Светлана Самойлова, Политком.Ру, 23 мая
И.о. премьер-министра Киргизии Курманбек Бакиев и его основной соперник на президентских выборах Феликс Кулов подписали предвыборное соглашение. Теперь очевидно, что 10 июля все шансы стать президентом страны, переданы Бакиеву, который обязуется назначить Кулова премьер-министром.
Киргизская революция, инициированная Югом, не привела к победе над Севером. Сразу после свержения режима Аскара Акаева популярный политик Феликс Кулов составил жесткую конкуренцию Югу, представляя оппозиционную Акаеву северную элиту. С момента революции конкуренция между двумя основными претендентами на президентское кресло росла.
К концу апреля обе фигуры выдвинули свои кандидатуры, что ставило крест на возможности договориться. По данному сценарию победа одного их них означала обострение противоречий между севером и югом и усугубление конфронтации. При этом Кулов располагал поддержкой других оппозиционных лидеров, которые были готовы снять свои кандидатуры в его пользу. Бакиев же обладает административным ресурсом, против которого электоральный ресурс, как правило, оказывается более слабым. Победа Бакиева могла вызвать обвинение со стороны сторонников Кулова в несправедливости итогов подсчета голосов и непризнанию выборов, а значит новым силовым акциям. При таком развитии событий вероятность второй революции оказывается не такой уж и туманной. Победа же Кулова могла вызывать неприятие Юга, который легко мобилизуется на аналогичные силовые акции протеста. Таким образом, неспособность договориться означала длительную политическую дестабилизацию в стране, которая неизбежно сопровождалась бы экономическим кризисом и возможным параличом хозяйственной деятельности.
На фоне всех этих "перспектив" страна могла реально столкнуться как с риском исламизации, так и с риском распада. Ситуация в соседнем Узбекистане могли стать катализатором для исламских радикалов, учитывая, что многие участники кровавых андижанских событий бежали на киргизскую территорию.
Все это не было выгодно ни элитам в Киргизии, которые заинтересованы в стабилизации положения и в возможности спокойного ведения бизнеса, ни внешним партнерам страны - России и Западу.
В итоге основные соперники все-таки сумели договориться. Есть три основные причины, по которым Феликс Кулов отказался самостоятельно участвовать в президентских выборах. Во-первых, возможная победа могла привести к повторению судьбы Аскара Акаева, когда Юг не принял бы избрания Кулова президентом. Во-вторых, на фоне резкой конфронтации могла появится угроза для жизни Кулова. Наконец, в течение последних двух месяцев он весьма неактивно вел себя на политической сцене и фактически потерял время, что снижает шансы его победы. По сути главным импульсом для принятия предложения Бакиева для Кулова стала оценка своих реальных шансов стать и оставаться президентом страны.
В присутствии Председателя Конституционного суда Ч.Т. Баековой, Председателя Верховного суда К.Э. Осмонова, спикера парламента О.Ч. Текебаева, Кулов и Бакиев подписали соглашение об условиях консолидации своих усилий по проведению выборов президента Киргизии. Присутствие руководителей других ветвей власти должно гарантировать выполнение взятых на себя обязательств со стороны обеих сторон.
В соответствии с соглашением, Кулов снимает свою кандидатуру с выборов и назначается на пост первого вице-премьера страны. Учитывая, что на период предвыборной кампании Бакиев уходит в отпуск, Кулов становится фактически главой государства. В случае победы Бакиева, Кулов назначается на пост премьер-министра. При этом предусматривается реализация конституционной реформы, по которой заметно сокращаются полномочия президента и расширяются полномочия председателя правительства. Так, президент будет отвечать лишь за вопросы внешней политики и деятельность силовых структур. Вводится запрет на создание дублирующих деятельность правительства органов власти. Правительство формируется премьером по согласованию с президентом с последующим утверждением в парламенте. Прерогативой премьера также становится назначение глав местных государственных администраций (по согласованию с президентом). Назначение и освобождение руководителей административных ведомств осуществляется премьер-министром самостоятельно. В случае отставки премьер-министра, в отставку уходит и президент.
Достигнутый компромисс между представителем Севера и Юга является первым в истории современной Киргизии. Предполагаемая конституционная реформа означает перераспределение полномочий в пользу премьера, который становится реальной политической и властной фигурой, в отличие от своих предшественников. Формат соглашения означает, что отказ от обязательств по инициативе одной из сторон практически исключен. Теперь главной проблемой будущей власти станет вопрос "уживания" в одной системе представителей десятилетиями конкурирующих между собой центров влияния. Возникающий баланс оказывается крайне хрупким, что связано как с традицией авторитарной власти в азиатских странах, так и с противостоянием Севера и Юга, которое вряд ли может быть преодолено с помощью соглашения. |