Виталий Воронов, "Газета.Kz", 19 июля
С неподдельным интересом прочел в недавнем номере главной официальной газеты страны - "Казахстанской правде" интервью председателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Сарыбая Калмурзаева.
Интервью достаточно откровенное, можно сказать - знаковое.
Но, к большому сожалению, читатель, в том числе и я, не, сможет увидеть здесь ни четкой концепции деятельности органов финансовой полиции на перспективу, ни понимания сущности коррупционных проявлений и стратегии противодействия им с использованием опыта передовых стран, включая схожие с нами "по ментальности" и размаху коррупции в недалеком прошлом азиатские страны, в первую очередь Сингапур и Гонконг. А они достигли очень существенных успехов в этой сфере и неслучайно относятся, в отличие от Казахстана, к категории самых "чистых" стран.
Первое, на что бы хотелось обратить внимание, в соответствии с утверждениями г-на Калмурзаева законодательных препятствий для эффективной деятельности возглавляемой им структуры не существует, поскольку Указ Президента РК от 25 февраля 2005 года "О реорганизации Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция)", а также внесенные дополнения и изменения в закон "Об органах финансовой полиции РК" существенно расширили полномочия его ведомства, которое реорганизовано в государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный главе государства.
Что же, как говорится, и "карты в руки". Однако не получается. Хотелось бы верить, что пока.
Злоумышленники на строительстве только одного участка железной дороги умудряются уклониться от уплаты налогов на сумму около 1 млрд тенге и обналичить 150 млн тенге. Другие проходимцы на участке строительства уже автомобильной дороги смогли обналичить аж 775 млн тенге. А что творится в банковской сфере? Вопрошает С. Калмурзаев, приводя примеры противозаконной деятельности ОАО "Комирбанк",ОАО "Наурыз Банк Казахстан", ОАО "Казкоммерцбанк (не знаю, помогали ли в подготовке к интервью ему, не являющемуся, как известно, юристом по образованию, подчиненные, но они-то должны были подсказать шефу, что уже давно все названные банки являются просто АО. Мелочь, как говорится, но из подобных мелочей и складывается отношение к серьезности сказанного).
Во всем этом "бардаке" виноваты, как водится, контролирующие государственные органы того же Министерства финансов, оставившие без присмотра подчиненные комитеты казначейства или таможенного контроля и пр. А вот агентство не выявляло ранее подобные опасные преступления из-за слабого анализа происходящих экономических процессов в стране. Но уже сегодня уделяется самое серьезное внимание аналитической работе, особенно в приоритетных секторах экономики. Для этого созданы информационно-аналитический центр, специальные контрольно-методические и аналитические подразделения в оперативно-следственных службах, активно используется научный потенциал Академии финансовой полиции.
Прямо так и хочется сказать: "Полноте, желающий работать ищет возможности, нежелающий - причины для оправдания собственной бездеятельности".
Не могу согласиться и с теми положениями интервью, где приводятся конкретные фамилии и названия фирм по делам, предварительное следствие по которым не закончено и нет вступивших в законную силу приговоров судов. Это не что иное, как прямое нарушение закрепленного в Конституции и законах принципа "презумпции невиновности". Можно найти здесь и следы "черного пиара", как выразился интервьюируемый, но не в действиях "правонарушителей", а самого агентства, рапортующего об успехах либо пытающегося заранее заручиться своеобразной "индульгенцией" в виде поддержки общества и даже президента.
Разве не "черным пиаром" со стороны агентства является преднамеренный "слив" практически всей информации по расследуемому уголовному делу в отношении компании "Голд Продукт" в виде справки по делу в печатные и электронные СМИ, а также ее обнародование на заседании Совета Безопасности страны с участием главы государства?
Хотелось бы верить, что специальный орган по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (финансовая разведка), который предполагается создать при Генеральной прокуратуре и о котором обмолвился в интервью Сарыбай Султанович, избежит ошибок, допущенных при становлении агентства, и проблем, стоящих перед ним.
Хотя изначально подход к созданию такого нового органа представляется порочным. Противодействие легализации преступных доходов - это ли не прямое предназначение агентства и его аналитических структур? А противодействие финансированию терроризма - задача органов национальной безопасности. Прокуратура же должна заниматься единственным - надзором за соблюдением законности в этом противодействии. А иначе потребуется специальный орган при Президенте РК по надзору за законностью деятельности прокуратуры, и так... до бесконечности. |