Арман ЖАНОВ, "Экспресс-К", 11 июня
Тема открытости государственных органов - сегодня одна из злободневных. Степень транспарентности власти прямо пропорциональна уровню доверия к ней общества. Корреспондент "Экспресса К" попросил ответить на ряд вопросов директора департамента внутренней политики акимата Алматы Жанболата МУРЗАЛИНА .
- Жанболат Ахатович, как акимат Алматы обеспечивает прозрачность в своей деятельности, что нового появилось в формах и методах работы с населением крупнейшего мегаполиса республики?
- Действительно, стремление к открытости - это общая установка для всех государственных органов власти страны, а не только для одного нашего акимата. В русле этой общей тенденции регулярные отчеты акимов разных уровней перед населением, которые состоялись в начале текущего года, будут проходить регулярно. Полагаю, не стоит объяснять, что Алматы - особый, если не уникальный во многих отношениях город. Соответственно и инструменты двустороннего диалога власти с общественностью довольно разнообразны.
Одним из первых шагов было освоение акиматом интернет-пространства, исходя из того, что наш город - лидер по распространенности новых информационных технологий. По инициативе акима города был запущен сайт www.almaty.kz, где выставлена информация по всем сферам жизнедеятельности южной столицы. Здесь можно найти полную информацию о деятельности всех городских структур. Но не буду подробно останавливаться на этом, так как мое мнение может показаться предвзятым. Полагаю, читатели сами вынесут свое суждение, ознакомившись с нашим сайтом.
Чтобы не показалось, что под открытостью мы понимаем лишь действия на информационном поле, приведу и некоторые другие факты. Земля, столь дефицитная в Алматы, сегодня не раздается бесплатно. Ее ввели в рыночный оборот посредством транспарентных аукционов. Об экономических результатах говорить не буду, хотя и они значительны, но немалый социально-политический эффект налицо. Сейчас никто не сможет сказать, что земля раздается бесплатно или продается "из-под полы".
Так же обстоит дело и со строительством. Уже привычной практикой стало проведение заседаний градостроительного совета, где рассматриваются все вопросы, касающиеся застройки города. Без согласования со всеми участниками строительного процесса ни одно крупное решение не принимается. Полагаю, что реальная открытость во многом снимает острые вопросы, которые возникают у населения.
- В нашем городе, как известно, проживают 1 миллион 300 тысяч человек. Естественно, по количеству устных и письменных обращений граждан акимат Алматы не имеет себе равных в республике. Как налажена обратная связь акимата с алматинцами?
- Конечно, количество писем и устных обращений претерпевает сезонные колебания, но в целом их немало. Сразу хочу сказать, что система обратной связи с населением не является ноу-хау новой команды акима. Она существовала всегда. Поток обращений граждан никогда не прекращался. Апелляция к власти - это традиция еще советских времен. Здесь красноречивее цифр не скажешь. В аппарат акима города за 5 месяцев нынешнего года от юридических и физических лиц поступило более 22 тысяч обращений. То есть ежедневно 150 писем.
Вместе с тем был привнесен новый элемент в систему взаимоотношений между властью и населением. Речь идет опять о сайте. В нем сегодня есть рубрика "Вопрос акиму", где глава города отвечает на вопросы алматинцев. Сейчас мы ежедневно получаем в среднем по 50 вопросов. И все они ложатся на стол акима. Этот формат - не просто канал связи. По сути, он стал постоянным источником для анализа, своеобразным инструментом изучения общественного мнения и выявления социальных ожиданий. Скоро мы подкрепим его открытием форума, где предполагается свободное общение посетителей сайта. Полагаю, что темы, которые будут затронуты на нем, также дадут нам пищу для размышлений:
- Алматы - один из самых политизированных городов страны. Здесь действуют многочисленные неправительственные организации, политические партии и общественные объединения. Как налажена система взаимодействия между ними и властными структурами южной столицы?
- Начну с неправительственного сектора, которому уделяется сегодня пристальное внимание. В городе, где сконцентрированы интересы множества слоев населения, сосредоточено большое количество НПО. Здесь зарегистрировано 60 процентов всех неправительственных организаций республики. В апреле текущего года состоялся первый Алматинский форум НПО, где была озвучена инициатива о принятии программы по их поддержке.
Во-первых, на реализацию программы из городского бюджета выделено 70 миллионов тенге, более 54 миллионов из которых разбиты на лоты. То есть мы финансируем социально значимые проекты, а не сами НПО. На них уже объявлен конкурс. Заявки будет рассматривать экспертный совет из числа представителей самих неправительственных организаций. По их рекомендациям будут выноситься решения по каждому проекту. Только за два дня после объявления конкурса поступило более 20 заявок. Это при том, что они будут приниматься целый месяц.
Во-вторых, мы предусмотрели регулярные встречи представителей всех служб города с неправительственными организациями. Несколько из них уже проведены и доказали свою результативность. В-третьих, предусмотрено открытие передачи "НПО Алматы" на телеканале "Алматы" и возобновление работы "Инфоцентра НПО".
Сегодня неправительственные организации задействованы во всех значимых мероприятиях. С их участием прошли презентация генерального плана города, а также встреча судейского корпуса с общественностью Алматы. Все это знаменует выход на системный уровень взаимоотношений с этим сегментом гражданского общества.
Другое дело - партийная система. Не мной замечено, что отечественные партии похожи скорее на группы интересов, чем на классические политические организации. С одной стороны, эта тенденция характерна для транзитного периода. В этом плане у партий не хватает такого важного ресурса, как собственная длительная история. Но это преходящий недостаток. А пока наши партии в поиске своих ниш - идеологических, электоральных. Поэтому и активизируются они во время избирательных кампаний, когда отдельным политикам партия необходима как организационный ресурс. В межэлекторальный период наблюдается затишье, иногда прерываемое реакцией оппозиции на какое-либо событие. Как правило, это происходит в Алматы. Исключительно потому, что город - удобная площадка для декларации своих идей в силу большей концентрации здесь населения и СМИ.
В целом, у нас налажены связи со всеми филиалами партий. Однако еще раз хочу подчеркнуть, что между выборами политическая активность партий снижается, а в их деятельности не наблюдается системности.
- Оппозиция нередко обвиняет власть в том, что она неохотно идет с ней на контакты, игнорирует их обращения, препятствует политической деятельности. Так ли это на самом деле или это чисто популистские заявления?
- Такие обвинения звучат - и чаще в адрес акимата Алматы. Опровергать их, полагаю, нет смысла. И вот почему. Противостояние с властью - фундамент, на котором стоит оппозиция. А обвинения ее во всех грехах - неисчерпаемый ресурс для того, чтобы найти информационный повод для раскручивания новой темы, круг которых неизменно сокращается. Иногда это делается специально. К примеру, подаются заявки на проведение митинга на площади непосредственно перед праздниками, когда город к ним готовится и перекрытие движения становится причиной недовольства горожан.
Кем-то сказано, что оппозиция - это искусство обещать то, чего правительство не может исполнить. На сегодня Казахстан - одно из самых динамично развивающихся стран СНГ и мира. Соответственно, и круг острых проблем стремительно сокращается. Свидетельство тому - ежегодные послания главы нашего государства. Замечу, что за последние четыре года они звучат все ближе к началу года. В 2002 году - 29 апреля, в 2003-м - 4 апреля, 2004-м - 19 марта и в нынешнем - 18 февраля. Думается, что президент отбирает у оппозиции инициативу перед началом политического сезона. Поэтому аргументы оппозиции изо дня в день стремительно тают.
Что касается "игнорирования и препятствования", то мы выступаем лишь против незаконных действий, безапелляционных и безответственных заявлений. Трудно, конечно, - и это оппозиция понимает, - идти с распростертыми объятиями к тем, кто открыто признается в антипатии. Но мы уважаем право открыто выражать свое мнение, даже если оно ошибочно. Но все должно протекать в рамках правового поля. К примеру, в середине мая общественная организация "Журналисты в беде" провела митинг в поддержку некоторых СМИ. Правда, при заявленных 3 тысячах участников пришли не более 100 человек.
Когда речь идет об Алматы, мы отдаем себе отчет, что оппозицию воодушевляет пример некоторых стран СНГ, где произошли так называемые "цветные революции". Правда, я их назвал бы PR-революциями, так как антураж сыграл большую роль, чем суть. Телевизионная картинка заменила новую идеологию. В этой связи доказывает свою уместность выражение, что "власть чаще переходит изярук вяруки, чемяизяголовы вяголову". Поэтому наиболее важным идеологическим инструментом сейчас выступает реальное улучшение жизни населения. Это самый сильный и эффективный метод пропаганды, который выдержит любые обвинения.
- Какова, на ваш взгляд, роль СМИ в освещении процессов, происходящих в стране и, в частности, в Алматы? Удовлетворен ли акимат города сложившейся практикой взаимодействия органов власти со средствами массовой информации?
- На эти вопросы отвечу кратко. Роль СМИ в современном мире снижаться не будет. Если учитывать, что мы живем в информационный век, она будет возрастать. И здесь не является исключением наш город, где наблюдается наибольшая концентрация средств массовой информации.
Городские власти никогда не жаловались на недостаток внимания со стороны прессы. И стоит отметить, что практически все СМИ настроены на налаживание партнерских отношений. Со своей стороны акимат следует двум принципам - это оперативность и открытость. Мы стараемся давать журналистам полную и объективную информацию. И это приносит свои плоды. Количество негативных материалов, порожденных неосведомленностью журналистского цеха, сокращается. Так что если информация для них - хлеб, то акимат в полной мере выполняет свою "продовольственную" программу... |