NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 09:30 ast
07:30 msk

Служить бы рад, да мал оклад (о реформах в госслужбе и ее перспективах)
Успешность бизнеса измеряется прибылью, рейтинг государственной службы – доверием населения. К сожалению, в отдельных случаях некоторым чиновникам удается конвертировать это доверие в твердую валюту…
30.05.2005 / политика и общество

АСТАНА. 27 мая. КАЗИНФОРМ /Зауре Балкенова/

Успешность бизнеса измеряется прибылью, рейтинг государственной службы – доверием населения. К сожалению, в отдельных случаях некоторым чиновникам удается конвертировать это доверие в твердую валюту. Однако сегодня видны серьезные намерения совершенствовать систему, используя опыт развитых стран. Поэтому новые стандарты честности и качества предоставляемых услуг в этой сфере сегодня получают законодательное подкрепление.
О реформах в госсекторе корреспонденту Казинформа рассказал начальник департамента кадрового обеспечения Агентства РК по делам государственной службы Серик Капаров.

Бег по вертикали
Реформы в государственной службе проводит любое государство. Независимо от политического строя и уровня развития. Процесс этот затяжной, скорее даже бесконечный. Народ же зачастую остается недоволен своими слугами, которых он содержит на свои кровные. Идеальной модели еще никто не придумал. В разной степени, но все госсистемы преследуют такие негативные проявления, как раздувание штатной численности госаппарата, бюрократия и коррумпированность. И повсюду, правда, с разным результатом, пытаются бороться с этими издержками.
Причем, увеличение числа госслужащих зарубежные аналитики непосредственно связывают с их низким профессиональным уровнем. Общество ожидает от государственной системы отдачу, адекватную тем вложениям, которые оно делает. Хороший госаппарат, считают на западе, стимулирует развитие экономики, плохой – подавляет.
Казахстанская госслужба подошла к тому этапу, когда на первый план выходит качество государственных услуг. И при этом не во всем, оказывается, надо копировать зарубежный опыт. Достаточно вспомнить слегка забытое прошлое. Речь идет, в частности, о системе ротации кадров, которая довольно успешно применялась во времена партийной номенклатуры. После принятия соответствующих дополнений в закон "О государственной службе" проверенный опыт вполне может быть использован сегодня. Но, разумеется, не в чистом виде. Теперь вместо идеологизации, стоит задача профессионализации госаппарата.
Раньше, помнится, кадры ковались в низах. И сразу заскочить в руководящее кресло бог весть откуда было практически невозможно. Чтобы добраться до верхов надо было пройти все ступени карьерной эволюции. Сегодня все чаще вспоминают, что такая система работала не так уж плохо.
Ротация кадров подразумевает под собой мобильную передвижку профессионалов внутри одной государственной структуры. Иначе говоря, лучшие кадры из регионов должны иметь верные шансы попасть наверх, а управленцы, прошедшие горнило центрального аппарата, могут реализовать свой опыт на ключевых постах в регионах.
Сегодня же тенденция такова, что в центре сосредоточены грамотные высокообразованные специалисты, но им не хватает практических наработок. Но такие наработки есть у тех, кто трудился в низовых структурах. При этом ротация не является массовым явлением. Скорее всего, она касается группы честолюбивых управленцев и получает наибольшее развитие среди политических служащих. Есть надежда, что это новшество слегка потеснит популярное "телефонное право".
При этом государство должно создать определенные условия для перемещения кадров. И здесь в первую очередь возникает вопрос их обеспеченности жильем.

Госслужба – дело молодых
Казахстанская госслужба может сделать огромный прорыв, - убежден Серик Капаров. Решающий фактор – ее молодость и возрастающее честолюбие. Судите сами, средний возраст нашего служащего едва достигает 38 лет, а треть госслужащих – молодые люди, которым нет и 30 лет. При этом у них за плечами до 10 лет стажа. К примеру, в России средний возраст госслужащего составляет 51 год, что не способствует динамике реформ. Надо заметить, портрет казахстанского госслужащего сегодня имеет явно выраженное женское лицо, поскольку численный перевес слабой половины в госсекторе с каждым годом растет.
Всего в этой сфере трудится более 86 тысяч человек, из них 3126 кадровых единиц приходится на политических служащих. Анализ показывает, что уже в этом году в полку госслужащих заметно прибыло. Их стало больше на 6 310 человек в связи с преобразованиями ряда министерств и ведомств.
С начала года на занятие 4201 вакантной административной должности претендовало более 10 тысяч человек. По конкурсу на одно место приходилось более 2-х человек. В настоящее время в госслужбе республики имеется порядка 14 тысяч вакансий, из них всего 11 вакансий - на политические должности. После февральского Послания Главы государства наблюдается приток претендентов в ряды госуправленцев, - отмечает представитель Агентства.
С образованностью наших госслужащих дело обстоит также весьма неплохо: 77 процентов из них имеют высшее образование, 21 процент работают на базе среднего образования. Причем, подчеркивает начальник департамента, мы намеренно снизили образовательный ценз в районах, чтобы повысить доступность госслужбы. На некоторые должности наличие вузовского диплома вовсе необязательно.
В Казахстане на одного госслужащего, по статистике, приходится порядка 30 занятых в реальном секторе экономики. Как считает начальник департамента Агентства, механическое сокращение персонала большого эффекта не дает и это странным образом приводит к раздуванию списка аппаратных должностей. Изменить эту не совсем благополучную пропорцию можно лишь через повышение качества государственных услуг.
По международным стандартам это качество никак несовместимо с коррупцией. Однако у нас очереди и кабинетные хождения за малейшей справкой вполне устраивают некоторых клерков и боссов. Им эта ситуация выгодна – есть возможность получить мзду. Поэтому только открытость и прозрачность могут гарантировать позитивные сдвиги.
Один из способов достижения открытости и мобильности – электронное правительство. По словам Серика Капарова, информацию надо продвигать в массы, чтобы у чиновников не оставалось шансов воспользоваться своим положением.
Сегодня на стадии подготовки к внедрению Центры обслуживания населения (ЦОН) в Астане и Алматы по принципу "одного окна". Один такой центр в столице уже начал работать несколько дней назад.
Подходите к окошку, отдаете свои документы. Через определенное время вы можете забрать готовые справки в том же окне, - разъясняет представитель Агентства. - В госучреждении вас должны обслужить с комфортом и достойно.
Пока же в наших конторах господствует обратная картина. Яркий пример - сбор документов на социальное жилье в Астане. Два чиновника за двумя соседними столами требовали совершенно разные вещи: один говорит нужна справка, другой - не нужна. Люди пребывали в недоумении. Такой стиль работы госслужащих будет пресекаться теперь по закону. Ведь население, согласитесь, содержит госаппарат не для того, чтобы он создавал для него проблемы. Если руководствоваться этой простой логикой, то многое встанет на свои места.

Платить только по счетам
Как показали результаты исследований, проведенные Всемирным Банком в Казахстане, та или иная степень коррумпированности наблюдается в каждом секторе услуг. Если богатые платят за эксклюзивные услуги, то бедные вынуждены платить за услуги уже оплаченные. Зарубежные эксперты отмечают, в частности, необоснованные поборы в медучреждениях и системе образования, при получении документов и различных справок. Когда в работе госслужбы присутствует гласность, уменьшается коррупционное поле, - таковы основные выводы специалистов международного финансового института.
Для того, чтобы уйти от обезлички у всех служащих скоро появятся бейджи с фамилиями и должностями. В случае некорректного обращения можно написать жалобу и она будет рассмотрена комиссией в персональном порядке буквально в течении месяца. При этом наказание по новому законодательству следует довольно жесткое. За одну жалобу служащий лишается полугодовой премии, вторая грозит увольнением. Морально порицание предусматривает даже публичное объявление выговора через прессу.
Другая наша проблема в том, что высокоэффективный госаппарат стоит дорого. Дешевый аппарат будет предоставлять дешевые услуги, которые все равно дорого обойдутся. Мы знаем не понаслышке, какой ценой в конечном счете обходится нелепость и недалекость отдельных наших чиновников. Иными словами, государству следует создавать адекватные условия, чтобы и спрос устанавливать по всей строгости закона.
Служащий, получающий нищенское жалованье, будет непременно искать другие источники дохода. На западе государство дает великолепный соцпакет, достаточно высокое жалованье и очень хорошую пенсию. (К примеру, британский госслужащий получает пенсию вдвое больше шахтера). Взамен государство имеет право требовать безупречную службу.
Казахстанские реформы, проводимые сегодня в государственном секторе, ставят своей целью достичь уровня стандартов, не только в эффективности работы госаппарата, но и уровне оплаты за труд, социальном обеспечении и в целом поднятии престижа госслужбы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Казахстан с двухдневным официальным визитом прибыл Президент Украины 31.05.2005
В Правительстве рассмотрены вопросы строительства Мойнакской ГЭС 31.05.2005
В Казахстане разработана эксклюзивная Концепция накопления и использования средств Нацфонда на среднесрочную перспективу 31.05.2005
Профессора Гарвардского университета привлечены в качестве консультантов 31.05.2005
Центральный аппарат партии "Отан" переехал в Астану 31.05.2005
"Сможет ли Назарбаев предотвратить революцию?" 31.05.2005
В Алматы начались слушания по иску Агентства "Хабар" к экс-министру Сарсенбаеву 31.05.2005
В Тбилиси машину Джорджа Сороса закидали яйцами 31.05.2005
Сетевая война и бархатные революции 31.05.2005
Французская революция 31.05.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz