6 мая
Одним из важнейших событий нынешней недели в сфере политической модернизации казахстанского общества и государства стало подписание Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым Указа "О мерах по дальнейшему использованию потенциала Конституции РК". О различных аспектах документа и организационно-правовых основах его реализации на состоявшейся вчера в Астане пресс-конференции рассказали заместитель руководителя Администрации Президента Бауржан Мухамеджанов и председатель Конституционного совета Игорь Рогов.
В ежегодном Послании Главы государства, как отметил Б. Мухамеджанов, отмечена необходимость повышения политического авторитета законодательной ветви власти. При этом внимание акцентировано на том, что сделать это можно и нужно в рамках действующей Конституции, потенциал которой еще далеко не исчерпан. Подписанный Президентом указ как раз и направлен на реализацию данной задачи.
Один из важнейших пунктов документа касается введения практики назначения министров социально-экономического блока после предварительного обсуждения их кандидатур профильными комитетами Мажилиса и Сената Парламента, что значительно расширяет функции главного законодательного органа по контролю за формированием Правительства. То же самое можно сказать и по поводу положения указа, в соответствии с которым главы дипломатических представительств будут назначаться после рассмотрения кандидатур претендентов профильным комитетом Сената. До настоящего времени шесть членов Счетного комитета республики по контролю за исполнением республиканского бюджета в соответствии с Основным законом назначались Парламентом, а еще три, включая председателя, - Президентом. Теперь же и их кандидатуры должны стать предметом предварительного обсуждения профильным комитетом Мажилиса. В своем Указе "О мерах по дальнейшему использованию потенциала Конституции РК" Глава государства рекомендовал Мажилису до принятия решений по кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя и членов Центральной избирательной комиссии проводить консультации по данному вопросу с Сенатом Парламента. Такая норма, как пояснил Бауржан Мухамеджанов, очень важна. Дело в том, что сегодня избрание всего состава Центризбиркома отнесено к исключительной компетенции мажилисменов. Но ведь верхняя палата тоже имеет самое непосредственное отношение к избирательным процессам в стране. Также Главой государства рекомендовано председателям палат Парламента производить назначение соответствующих членов Конституционного совета после обсуждения их кандидатур на пленарном заседании соответственно Мажилиса и Сената. А не непосредственно сразу спикерами, как сейчас. В какой-то мере речь можно вести о расширении полномочий Парламента. Хотя, как заметил Игорь Рогов, важно сразу подчеркнуть: конституционные положения относительно деятельности законодательной ветви власти никаких изменений не претерпят. Фактически суть новшеств состоит в том, что Глава государства как бы сам себя ограничивает, предоставляя депутатам возможность обсудить до назначения те или иные кандидатуры. Юридическая база для такого подхода заложена и в Конституции, и в соответствующих законах, регламентирующих деятельность Парламента. Благодаря Указу законодательная ветвь власти сможет действовать еще более публично. Ведь нужно понимать, отметил Игорь Рогов, что если в результате обсуждения в Парламенте кандидатуры того же министра депутатами будут высказаны какие-то негативные замечания, приведены порочащие факты, вряд ли данный претендент сможет рассчитывать на то, что Глава государства утвердит его в должности. Сегодня отдельными политиками высказываются суждения о том, что у Парламента якобы недостаточно полномочий. Опровергая подобные мнения, Бауржан Мухамеджанов сослался на международный опыт парламентской деятельности, выделив несколько групп функций законодательного органа власти. Первая - подготовка и принятие законов. Оспорить факт, что наши депутаты здесь в чем-либо ограничены, вряд ли у кого-нибудь получится. Вторая - рассмотрение и утверждение бюджета. Ответ - аналогичный. Теперь касательно контрольных полномочий. Данную функцию наш Парламент тоже реализует. Он следит за тем, как выполняются законы, осуществляет контроль за исполнением бюджета. На запросы депутатов отвечают члены Правительства, министры заслушиваются на заседаниях. Более того, у законодательной ветви есть реальное право поставить перед Главой государства вопрос о дальнейшем пребывании того или иного чиновника в должности. Да, данная норма не используется. Но, быть может, в этом просто не было необходимости? Напомнил Б. Мухамеджанов и о кадровых полномочиях. К примеру, перед тем как назначить Премьер-Министра, Глава государства получает согласие со стороны Парламента в целом. И Генеральный прокурор, и председатель Комитета национальной безопасности назначаются только с согласия Сената. Мажилис формирует весь корпус Центральной избирательной комиссии. Стоит отметить, что действие Указа Главы государства распространяется не только на Парламент. В документе содержится поручение Министерству юстиции проанализировать итоги работы по развитию и приведению в систему действующего законодательства в соответствии с нормами Основного закона и внести необходимые предложения в Правительство до 1 августа нынешнего года. Министерство образования и науки в течение 2005 года должно принять все необходимые меры по повышению качества преподавания в организациях образования основ конституционного строя, конституционных прав и свобод наших граждан. В данном плане им будет оказана методическая помощь. Или взять такой важный момент. Как известно, казахстанцы нередко жалуются на то, что некоторые наши стражи порядка весьма посредственно представляют себе этот самый порядок, нормы которого закреплены в действующем Основном законе. Указ призван ситуацию изменить. В соответствии с документом правоохранительные органы должны будут ежегодно в августе-сентябре проводить цикл занятий по изучению конституционных прав и свобод человека, по вопросам их соблюдения в своей деятельности. Значение Указа Президента трудно переоценить, особенно памятуя о дискуссиях, которые происходят в обществе на предмет того, нужно ли вносить в Основной закон коррективы. Проведенные многочисленные дискуссии среди ученых-юристов, подчеркнул Игорь Рогов, позволяют сделать однозначный вывод: потенциал нашей Конституции далеко не исчерпан. Он также отметил необходимость творческого развития правовой науки с тем, чтобы более полно реализовывать ее нормы на практике. Помимо прочего, считает Игорь Рогов, принятие указа будет способствовать дальнейшему укреплению конституционной законности. И в данном процессе большая роль отводится Генеральной прокуратуре, другим контрольно-надзорным органам государства. Говоря о деятельности Конституционного совета, его глава заметил, что в нынешнем году их ведомство несколько задержалось с подготовкой ежегодного послания о соблюдении конституционной законности в стране. Но этому есть объективные причины. Учитывая то, что Основному закону исполняется 10 лет, мы хотим составить документ, который бы содержал не только годичные данные, а сведения за весь прошедший период, подчеркнул он. Указ Главы государства - важный момент процесса политической модернизации. И тот факт, что документ не предполагает внесения изменений в какие-либо законодательные акты, тем более в Конституцию, еще раз говорит о том большом потенциале, которым обладает наш Основной закон, подчеркнул Бауржан Мухамеджанов на пресс-конференции. |