NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 09:41 ast
07:41 msk

Единым фронтом против общих угроз
Террористическая атака на Лондон вновь поставила на повестку дня вопрос об усилении борьбы мирового сообщества с международным терроризмом. К сожалению, по-настоящему эта борьба не ведется…
12.07.2005 / политика и общество

Владимир КУЗАРЬ, "Красная звезда", 12 июля

Террористическая атака на Лондон вновь поставила на повестку дня вопрос об усилении борьбы мирового сообщества с международным терроризмом. К сожалению, по-настоящему эта борьба не ведется. Слов о ее необходимости говорится немало, в том числе и высшими представителями мировых держав. А вот конкретных дел, по сути, нет. До сих пор так и не создан консолидированный фронт противостояния этой серьезной угрозе человечеству. Лишь отдельные страны и некоторые международные организации предпринимают практические меры по противодействию терроризму. И одна из них, безусловно, - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), что еще раз подтверждают решения и документы, которые были приняты на состоявшейся на прошлой неделе в Астане встрече лидеров государств - членов ШОС.

Приоритет ШОС - борьба с терроризмом

"Главы государств организации считают, что для эффективного противодействия новым вызовам и угрозам международной и региональной безопасности и стабильности требуется объединение усилий государств-членов. Оно должно иметь комплексный характер и реально содействовать обеспечению надежной защиты территорий, населения, ключевых объектов жизнеобеспечения и инфраструктуры государств-членов от разрушительного воздействия новых вызовов и угроз, созданию необходимых условий для устойчивого развития и искоренения бедности на пространстве ШОС", - подчеркивается в декларации, принятой по итогам саммита.

И это не какая-то голая констатация благих намерений, а конкретное руководство к практическим действиям. Дело в том, что государства – члены ШОС, в частности Россия, одними из первых в полной мере ощутили на себе кровавые злодеяния международного терроризма. Уже который год Юг нашей страны лихорадит от преступной деятельности местных террористов и сепаратистов, а также иностранных наемников, кстати, завербованных организациями, открыто действовавшими и на территории государств, которые сегодня сами попали под их террористический удар. Не единожды объектом террористических атак становился и другой член ШОС – Узбекистан. Именно в этом контексте следует оценивать недавние события в Андижане. От терроризма, экстремизма и сепаратизма исходит угроза стабильности и во всем регионе Центральной Азии.

Чтобы противостоять этим вызовам, нужны коллективные усилия, – к такому пониманию возникшей опасности пришли страны - члены ШОС и стремятся неукоснительно руководствоваться этим в своей практической деятельности. Вот почему совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией с самого начала существования ШОС были объявлены одними из ключевых целей и задач организации. Они закреплены в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая была принята одновременно с Декларацией о создании ШОС на "учредительном" саммите в июне 2001 года. Для достижения этих целей создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС) – постоянно действующий орган ШОС. Главные функции РАТС заключаются в координации усилий всех государств - членов организации в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. На нее возложены задачи по разработке предложений и рекомендаций для соответствующих структур ШОС о развитии сотрудничества в борьбе с новыми вызовами стабильности и безопасности; формированию банка данных РАТС о международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах, а также источниках и каналах их финансирования; содействию в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений.

Регламент, структура и штатное расписание исполнительного комитета РАТС были утверждены в 2003 году. А в октябре того же года и в апреле 2004-го прошли первые заседания Совета РАТС – руководящего органа структуры, который принимает решения обязательного характера по всем вопросам деятельности структуры. Всего лишь за два года ей удалось сделать достаточно много. В частности, подготовлен перечень террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств – членов ШОС, а также список разыскиваемых лиц, совершивших или подозреваемых в преступлениях террористического, сепаратистского и экстремистского характера. Подписаны соглашения, обеспечивающие эффективность работы компетентных органов, и по взаимной защите секретной информации, которые вступят в силу после выполнения внутригосударственных процедур. Ведется активная разработка проектов документов, устанавливающих порядок совместной деятельности по противодействию незаконному обороту оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Были проведены и совместные антитеррористические учения "Взаимодействие-2003". На них вооруженные силы России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана отрабатывали действия по обезвреживанию возможных террористов. Первая часть учений проходила в Казахстане, вторая - в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая. По итогам учений министр обороны КНР Цао Ганчуань заявил, что маневры продемонстрировали твердую решимость и готовность ШОС к борьбе с терроризмом и способствовали углублению сотрудничества в военной сфере между входящими в нее странами.

На состоявшемся в Астане саммите был обсужден и утвержден "Доклад Совета РАТС ШОС Совету глав государств - членов ШОС о деятельности РАТС в 2004 году". В нем, в частности, с удовлетворением отмечалось, что в 2004 году продолжалась работа над проектами документов, необходимых для формирования нормативной правовой базы, и по запуску механизма РАТС. Были проведены два заседания Совета РАТС, на которых рассматривались вопросы деятельности этой структуры, начал функционировать исполком РАТС, штатные единицы которого на сегодняшний день полностью укомплектованы. На саммите были также утверждены "Положение о постоянных представителях государств - членов ШОС при РАТС ШОС", "Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территории государств - членов ШОС".

Лидеры стран – членов ШОС подписали и решение об утверждении Концепции сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Этот пятистраничный документ определяет основные цели, задачи, принципы, направления и формы сотрудничества государств - членов ШОС в борьбе с терроризмом, а также механизм ее реализации.

Расширять взаимодействие

Таковы первые результаты деятельности ШОС в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Вместе с тем существует ряд нерешенных задач, свидетельствующих, что потенциал ШОС полностью еще не раскрыт. А главное, нельзя исключать активизации экстремистских группировок, что связано с рядом факторов геополитического, политического и социально-экономического характера. Поэтому страны ШОС намерены совершенствовать формы и механизмы реального сотрудничества в рамках Региональной антитеррористической структуры, используя при этом политический ресурс всей Шанхайской организации. Большое внимание они намерены уделять и совместному экономическому развитию. Как заявил в Астане Владимир Путин, сделать страны ШОС более защищенными от террористических сил можно лишь при условии, что жесткая контртеррористическая работа будет вестись параллельно с совместной деятельностью по искоренению социально-экономических корней терроризма и экстремизма.

Еще одно направление повышения эффективности борьбы с международным терроризмом ШОС видит в расширении сотрудничества и взаимодействия с другими странами и международными организациями. "Мы преследуем единую цель и готовы укреплять сотрудничество с США и другими странами в деле полного искоренения терроризма", - подчеркнул на днях официальный представитель МИД КНР Лю Цзяньчао. Шанхайская организация готова и к более эффективному взаимодействию с НАТО. Однако Североатлантический альянс и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе пока не желают замечать ШОС и ее предложения о сотрудничестве. Не горят особым желанием иметь дело с Шанхайской организацией и США. И это тогда, как ряд стран ШОС предоставил свою наземную инфраструктуру для временного размещения военных контингентов государств - участников международной коалиции, проводящей антитеррористическую операцию в Афганистане. Страны Шанхайской организации поддерживают и будут поддерживать действия этой коалиции впредь, что подтверждено в декларации, принятой по итогам саммита в Астане. Вместе с тем, учитывая завершение активной военной фазы антитеррористической операции в Афганистане, они считают необходимым, чтобы соответствующие участники антитеррористической коалиции определились с конечными сроками временного использования упомянутых объектов инфраструктуры и пребывания военных контингентов на территории стран - членов ШОС.

Некоторые наблюдатели и средства массовой информации, комментируя это положение декларации, назвали его "ультиматумом для США", началом "деамериканизации Центральной Азии". Конечно же, это не так. Никто не торопит страны коалиции, в том числе и США, с уходом из региона, не ставится под сомнение и транзит военных грузов в Афганистан по территории России. Шанхайская организация не стремится к тому, чтобы ее рассматривали в качестве какой-либо антизападной коалиции.

Но нельзя не обращать внимание на то, что та же Америка, проникнув под предлогом борьбы с терроризмом в Центральную Азию и закрепившись в ней, самоустранилась, по сути, от антитеррористической операции в Афганистане и решает собственные задачи, исходя из своих интересов. В самом же Афганистане продолжают действовать вооруженные отряды "Талибана" и "Аль-Каиды", с афганской территории нарастает наркотрафик, проникают в страны Центральной Азии банды террористов и религиозных экстремистов, которые провоцируют политическую нестабильность в регионе. В этих условиях, естественно, возникает вопрос об уточнении сроков пребывания здесь иностранных баз. Тем более что задачи по локализации и обезвреживанию тех экстремистов, которые проникают в регион из Афганистана, способны решить теперь соответствующие структуры ШОС и Организации Договора о коллективной безопасности, между которыми налажено практическое взаимодействие.

"Цветные" ослабляют коллективные усилия

В этой связи хотелось бы выделить еще одно положение декларации, принятой в Астане. В нем главы государств - членов ШОС призвали международное сообщество независимо от различий в идеологиях и общественном устройстве формировать новую концепцию безопасности, основанную на взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и взаимодействии. "Рациональный и справедливый миропорядок должен базироваться на укреплении взаимного доверия и добрососедства, на установлении подлинно партнерских отношений без претензий на монополию и доминирование в международных делах", - отмечается в документе. И подчеркивается, что такой порядок будет тем стабильнее и безопаснее, чем прочнее он станет опираться на верховенство принципов и норм международного права, прежде всего Устава ООН, когда в полной мере будет обеспечено право каждого народа на собственный путь развития.

Возможно, кто-то заметит, что в этих принципах нет ничего нового, что они излагаются во множестве международных документов, включая документы ООН. Однако в данном случае их, несомненно, следует рассматривать в контексте "цветных" революций, которые усиленно продвигаются на постсоветское пространство, в том числе в Центральную Азию. Как известно, главными задачами этих революций движущие их силы называют борьбу с "авторитарными режимами" и установление "подлинной демократии". Конечно же, это - ширма, за которой скрываются другие цели и, прежде всего, далеко идущие геополитические планы, конечной целью которых является изменение баланса сил и доминирование в Центрально-Азиатском регионе. Да и о какой демократии может идти речь, если целым странам и народам навязывается образ жизни, зачастую не имеющий ничего общего с их национальной культурой и традициями, всей историей их развития. "Если понаблюдать за этими "цветными" революциями, то мы увидим, что пришедшие к власти пытаются снова перераспределить экономику, переприватизировать и себе прихватить. Если так будет продолжаться, никакой заботы о народе, его благосостоянии не светит даже в будущем", - заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Опасность "цветных" революций заключается и в том, что их организаторы, стремясь расшатать ситуацию в той или иной стране, расчищают, по сути, почву для действий террористических и экстремистских сил. А иногда, как это было, например, в трагических событиях в Андижане, "…сценаристы и режиссеры всего этого, - говоря словами президента Узбекистана Ислама Каримова, - опирались или использовали те религиозные, экстремистские, радикальные силы, которые когда-то в общем-то этими же режиссерами и сценаристами назывались как террористы и как экстремисты, с которыми так успешно боролись в Афганистане".

Естественно, это также вынуждает страны объединяться и консолидированными усилиями обеспечивать свою стабильность и безопасность. И не случайно в течение последних месяцев Шанхайская организация получила новые очертания, превращаясь в один из стержневых элементов региональной безопасности. Очередным свидетельством тому стало принятое в Астане решение шести ее членов – России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана – о предоставлении статуса наблюдателей еще трем странам – Индии, Ирану и Пакистану. Еще ранее его получила Монголия.

Подобные тенденции не могут не волновать Вашингтон. С его подачи средства массовой информации заговорили о неком новом заговоре Москвы и Пекина, которые намерены подмять под себя центральноазиатские страны, о создании оси Россия – Китай – Иран и тому подобное. А группа американских сенаторов заявила, что "авторитарная Россия представляет собой растущую угрозу для стран в регионе, которые находятся на переходе к демократии, и противодействие этой угрозе должно быть приоритетом для США". За океаном планируют созвать "международную конференцию по продвижению демократии в этом регионе". Комитет сената по ассигнованиям намерен в этой связи выделить в 2006 году на программы содействия демократии и экономическим реформам в странах СНГ в общей сложности 85 миллионов долларов. И это желание "бороться за влияние", действовать на раскол, а не объединение усилий существенно ослабляет единый фронт борьбы с новыми вызовами и угрозами человечеству.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Правительство РК определило задачи на второе полугодие в финансовом секторе 29.07.2005
Информация 29.07.2005
Количество финансовых нарушений за I полугодие в три раза превышает прошлогодний показатель 29.07.2005
Алихан Байменов намерен идти в президенты 29.07.2005
"Инцидент с гранатой" готовили спецслужбы Грузии 29.07.2005
Черный пиар и полные шаровары 29.07.2005
Глава МВД оштрафовал сына Ющенко 29.07.2005
США вложат миллионы в образ Ющенко 29.07.2005
Хосни Мубарак намерен баллотироваться на пятый президентский срок 29.07.2005
ИРА сложила оружие 29.07.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz