NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 15:19 ast
13:19 msk

Майское восстание в Фергане: революция, мятеж, кризис?
Ответ на этот вопрос для нас так же важен, как и для наших соседей - узбеков и кыргызов. Как и для всего остального мира
23.05.2005 / политика и общество

Сергей Козлов, "Страна и мир", 20 мая

Середина мая преподнесла нам еще один урок политической географии - теперь даже тот, кто не знал, что в Узбекистане есть такой город Андижан, это узнал и, наверняка, запомнил. Так же, как и город Кара-суу, который, как оказалось, был раньше Ильичевском и находится на границе с Кыргызстаном. И, наконец, последний раздел этого последнего урока: в этом же районе Узбекистана есть еще один, наверняка не менее замечательный город - Пахтаабад, он всего в 30 километрах от Андижана. И там тоже, как и в Андижане, и в Кара-суу, произошли, как принято писать в казенных информационных сводках, "события", повлекшие за собой жертвы, смерть, побоище.

Версия узбекских властей: в Андижане религиозные экстремисты из организации "Акромийя" начали мятеж, захватив здание местного хокимията (администрации) и взяв в заложники несколько десятков человек. Требованием мятежников было освобождение экстремистов на всей территории страны, с чем власти, естественно, согласиться не могли.

Версия восставших: в Андижане поводом для народного возмущения стал судебный процесс над 23 бизнесменами, которых обвиняли в пропаганде религиозного экстремизма, когда на самом деле эти люди были всего лишь бизнесменами, правда, строго соблюдавшими религиозные каноны.

Если учесть, что подобные судебные процессы проходят в Узбекистане в закрытом режиме и конкретные обстоятельства здесь установить невозможно, объективной и детальной подоплеки случившегося никто узнать уже не сможет. Но факты и все, что предшествовало трагедии, говорят о том, что обе стороны в конфликте и правы по-своему, и, в то же время, стремятся навязать миру свою версию событий.

Как указывают многочисленные информационные источники, "андижанское дело" началось еще в июне прошлого года. Двадцать три предпринимателя, фактически весь костяк городского бизнеса, были арестованы по обвинению в создании подпольной экстремистской группировки. Хотя все они утверждали, что ни о каких тайных организациях ничего не знали, власти заявили, что арестованные входили в группировку "Акромийя", названную так в честь Акрома Юлдашева, известного андижанского бизнесмена, с 1999 года сидящего в тюрьме по обвинению в организации государственного переворота.

Судебный процесс над андижанцами начался в феврале. С самого его начала, во время слушаний, как сообщает, в частности, информационное агентство Фергана-пресс, около здания суда собирались толпы родственников обвиняемых. Участники небольших демонстраций (количество их не превышало 100 человек) называли суд несправедливым, а дело - сфабрикованным исключительно для того, чтобы конфисковать бизнес арестованных. Кроме того, как родственники, так и адвокаты утверждали, что подсудимые не были экстремистами. Большую часть своего времени они уделяли бизнесу.

Развязка дела наступила на минувшей неделе, когда прокурор потребовал дать двоим подсудимым по семь лет, одному - шесть лет, еще двоим - по пять лет, остальным - по три года лишения свободы. По мере приближения процесса к завершению толпа родственников и сочувствующих возле здания суда начала расти. 12-го мая сотрудники андижанских правоохранительных органов попытались разогнать участников импровизированного пикета и конфисковали у некоторых из них автомобили.

Как рассказывают жители Андижана, ближе к ночи толпа отправилась к зданию ГАИ вызволять автомобили. Преуспев в этом, участники акции решили не останавливаться на достигнутом и отправились оттуда к тюрьме, освободили всех заключенных, в том числе "акромистов", и пошли к воинской части. Захватив ее, мятежники отправились брать здания местного отделения службы национальной безопасности. Она восставшим не сдалась, именно в ходе ночных боев у СНБ появились первые жертвы - по разным данным, от девяти до двадцати человек. К часу ночи был захвачен областной хокимият (администрации). К утру, как известно, происходящее в Андижане уже перестало напоминать рядовой бунт с захватом милиции и тюрьмы. Заговорили об очередной "цветной" революции.

Но это лишь внешняя, событийная канва. Сегодня многие аналитики и эксперты пытаются ответить на главный вопрос: являются ли эти события закономерными, или это спонтанный, эмоциональный всплеск возмущения жителей экономически бедствующего региона, доведенных до отчаяния произволом центральных и местных властей? Для того, чтобы ответить на этот и многие другие вопросы, нужно, конечно же, знать или хотя бы попытаться понять и эту страну, и этих людей.

Ислам Каримов, который, как известно, возглавляет самый могущественный на сегодня самаркандский клан в Узбекистане, опирается, естественно, прежде всего на своих родственников и земляков. Этот клан уже подчинил себе очень многие сферы узбекской экономики и торговли. Однако ему противостоят несколько других традиционных кланов и группировок, которые еще контролируют отдельные денежные потоки, торговые маршруты и отрасли бизнеса.

Одной из самых прибыльных отраслей узбекского бизнеса является наркоторговля. И ее основной маршрут проходит здесь как раз через районы Ферганской долины и к ней прилегающие. Далее на север маршруты разделяются на кыргызское и казахстанское направления. Фергана всегда была своеобразным распределительным и перевалочным узлом между поставщиками зелья из Афганистана и курьерскими потоками в сторону Сибири, западной России и Европы. Кстати, вторым по значению таким узлом является ныне край Косово, который после перехода его под контроль местных албанских криминальных структур превратился в главный европейский распределительный наркоцентр.

Ферганское "сообщество", контролирующее приток товара и его распределение между маршрутами, всегда находилось в конфликте как с центральной узбекской властью, так и с другими группировками, которые, конечно же, стремились проникнуть в этот чрезвычайно прибыльный "бизнес", или вовсе переподчинить его себе. Поэтому борьба вокруг Ферганы, в той или иной форме, не прекращалась никогда.

Она, к тому же, всегда имела религиозную окраску, так как многие ферганские узбеки и таджики имели очень прочные связи со своими сородичами в северном Афганистане и с тамошними исламскими организациями и братствами. Иного, как говорится, и быть не могло: по мере укрепления торговых связей, причем, в столь специфическом деле, как экспорт наркотиков, без таких альянсов не обходится.

Надо заметить, что очень многие лидеры северо-афганских кланов рассматривают наркоторговлю с северными и западными странами как своеобразную форму религиозной, идеологической борьбы со своими врагами. При этом часть полученной от этой торговли прибыли используется на продолжение этой борьбы, на поддержку вооруженных группировок, на финансирование террористических актов и т.д.

Поэтому аргументы официального Ташкента, заверяющего всех в том, что он борется исключительно с религиозными фанатиками и экстремистами, содержат в себе довольно значительную часть истины. Но только часть.

Потому что далеко не все даже из принимающих участие в этой сети и в транспортировке зелья относятся к религиозным экстремистам, а уж обвинять в этом большинство населения Ферганской области было бы и вовсе безнравственно. Хотя бы потому, то участие в этом бизнесе по большей части вынужденное, так как иного выхода прокормить себя и выбраться из нищеты здесь порою просто нет.

Кроме того, в основе, повторим, этой борьбы с экстремистами лежит все же стремление убрать, в первую очередь, конкурентов, сменить контроль над местными структурами, участвующими в этом бизнесе, а уж удобным идеологическим оформлением этой борьбы как раз служат обвинения своих противников в участии в религиозных террористических организациях, что, повторим, отчасти является правдой.

Таким образом, образовался некий порочный круг, выход из которого видится весьма отдаленным. Ферганцы, ориентированные на своих афганских собратьев, видят в "самаркандцах" и прочих претендентах на местный наркорынок агрессоров, еретиков, которые поддерживают "прозападный продажный ташкентский режим во главе с преступным лидером". В то же время "самаркандцы" всеми силами стараются представить дело так, что борются они здесь исключительно против исламистов, стремящихся создать в регионе религиозное государство.

Избежать открытого вооруженного конфликта можно было в середине девяностых годов прошлого века, когда стороны были близки к паритетному соглашению - главным образом, по разделению некоторых маршрутов и разделу прибыли в местном бизнесе. Но переговоры тогда зашли в тупик, и противники вновь стали обвинять друг друга в неуступчивости, жадности, в стремлении обмануть партнеров и т.п. Вскоре противоречия достигли такой стадии, что на сцене появились уже реальные представители религиозных объединений, чем не преминули воспользоваться оппоненты ферганцев.

Однако никто не сможет сегодня сказать с полной уверенностью, какие из террористических актов последних лет в Узбекистане, включая знаменитое покушение на Ислама Каримова в феврале 1999 года, были действительно организованы исламистами, а какие - лишь инспирированы. Так как одинаково закрытыми для получения объективной информации являются и "самаркандцы", и "ферганцы". Узбекское общество всегда было так организовано и структурировано, оно живет по своим законам, по правилам и традициям махалли, где представления о себе и об окружающем мире порою малопонятны даже нам, ближайшим соседям, не говоря уже о людях с Запада.

Расплачиваются же за это "идеологическое" противостояние узбекского "севера" и "юга", главным образом, простые местные жители, порою даже не ведающие подоплеки происходящего вокруг. В Ферганской области, напомню, на небольшой территории проживает около 12 миллионов человек - узбеки, кыргызы и таджики. Это более 40% населения страны, живущих в крайней бедности из-за острой нехватки поливных земель и, как следствие, тотальной безработицы.

Недавно в Алматы побывала группа американских экспертов, которые очень интересовались ситуацией в Центральной Азии в целом и в Узбекистане и Казахстане, в частности. Подход американцев к нашим и узбекским проблемам был традиционен, в рамках западных мировоззренческих клише: вам нужно больше демократии, тогда будет больше благ и прогресса. Никто с экспертами, в общем-то, не спорил. Демократия нынче - это символ веры, категория незыблемая в своем сияющем величии и идеологически непоколебимая.

Демократия при этом понималась, конечно же, одна - западная, с соответствующими институтами и предрассудками. Западные эксперты не понимали причин, почему власть не хочет ее установить для алчущего демократии общества, когда выгоды этого установления очевидны и элементарны.

Но во время посещения одного из алматинских политологических институтов дискуссия все же возникла. Автор этих строк посмел возразить американцам, указав на то, что, помимо ценностей демократии, существуют также и некие ценности авторитаризма, хотя бы в том же Узбекистане, чем вызвал просто изумление оппонентов. В чем же они? И могут ли они вообще быть в природе?

Для того, чтобы понять это, нужно хоть немного пожить в махалле, почувствовать себя членом этого сообщества, тогда очень многое поворачивается совсем неожиданной и ошеломляющей стороной. Не вдаваясь в детали или подробности обстановки в Узбекистане, могу сказать с уверенностью, что большинство населения этой республики Ислама Каримова, несмотря на его жесткий авторитаризм и замашки азиатского тирана, все же поддерживает.

Поддерживает по нескольким причинам, и одна из них - авторитаризм Каримова служит некой гарантией от произвола местных владык, который, в случае ослабления центральной власти, неизбежен и беспощаден. Так здесь было всегда и, судя по всему, так здесь в обозримом историческом будущем и будет. Как бы это ни вызывало недоумение или даже возмущение у идейных демократов, которым можно было бы предложить попробовать "установить" демократические нормы в той же Ферганской области. Несложно догадаться, кто бы в этом случае пришел к власти и какая бы эта власть была. Какие бы права человека здесь стали соблюдаться и как новая местная власть придерживалась бы свободы слова…

Кстати, наши идеологи оппозиции десять лет тому назад, как известно, противопоставляли "твердую и последовательную политику Каримова" "непредсказуемой и безграмотной политике Назарбаева", особенно в экономике. Узбекистану наши демократы тогда предрекали процветание и экономическое могущество в регионе, тогда как Казахстан виделся им отсталым, влачащим жалкое существование сырьевого придатка Европы и России. История, как говорится, рассудила по-своему.

Тем не менее, несмотря на относительную поддержку центральной власти со стороны населения Узбекистана, эта страна отстала в своем развитии так, что теперь любое экономическое ускорение, не говоря уже о политическом, неизбежно чревато потрясениями. Но основная проблема заключается в том, что узбекское руководство просто не знает, как выстраивать стратегию развития, куда, собственно, развиваться и где найти баланс между тяжелым традиционализмом и необходимостью модернизировать общество в соответствии с требованиями наступившего века.

Очередные уроки исторической географии вновь напомнили нам о сложности, хрупкости, противоречивости окружающего нас мира. О том, что мы порою разительно отличаемся в восприятии действительности даже от наших ближайших соседей, о том, что Центральная Азия уже совершенно не та, что была пятнадцать лет тому назад, и она стремительно будет меняться согласно своим законам жизни, несмотря на желание иных столиц видеть ее такой, "какой стремятся быть все".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Казахстан с двухдневным официальным визитом прибыл Президент Украины 31.05.2005
В Правительстве рассмотрены вопросы строительства Мойнакской ГЭС 31.05.2005
В Казахстане разработана эксклюзивная Концепция накопления и использования средств Нацфонда на среднесрочную перспективу 31.05.2005
Профессора Гарвардского университета привлечены в качестве консультантов 31.05.2005
Центральный аппарат партии "Отан" переехал в Астану 31.05.2005
"Сможет ли Назарбаев предотвратить революцию?" 31.05.2005
В Алматы начались слушания по иску Агентства "Хабар" к экс-министру Сарсенбаеву 31.05.2005
В Тбилиси машину Джорджа Сороса закидали яйцами 31.05.2005
Сетевая война и бархатные революции 31.05.2005
Французская революция 31.05.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz