Максим Стерлигов, Алексей Щеглов, Страна.Ру, 16 мая
"Идет сознательное прекращение поставок нефти в Украину, хотя все контракты оплачены. Россия вынуждает находить нетрадиционные пути, потому что нам на пять дней вообще прекратили прокачку нефти, хотя у нас есть полностью все необходимые соглашения", - заявила Юлия Тимошенко в Киеве на встрече с журналистами. Одновременно премьер-министр отметила, что правительство Украины сделает все необходимое для того, что стабилизировать ситуацию на рынке нефтепродуктов. В российских нефтяных компаний утверждают, что поставки идут по графику.
"Пиар-война", которую объявила Юлия Тимошенко российским нефтяникам, объясняется резким скачком цен на нефтепродукты на Украине в конце марта - начале апреля. Тогда украинское правительство обвинило российские нефтяные компании в монопольном сговоре, не желая принимать во внимание объективный рост цен на нефть. Пригрозив реприватизировать украинские НПЗ, принадлежащие российскому бизнесу, кабинет министров добился временной стабилизации цен. Однако административное вмешательство правительства в сферу рыночного ценообразования привело к дефициту бензина А-92 и А-95. На многих АЗС в Киеве напротив этих марок бензина вместо указания цены появились таблички "БН" - "бензина нет". Ряд АЗС вообще закрылся, а возле работающих выстроились длинные очереди. Водители опасаются нового повышения цен и запасаются топливом впрок.
Руководители российских компаний дружно отметают обвинения Юлии Тимошенко в свой адрес. И Дмитрий Долгов из "Лукойла", и официальный представитель ТНК-BP Владимир Бобылев решительно заявили, что поставки нефти на Украину осуществляются в прежнем объеме и компании выполняют все взятые на себя обязательства. То же самое утверждают и в "Татнефти". Правда, при этом нефтяники оговариваются, что установленные месяц назад "административные" цены на бензин их не устраивают, и они рассматривают достигнутые договоренности с правительством Украины как временные.
Впрочем, если отбросить политическую шелуху и эпатажные заявления "о мести темных сил", то, возможно, в обвинениях Юлии Тимошенко есть рациональное зерно. На Украине не так уж и много нефтеперерабатывающих заводов, и остановка даже двух-трех предприятий действительно может создать определенные перебои с топливом. Сейчас бездействуют, по крайней мере, два: Лисичанский НПЗ, принадлежащий ТНК-BP и находящийся на плановом ремонте до 25 мая, и завод в Херсоне, контролируемый НК "Альянс". Поэтому действительно в апреле переработка нефти на Украине снизилась на 23,5% по сравнению с мартом.
Как прокомментировала "Коммерсанту" директор департамента по связям с общественностью компании "ТНК-Украина" Ирина Ковальчук, в настоящее время компания испытывает дефицит ресурсов, поэтому стремится обеспечить бензином, прежде всего, свои 50 АЗС. Добавило проблем и происшествие на магистральных трубопроводах "Транснефти", в сетях которой случился "какой-то сбой". Поэтому немудрено, что многие из более тысячи украинских джоберов сейчас заняты поиском топлива.
Минэкономики Украины было вынуждено повысить предельные уровни оптово-отпускных цен: от 3,6% на дизтопливо - до 7% на бензин А-95. Планка для розничных цен на дизельное топливо поднята на 8,7%. Тем не менее, эти меры пока не позволяют ликвидировать дефицит на рынке нефтепродуктов. Что касается регионов Украины, то там наблюдается наиболее острый дефицит самого "ходового" бензина марки А-95. В частности, в Днепропетровске этот бензин реализуется только по талонам, другие марки, впрочем, сразу же подорожали. В других областях разброс цен на бензин А-95: от 2,99 до 3,20 грн за литр.
Очевидно, что при нынешней динамике мировых цен на нефть правительство Украины не сможет создать в стране "заповедник цен", сохранив ставки прошлогоднего уровня для нефтепродуктов. В то же время правительственные чиновники не прочь списать повышение цен на "зловредных россиян", которые специально занимаются "вредительством".
Эксперты сходятся во мнении, что "топливные" проблемы последних дней в значительной мере являются результатом непродуманной политики самого украинского правительства, направленной на искусственное сдерживание цен и высокие тарифы на транспортировку сырья. Поняв, что "революционным наскоком" ситуацию с бензином не исправить, украинский кабинет министров решил создать рабочую группу, в состав которой входят представители власти и украинских НПЗ. Группа займется разработкой формулы цен на нефтепродукты с учетом мировой стоимости нефти. По мнению министра топлива Украины Плачкова, целью ее работы станет поиск механизмов, которые позволят сбалансировать факторы, влияющие на ценовую ситуацию на рынке нефтепродуктов, а также избежать резких колебаний цен.
Договариваться с нефтяниками украинским властям все равно придется. Сама Украина потребляет около 13 млн тонн нефти в год (и 70 млрд куб. м газа - это добавление, не лишнее для дальнейших рассуждений) в год. 4 млн из них она добывает сама. Российские поставщики обеспечивают 90% потребностей "незалежной" в нефтепродуктах и сырой нефти и действительно могут при желании создать большие проблемы для всех любителей громких заявлений на Украине. Большая часть нефти, перекачиваемой по системам трубопроводов "Транснефти" через территорию Украины, экспортируется российскими компаниями (16 млн тонн в год) или перерабатывается на принадлежащих им НПЗ для дальнейшего экспорта. При этом нужно отметить, что украинские НПЗ проектировались именно под российскую нефть - например Кременчугский НПЗ (мощностью 18 млн тонн в год) - под нефть, добываемую в Татарии.
В принципе, Россия и госкомпания "Транснефть" создали еще в 1990-е годы альтернативы экспортных нефтяных маршрутов через территорию Украины - Новороссийский нефтяной порт и Балтийскую трубопроводную систему. Закрытие пути через Украину или выставление нереальных цен за прокачку (что уже было в практике отношений с этой страной) приведет к практически безболезненному сворачиванию российского экспорта через Украину и переориентации его на эти направления.
Год назад, когда правительство Виктора Януковича столкнулось с аналогичный проблемой повышения цен на нефтепродкуты, нынешние члены правительства были в оппозиции. И тогда оппозиционеры нещадно критиковали кабинет Януковича за неумелое руководство экономикой. Сегодня ситуация повторяется с точностью до наоборот: рост цен продолжается, но "виновата" уже не плохая украинская власть, а российские нефтяные компании. |