NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 04:35 ast
02:35 msk

Час "Х" - декабрь 2005 года
В.Малиновский: Пока не поздно, необходимо обратиться в Конституционный Совет РК, единственный орган, который дает официальное толкование Конституции. Он вынесет по этому, как видите, весьма непростому вопросу всесторонне обоснованный окончательный вердикт. Исходя из него мажилис парламента и объявит очередные выборы президента РК. Уверен, что на первое воскресенье декабря 2005 года!
25.05.2005 / политика и общество

Борис ХАРИТОНОВ, "Экспресс-К", 24 мая

В последнее время развернулась нешуточная дискуссия о дате очередных президентских выборов. Еще осенью прошлого года на одной из встреч со СМИ тогдашний председатель Центризбиркома Загипа Балиева однозначно заявила: выборы пройдут в декабре 2006 года. А недавно на конференции "Роль Конституции в устойчивом и динамичном развитии Республики Казахстан" это мнение неожиданно было поставлено под большой вопрос проректором академии юриспруденции - Высшей школы права "Адилет" доктором юридических наук Виктором МАЛИНОВСКИМ, автором монографических исследований конституционного статуса президента РК. Мы посчитали полезным обратиться за разъяснениями к самому "возмутителю спокойствия".

- Виктор Александрович, проясните, пожалуйста, ситуацию. Что же произошло на самом деле? Что за каверзный вопрос вы задали на конференции?

- Начну с того, что в некоторых газетах прошла искаженная информация. Никаких вопросов никому я не задавал. Как и бывает на научных конференциях, выступил с докладом относительно учрежденного в Конституции РК 1995 года принципа единства государственной власти и ее разделения на три ветви. Показал, что в условиях политического транзита упор оправданно сделан на единстве власти, обусловленном ее социальной сущностью и необходимостью решения общих для всех задач. Остановился на особых функциях президента РК. При этом высказал свое убеждение в том, что мощная власть и особая ответственность главы государства - высшего должностного лица - требует кристальной чистоты его прихода к власти. Обосновал свою позицию: очередные выборы президента РК должны состояться в первое воскресенье декабря текущего года.

- На чем же основан ваш вывод?

- На сугубо научном, системном, логически выдержанном прочтении всего текста действующей Конституции. Я высветил коллизию между положением статьи 94-й о том, что "очередные президентские выборы должны быть проведены после семи лет в первое воскресенье декабря", и статьями 41-й и 42-й Конституции, где закреплена семилетняя продолжительность, сроки назначения выборов и вступления в должность президента РК. Сказал, что в случае конфликта между нормами Конституции приоритет должен быть отдан нормам, размещенным в статьях основного текста, то есть 41-й и 42-й статьям. Ведь статья 94-я находится в разделе IX "Заключительные и переходные положения", нормы которого играют "служебную роль" по отношению к иным идеям, принципам и правилам Конституции.

- Мне кажется, что те переходные положения были рассчитаны на период замены предусмотренного Конституцией 1993 года конституционного механизма на новый, учрежденный Конституцией 1995 года, а следовательно - республиканским референдумом 30 августа 1995 года, и играли "разовую роль". Получается, что те разовые положения в чуть подкорректированном виде решили применить еще раз?

- В принципе, получается именно так! Более того, считаю, что ориентация на статью 94-ю и проведение выборов на ее основе в декабре 2006 года породят очень серьезные вопросы, на которые нет ответа. К примеру, каковы будут политико-правовые основы власти высшего должностного лица, у которого срок действия всенародного мандата завершится 20 января 2006 года? Дважды выраженное доверие народа - на референдуме по нормам Конституции и на прямых выборах президента РК в 1999 года - как бы закончилось. А власть продлена волею подправленных парламентом "переходных положений"!.. Мы все помним: продление полномочий президента РК уже один раз состоялось. Но тогда оно было санкционировано результатами всенародного референдума! Не срабатывает и другая версия. Если после 20 января 2006 года предполагается "исполнение обязанностей", то ведь 7 октября 1998 года должность "и.о. президента РК" из Конституции была исключена: Если же делать упор на неординарность и исключительность ситуации, то тогда необходимо достраивать конституционную конструкцию, в том числе и введением ограничений на использование определенных полномочий такого "продленного президента". В подобном побуквенном прочтении не усматривается ничего, кроме стремления просто продлить еще на одиннадцать месяцев полномочия действующего главы государства.

- Какова была реакция нынешних министра юстиции Балиевой и председателя Центризбиркома Жумабекова, тоже присутствовавших на конференции и слушавших ваше выступление? Ведь вы позволили себе усомниться в официальной позиции Центризбиркома:

- Загипа Яхяновна высказала удивление, мол, у солидных ученых и учителей права бывает странное непонимание столь простых вещей. Ведь в статье 94-й все написано черным по белому. Первое воскресенье декабря после окончания семилетнего срока президентства. Срок заканчивается 20 января 2006 года, а первое воскресенье декабря наступит лишь в декабре 2006 года. О второй части вашего вопроса. На конференции я сразу оговорился, что никакого официального решения Центризбиркома не было и быть не могло. Уже хотя бы потому, что объявление очередных президентских выборов - это исключительная прерогатива мажилиса парламента. Кроме того, для одной участницы спора день выборов - это открытие различных избирательных процедур. Для другого - это исходное начало народного и государственного суверенитетов, основа конституционного статуса президента РК и всей последующей деятельности главы государства. Это, по большому счету, прогрессивный вектор всех политических отношений. Именно поэтому в правильной дате очередных выборов кровно заинтересовано общество, ближнее и дальнее зарубежье. И как бы ярко ни убеждала Загипа Яхяновна в своей правоте, это будет всего лишь одна из правд, пусть и хорошего специалиста по выборам. Оналсын Исламович был более сдержан в оценках, однако подтвердил отправные точки своей предшественницы. Хотя при этом однозначно и корректно подчеркнул, что, возглавляя ЦИК, он высказывает свое личное видение ситуации.

- Вернемся к сути спора:

- Загипа Яхяновна признала наличие коллизии между статьями 41-й, 42-й и статьей 94-й. Однако высказалась, что на то и есть переходные положения, чтобы быть примененными только один-единственный раз - на предстоящих очередных выборах. На сомнительность тезиса о единичности применения вы уже обратили внимание. От чего и к чему мы будем "переходить" эти одиннадцать месяцев? Совершенно верно, никакой надобности в стыковке действующих и будущих госорганов нет. Все они функционируют в рамках конституционных полномочий, вакуума власти нет, и прочая, и прочая. А что значит слово "после окончания" семилетнего срока? Вот именно тут-то и образуется самый настоящий вакуум власти - между датой окончания полномочий "старого" и датой вступления в должность "нового" президента. Проведите аналогию с избранием депутатов парламента и маслихатов... Даже при назначении очередного уполномоченного по правам человека президентом РК установлен двухмесячный срок подбора новой кандидатуры. Естественно, при продолжении нормальной работы действующего. А здесь глава суверенного Казахстана, да еще на одиннадцать месяцев после!.. И на этой весьма сомнительной основе стране предлагается последующие семь лет жить, по меньшей мере, с чуть-чуть сомнительным президентом РК. Мне бы этого очень не хотелось. Думаю, что и будущему президенту тоже.

- Еще одним арифметическим аргументом против выборов в 2005 году был и такой. Ну, допустим, изберут в первое воскресенье декабря текущего года президента РК, и он будет обязан уже во вторую среду января 2006 года принести присягу. А у действующего президента срок полномочий - до 20 января 2006 года! Получается, что ныне действующий глава государства несколько дней не доработает до свого семилетнего срока. Нельзя! Нарушение Конституции!

- Это еще одна попытка абсолютизировать букву перед логикой и смыслом. Самый простой ответ - адресовать Загипу Яхяновну к календарю: мы невластны сдвинуть на пару дней "первое воскресенье декабря" или "вторую среду января", которые однозначно поименованы в Конституции. А вот вдумчиво прочитать, обдумать, понять и довести до людей суть норм, регламентирующих "избрание", "вступление в должность" главы государства, "начало" и "завершение" президентского мандата, мы не только можем, но и обязаны. В силу своего предназначения, а для кого-то - еще и прямых служебных обязанностей. Предлагаю на весы справедливости - один из наиболее распространенных символов юстиции - положить несколько отнятых от семи лет дней (что, в общем-то, представляется довольно сомнительным, если выйти за пределы арифметики и рассуждать с позиций норм Конституции о президентских полномочиях), а на вторую - высказанные мною сомнения. Нам предлагают пожертвовать статьей 3-й - об осуществлении власти народом непосредственно через свободные (читай, проводимые в установленные Конституцией сроки) выборы, статьей 33-й - о непосредственном участии граждан в управлении делами государства, пунктом 1-м статьи 41-й - о семилетнем сроке президентского мандата (получается почти восемь лет!) и другими нормами. А теперь посмотрим, какая чаша перевесит. При этом прошу не забывать, что "заминусованные" дни уйдут в прошлое. А вот одиннадцать месяцев будут сопровождать новое высшее должностное лицо аж до 2013 (обратите внимание на последнее число - 13) года. Напомню, что ушедший в небытие в марте 1995 года ни в чем не повинный Верховный Совет РК ХIII созыва (опять 13!) стал заложником ошибок, допущенных тогдашним Центризбиркомом. В стопроцентно проигрышной ситуации (хрестоматийный пример для студентов второго курса юрфака) Центризбирком тоже убеждал всех в своей правоте. Бился до конца вместо того, чтобы внимательно проанализировать Конституцию и избрать линию на сохранение депутатского корпуса, например, c помощью отмены спорных собственных актов или инициирования внесений изменений в законы о выборах, о Конституционном суде. А результат? Вот почему сегодня необходимо максимально снять все малейшие противоречия и нестыковки, а не водить бесконечный хоровод вокруг магического слова "после" в предпоследней строчке первого пункта переходной 94-й статьи, применяя методы "занимательной арифметики", и без комментариев игнорировать все контрдоводы. К слову, такая жесткость в неприятии аргументов другой стороны (как это возражать против официальной позиции первого лица Центризбиркома!) наталкивает на размышления о необходимости отделения от избиркомов контрольной функции и создания для нее специального надзирающего органа по типу латиноамериканских избирательных трибуналов. По-моему, под барабанный бой укрепления самостоятельной и независимой учредительной, то есть избирательной, власти мы создали структуру, близкую принципу "сам себе режиссер". Хотя на этот счет новый руководитель Центризбиркома вселяет большую уверенность в перспективе взвешенных, учитывающих различные позиции, решений.

- Известный юрист Виталий Воронов высказал суждение, что вопрос с датой очередных президентских выборов не юридический, а политический.

- Действительно, каждый конституционный аспект имеет политическую подоплеку, иногда весьма существенную. Но будет ошибочно преуменьшать роль права. Именно Конституция, именно право является тем средством, которое позволяет разрешить спор правильно и с пользой для всех заинтересованных сторон. Возвышение политики над правом нередко приводит к тяжелым последствиям. А вот судьбоносные политические решения на основе Конституции всегда отвечали, отвечают и будут отвечать высшей законности.

- Какой вам видится выход из нынешней ситуации?

- Пока не поздно (очередные выборы президента объявляются мажилисом не позднее первого воскресенья августа), необходимо обратиться в Конституционный Совет РК, единственный орган, который дает официальное толкование Конституции. Он вынесет по этому, как видите, весьма непростому вопросу всесторонне обоснованный окончательный вердикт. Исходя из него мажилис парламента и объявит очередные выборы президента РК. Уверен, что на первое воскресенье декабря 2005 года!

- И последнее. Вы поставили свою подпись под известным февральским обращением докторов права к президенту и депутатам парламента против необоснованных корректировок Конституции. Недавно при вашем непосредственном участии создан Алматинский клуб юристов. Его президентом избран Анатолий Матюхин - ректор Академии юриспруденции - Высшей школы права "Адилет", вице-президентами и членами других руководящих органов клуба - практически одни доктора юридических наук. Это что, звенья одной цепи? Если да, то какой?

- Дальнейшее утверждение Казахстана в качестве правового государства требует укрепления правопорядка, стабильности законодательства и эффективной правоприменительной работы. Можно ли всего этого достичь, если подвергать Конституцию - главного гаранта стабильности правовой системы - перманентным изменениям, а то и требовать нового Основного Закона? Сегодняшнего спора о дате очередных выборов президента РК могло и не быть, если бы в парламенте РК в пылу дискуссии в сентябре-октябре 1998 года чуть точнее отредактировали статьи Конституции. Сказанное полностью относится и к законодательству вообще. Бывает, что поменять правовую норму проще, чем правильно ее исполнить. Поэтому мы с коллегами убеждены, что пора прекратить вольности в законотворчестве и идти на изменение законов только в случае крайней необходимости. В остальном - обеспечивать нормальную каждодневную деятельность всех субъектов правоотношений. Особо подчеркну, что политическая трескотня вокруг Основного Закона и законодательства вообще нередко даже более губительна, чем прямое или скрытое игнорирование закона. Тогда, в феврале, четырнадцать докторов-юристов не только заявили о своей позиции, но и решили создать общественное объединение, в котором они коллективно будут профессионально отстаивать свои позиции в общении с государственными органами любого уровня, политическими партиями и иными объединениями, а также гражданами. Мы прекрасно отдаем себе отчет, насколько трудную задачу ставим перед собой. И намерены сделать максимум для того, чтобы все звенья права надежно объединяли интересы личности, государства и общества в стремлении сделать жизнь каждого и всех нас свободнее и радостнее.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Казахстан с двухдневным официальным визитом прибыл Президент Украины 31.05.2005
В Правительстве рассмотрены вопросы строительства Мойнакской ГЭС 31.05.2005
В Казахстане разработана эксклюзивная Концепция накопления и использования средств Нацфонда на среднесрочную перспективу 31.05.2005
Профессора Гарвардского университета привлечены в качестве консультантов 31.05.2005
Центральный аппарат партии "Отан" переехал в Астану 31.05.2005
"Сможет ли Назарбаев предотвратить революцию?" 31.05.2005
В Алматы начались слушания по иску Агентства "Хабар" к экс-министру Сарсенбаеву 31.05.2005
В Тбилиси машину Джорджа Сороса закидали яйцами 31.05.2005
Сетевая война и бархатные революции 31.05.2005
Французская революция 31.05.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz