NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 09:01 ast
07:01 msk

В обстановке стабильности
За годы независимости в нашей стране удалось сохранить внутриполитическую стабильность, чему в немалой степени способствовали высокие результаты, достигнутые в социально-экономической сфере
20.05.2005 / политика и общество

Ахан БИЖАНОВ, доктор политических наук, вице-президент Академии политических наук РК

"Казахстанская правда", 19 мая

Устойчивое развитие - основа государственной политики, а его обеспечение - важнейший приоритет и главная забота органов власти. За годы независимости в нашей стране удалось сохранить внутриполитическую стабильность, чему в немалой степени способствовали высокие результаты, достигнутые в социально-экономической сфере. Большое значение имеют принятая в 1997 году стратегия "Казахстан-2030", другие концептуальные документы, среди которых важное место занимают ежегодные Послания Президента, в которых обобщается опыт работы госорганов, тщательно анализируются и вычленяются актуальные проблемы. Все это способствует эффективному распределению средств и сил государства на предстоящий период.

В контексте работы по сохранению и укреплению устойчивого развития нельзя не отметить февральское Послание Нурсултана Назарбаева, а также деятельность возглавляемой Главой государства Ассамблеи народов Казахстана, которая отмечает в нынешнем году свое десятилетие. Активная позиция Президента страны и налаженная работа всей системы госорганов обеспечивают устойчивость власти, благоприятствуют социальной мобилизации населения.

Основной лейтмотив Послания, основанного на концептуальном осмыслении процессов экономической, социальной и политической модернизации страны сквозь призму определения наиболее актуальных проблем общества, связан с улучшением благосостояния народа. При этом в качестве одного из основных показателей, оказывающих позитивное влияние на развитие происходящих процессов, выступает уравновешенность взаимоотношений между субъектами политики.

Важный аспект Послания составляет программа дальнейшей реализации социальных реформ, на основе которой уже в ближайшем будущем можно прогнозировать значительное качественное улучшение жизненного уровня населения. Примечательно, что она охватывает все категории граждан, благоприятно отразится на социальном самочувствии практически каждой казахстанской семьи.

В качестве наглядного примера проводимой масштабной социальной политики выступают показатели развития Алматы. Только в текущем году в городе намечается создание 12 200 новых рабочих мест, оказание помощи в трудоустройстве 7 000 человек. Планируется ввести в эксплуатацию более 440 тысяч квадратных метров жилья. Предмет особого внимания - оказание 9 500 малообеспеченным гражданам за счет средств городского бюджета адресной социальной помощи на сумму 157 миллионов тенге, а также выплата специального городского пособия на сумму 714 миллионов тенге.

Внутренняя политика государства, основанная на реализации такой социальной программы, однозначно способствует упрочнению стабильности, ведет к дальнейшему укреплению положения среднего класса, который уже сегодня занимает достаточно прочные позиции в структуре казахстанского общества. В данном плане представляют интерес показатели Алматы, где в текущем году доля малых и средних предприятий в поступлениях в бюджет составляет 53 процента. В течение ближайших 2-3 лет предполагается поднять этот показатель до 70-процентного уровня.

Формирование сильного среднего класса, повышение социального благополучия народа - одни из стратегических приоритетов государственной политики, направленной на укрепление стабильности в качестве основы успешного развития и поступательного продвижения демократических реформ. Еще один значимый фактор данного процесса связан с деятельностью Ассамблеи народов Казахстана, создание которой стало важным шагом в реализации государственной национальной политики, позволившей республике одной из немногих на постсоветском пространстве сохранить мир и спокойствие на своей территории.

Сложность проведения системных реформ в стране, необходимость одновременного внедрения рыночных отношений в экономике и демократизация политической системы в многонациональном обществе закономерно делают этнический вопрос объектом пристального внимания со стороны органов власти, широко использующих в работе по укреплению стабильности международный теоретический и практический опыт при строгом учете специфики казахстанского общества.

Госрегулирование этнической сферы через систему национально-культурных центров в рамках АНК во многом предотвращает возможность обострения межэтнической ситуации. Более того, выступая в качестве консультативно-совещательного органа при Президенте страны, ассамблея оказывает большое содействие Главе государства в реализации его полномочий как гаранта соблюдения прав и свобод граждан Казахстана независимо от их расовой, национальной, социальной принадлежности, вероисповедания и убеждений.

АНК принимает активное участие в решении комплекса важных вопросов по налаживанию сотрудничества национально-культурных центров, проведению грамотной языковой политики, формированию правовых механизмов по развитию национальной культуры.

Вместе с тем нужно учитывать, что стабильность в данной сфере не следует воспринимать как некое "застывшее" явление. Опыт показывает, что межэтнические отношения отличаются динамизмом, в них постоянно в открытой или латентной форме происходят изменения. Сегодня даже в развитых демократических государствах в сознании людей возникают линии разделения, требующие должного внимания к состоянию естественной внутренней фрагментации общества по этническому, религиозному, идеологическому признаку.

Практика показывает, что национальные различия во многом имеют основополагающий характер и порой определяют поведение человека. При этом на уровне обыденного сознания определенное некритическое освоение сложившихся смыслов, специфических ценностей создают в подсознании индивида этнически окрашенные стереотипы и установки, обусловливают неадекватное понимание действительности.

В нашем государстве предприняты действенные меры по решению этнического вопроса, стабилизации общественно-политической ситуации. Но, как свидетельствует мировой и отечественный опыт, сложный и неоднозначный характер современных тенденций требует внимательного и взвешенного подхода к происходящим процессам.

Вероятность межэтнической поляризации, со временем перетекающей, как правило, в политическое противостояние, объективно присутствует в жизни любого современного общества. Но если в одних странах данный феномен становится устойчивым явлением в политической жизни, то в других, в силу влияния целого ряда обстоятельств, пребывает преимущественно в "спящем" состоянии. В данном плане проведение превентивных мер по предотвращению развития негативных тенденций, с максимальным использованием всех демократических средств в рамках правового поля - одна из главных задач современного государства.

Базовое условие совмещения демократических и этнических процессов состоит в деполитизации сферы межэтнических отношений. В этом случае проблема этнического самоопределения во многом проявляется в стремлении этноса к культурной самореализации в рамках демократического государства, предоставляющего всем этническим группам равные права для духовно-культурного и политического развития. Казахстанская модель решения этнической проблемы предусматривает соответствующее организационное обеспечение.

АНК представляет собой базовый демократический механизм по обеспечению равноправного диалога между властью и всеми этносами страны. Вместе с тем, как отметил Глава государства на VII сессии ассамблеи, "демократия есть условие межэтнического мира в Казахстане, но только условие, а не гарантия. Гарантия - это сам народ Казахстана". Такой подход основан на понимании этнической сферы в качестве одного из главных инструментов по воспитанию толерантности, терпимости, взаимного уважения, по формированию демократической политической культуры в сознании казахстанцев.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Казахстан с двухдневным официальным визитом прибыл Президент Украины 31.05.2005
В Правительстве рассмотрены вопросы строительства Мойнакской ГЭС 31.05.2005
В Казахстане разработана эксклюзивная Концепция накопления и использования средств Нацфонда на среднесрочную перспективу 31.05.2005
Профессора Гарвардского университета привлечены в качестве консультантов 31.05.2005
Центральный аппарат партии "Отан" переехал в Астану 31.05.2005
"Сможет ли Назарбаев предотвратить революцию?" 31.05.2005
В Алматы начались слушания по иску Агентства "Хабар" к экс-министру Сарсенбаеву 31.05.2005
В Тбилиси машину Джорджа Сороса закидали яйцами 31.05.2005
Сетевая война и бархатные революции 31.05.2005
Французская революция 31.05.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz