NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 17:19 ast
15:19 msk

"Стиль деловой и почерк четкий"
У.Мухамеджанов: Наши партии пока еще очень молоды. У них мало опыта политической деятельности. Поэтому формировать Правительство парламентского большинства еще рановато. Наверное, мы к этому постепенно придем
30.05.2005 / политика и общество

Наталья АБСАЛЯМОВА, "Казахстанская правда", 27 мая

Казахстанский парламентаризм уже прошел тернистый путь своего становления. И в последнее время все громче звучат дискуссии об усилении влияния законодательной ветви власти. Намерены ли депутаты добиваться расширения своих полномочий? Будет ли в нашей стране сформировано Правительство парламентского большинства? Своими размышлениями по этому поводу с нашим корреспондентом поделился спикер Мажилиса Парламента РК Урал МУХАМЕДЖАНОВ.
- Урал Байгунсович, какой вам видится роль Парламента: преимущественно законодательного или политического органа, реально влияющего на повседневную жизнь страны?
- Парламент достаточно активно влияет на все сферы общественной жизни. Прежде всего, через принятие законов, необходимых для проведения реформ в политической, экономической и социальной сферах. Кстати, в будущем году профессиональному казахстанскому Парламенту исполнится десять лет. До момента его создания, в советское время, на сессиях Верховного Совета дважды в год собирались секретари райкомов, обкомов, председатели райисполкомов и выступали в роли депутатов. То есть люди, далекие от законодательного процесса. Фактически они действовали как машины для голосования.
Сегодняшний Парламент принципиально иной. Он работает на профессиональной основе. Нельзя не заметить, как от созыва к созыву меняется его качественный состав. В рядах мажилисменов Герой Советского Союза, удостоенный высшей награды "Халык Кахарманы", два лауреата Государственной премии Казахстана, сорок кавалеров различных орденов, пятнадцать докторов и больше двадцати кандидатов наук, два академика. По сути, депутатство уже можно считать специальностью. Тридцать мажилисменов избирались в Парламент по два-три раза. И они представляют бесценный клад нашего парламентаризма, привносят особый смысл в его деятельность.
Может быть, потребуется еще какое-то время, чтобы наш Парламент стал по-настоящему профессиональным. Но в том, что сегодня Казахстан признан лидером по глубине и масштабам проведенных реформ, думаю, есть немалая заслуга депутатов, которые законодательно оформили эти реформы.
- Из последних политических инициатив самая "громкая" - усиление роли Парламента. Комитеты Мажилиса уже получили право обсуждать кандидатуры министров и дипломатов. Намерена ли законодательная власть добиваться больших полномочий?
- Я не склонен считать, что нынешняя роль Парламента в политической системе так уж мала. Совсем недавно Глава государства подписал Указ "О мерах по дальнейшему использованию потенциала Конституции Республики Казахстан". Это и есть политические реформы, демократизация общества и усиление роли Парламента. Теперь министры социально-экономического блока получат назначения лишь после того, как их кандидатуры обсудят депутаты Мажилиса и Сената на заседаниях профильных комитетов. Руководители дипломатических представительств тоже будут проходить предварительное собеседование в комитетах верхней палаты.
Кроме того, Парламент сможет полноценно участвовать в формировании не только Центральной избирательной комиссии и Конституционного совета. Законодательная ветвь власти будет определять состав Счетного комитета по контролю за исполнением бюджета.
Дальнейшие политические реформы, которые в своем Послании народу Казахстана обозначил Президент, еще предстоит обсудить обществу. А пока депутатскому корпусу, думаю, нужно работать в рамках действующей Конституции.
- А каков, по вашему мнению, оптимальный баланс ролей двух ветвей власти - исполнительной и законодательной?
- Функции исполнительной и законодательной власти четко обозначены в Конституции и других законах. Думаю, у нас нет какого-либо ущемления одной из них за счет расширения полномочий другой. Даже если предположить, что когда-нибудь мы придем к парламентской республике, все равно Правительство будет заниматься решением приоритетных стратегических задач и повседневных экономических проблем. А депутаты - готовить для этого законодательную базу.
- Насколько реальна, на ваш взгляд, перспектива формирования в нашей стране Правительства парламентского большинства?
- Допускаю такую возможность. Но, согласитесь, наши партии пока еще очень молоды. У них мало опыта политической деятельности. Поэтому формировать Правительство парламентского большинства еще рановато. Наверное, мы к этому постепенно придем. Хотя это не панацея и не показатель демократии. Как говорил когда-то Шарль Луи Монтескье: государственное устройство, которое наиболее отвечает чаяниям людей, и есть наиболее совершенное. Форма правления не так важна. Главное, чтобы людям жилось комфортно и у них были политические, экономические и социальные свободы.
- И все-таки парламентаризм не станет полнокровным, пока народные избранники не получат реальных контрольных рычагов. Участники Нацкомиссии по вопросам демократии, к примеру, предлагают проводить депутатские расследования. В первую очередь, разобраться, почему из года в год не осваиваются миллиарды бюджетных денег. Вам эта идея импонирует?
- Я не сторонник превращения Парламента в пожарную команду. Депутаты и сейчас могут разобраться, почему деньги не использованы тем или иным министерством. В то время как другие отрасли остро в них нуждались. К нам уже поступил правительственный отчет об исполнении прошлогоднего бюджета, и он уже рассматривается в комитетах палаты.
Да, какие-то очень крупные и серьезные промахи Правительства законодатели могут обсудить. Но если мы будем организовывать расследования по каждой из десятков ныне действующих программ и сотням законов, то превратимся в прокуратуру или следственный орган. Думаю, это не парламентская прерогатива. Ведь неосвоение бюджетных средств нельзя считать преступлением. Скорее, это халатность или бесхозяйственность. Другое дело, когда речь идет о нецелевом использовании или хищении государственных средств. Вот таким фактам мы должны давать самую жесткую оценку.
- Новый Мажилис уже преодолел немалую законодательную дистанцию. Удалось ли палате, на ваш взгляд, выработать свой собственный почерк и стиль?
- В наш адрес звучат разные оценки. Одни говорят, что мы очень хорошо и конструктивно работаем. Другие называют нас карманными. Но, думаю, нам удалось в своей деятельности достичь оптимального сочетания конструктивизма и парламентской любви к пиарy. Во всяком случае, если мы не окончательно выработали свой почерк, то определенные наметки к этому уже есть. А окончательно он сформируется, наверное, года через два. Убежден, что нынешний состав Мажилиса окажется на высоте решаемых задач.
- Сегодня открывается научно-практическая конференция, на которой наши законодатели со своими зарубежными коллегами планируют обсудить перспективы казахстанского парламентаризма как важнейшего института демократизации и устойчивого развития страны. Чем она может обогатить уже имеющийся опыт?
- Начнем с того, что мы прошли этап политики выживания, когда депутаты делили бюджетные крохи. Он пришелся на середину девяностых годов. Тогда люди многими месяцами не получали пенсию и зарплату. Не было денег на капитальный ремонт школ, больниц и вузов. В смете их расходов значилась одна строка - заработная плата, и та не выплачивалась. Сегодня у нас другие задачи. В ближайшие три года в стране планируется построить двести пятьдесят новых школ. Началась реализация индустриально-инновационной стратегии и жилищной программы. Со второго полугодия будут повышены пенсии, зарплаты и госпособия. Для Казахстана это знаковые перемены.
Поэтому мы считаем, настало время подумать о приоритетах устойчивого развития страны. И на конференции планируем обсудить, какой вклад в этот процесс могут внести парламентарии. Наши законодатели предлагают создать специальную депутатскую группу по устойчивому развитию, которая будет сотрудничать с учеными, занимающимися этой проблематикой, изучать ее досконально. Затем инициировать законопроекты или стимулировать к этому Правительство. Не исключаю, что в будущем она превратится в новое общественное движение.

---

Спикер мажилиса выступает за сохранение президентской формы правления в Казахстане
Kazakhstan today, 27 мая

Председатель мажилиса парламента Урал Мухамеджанов выступает за сохранение президентской формы правления в Казахстане. Такое мнение он высказал сегодня, 27 мая, в ходе Международной научно-практической конференции "Перспективы казахстанского парламентаризма как важнейшего института демократизации и устойчивого развития страны", передает корреспондент KZ-today.
"Как показывает время, сильная президентская власть - закономерная потребность казахстанского общества", - заявил У. Мухамеджанов. По его мнению, президентская республика оказалась "оптимальной для Казахстана моделью государственного устройства". "Именно сильная власть помогла преодолеть экономический коллапс, в который впала страна в начале 1990-х годов, провести либеральные реформы и в кратчайшие сроки добиться успешных результатов", - подчеркнул спикер.
У. Мухамеджанов отметил, что "успехи в экономике позволили создать надежный фундамент для дальнейшего продвижения по пути политической либерализации". "В настоящее время в государстве сформированы все основные демократические политические и правовые институты, которых ранее никогда в нашем обществе не было", - подчеркнул он.
В этой связи спикер мажилиса выразил надежду, что "достижения Казахстана, как в международном сотрудничестве, так и в области реформ внутри страны, способны убедить многие страны и поддержать председательство Казахстана в ОБСЕ в 2009 году".

---

Цель и задача Парламента – действовать в рамках правового поля – У.Мухамеджанов
АСТАНА. 27 мая. КАЗИНФОРМ /Лаура Тусупбекова/

Как уже сообщал Казинформ, сегодня в Астане проходит международная научно-практическая конференция "Перспективы казахстанского парламентаризма как важнейшего института демократизации и устойчивого развития страны". После пленарного заседания форума состоялась пресс-конференция, на которой некоторые из участников поделились своим мнением относительно проходящего форума.
Как сказал Председатель Мажилиса Парламента РК Урал Мухамеджанов, в обществе постоянно не утихают споры о роли Парламента в общественной жизни, о том, каким должно быть взаимодействие законодательной ветви власти с институтами гражданского общества. Цель и задача Парламента – действовать в рамках правового поля в целях более успешного решения стоящих перед обществом проблем. Казахстан прошел этап выживания и сегодня стал полноправным членом мирового сообщества. Все эти позитивные перемены должны стать предпосылкой к реализации приоритетов устойчивого развития Казахстана."Эта мысль стала лейтмотивом сегодняшней конференции", - сказал спикер Мажилиса.
Свое мнение высказали также участники форума из стран ближнего и дальнего зарубежья. В частности, председатель комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Федерального Собрания РФ Владимир Плигин отметил позитивные перемены в сфере экономики, которые позволили обратить более пристальное внимание на социальную сферу республики. И в этом, было замечено, сыграл свою роль Парламент, так как именно этот институт имеет возможность реагировать на нужды людей. В. Плигин заметил, что Казахстан во многих отношениях в развитии демократических институтов может быть примером.
Член Сената Франции, председатель группы дружбы "Франция-Казахстан" Эмери де Монтескью отметил, что никакой парламентский режим не является совершенным. "Еще Черчилль говорил, - сказал французский сенатор. – "Демократия – это худший режим. Но из всех режимов он наименее худший". Поэтому мы еще раз должны воздать должное тому, как умело Казахстан выстоял после развала СССР, сумел отстоять свои институты и удачно создать новые.
Конференция продолжает свою работу в секциях. У. Мухамеджанов подчеркнул, что все доклады, мнения и выступления, озвученные на этом форуме, лягут в основу рекомендаций и будут глубоко изучены не только Парламентом, но и всеми ветвями власти.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Казахстан с двухдневным официальным визитом прибыл Президент Украины 31.05.2005
В Правительстве рассмотрены вопросы строительства Мойнакской ГЭС 31.05.2005
В Казахстане разработана эксклюзивная Концепция накопления и использования средств Нацфонда на среднесрочную перспективу 31.05.2005
Профессора Гарвардского университета привлечены в качестве консультантов 31.05.2005
Центральный аппарат партии "Отан" переехал в Астану 31.05.2005
"Сможет ли Назарбаев предотвратить революцию?" 31.05.2005
В Алматы начались слушания по иску Агентства "Хабар" к экс-министру Сарсенбаеву 31.05.2005
В Тбилиси машину Джорджа Сороса закидали яйцами 31.05.2005
Сетевая война и бархатные революции 31.05.2005
Французская революция 31.05.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz