Иван Преображенский, Страна.Ру, 20 июля
Вчера поздно вечером по московскому времени американские парламентарии приняли ряд законодательных инициатив, которые явно демонстрируют, что Вашингтон теряет приобретенное за последние годы влияние в Средней и Азии и винит в этом две крупнейшие державы этого региона. Заявление американских парламентариев тем более комично, что они говорят о желании России "выдавить из Центральной Азии коалиционные антитеррористические войска", как будто забывая, что Москва является одним из основателей этой коалиции, наравне с Вашингтоном. Таким образом, успокоить конгрессменов можно достаточно просто - достаточно объяснить им, что даже в случае, если США выведут свои войска с баз в Средней Азии, антитеррористическая коалиция все равно будет широко представлена в регионе и борьба с экстремистами не прекратится.
Однако примирить американских парламентариев с действительностью будет возможно лишь в том случае, если заботятся они не об интересах Вашингтона, который давно стремится взять среднеазиатские республики под контроль, а о настоящей борьбе с терроризмом и его пособниками. Однако, судя по заявлениям конгрессменов, они думают как раз о стратегических интересах США, а не о борьбе с терроризмом. В первую очередь, речь, видимо, идет о создании вокруг России, а также Китая некоего кордона безопасности, о котором достаточно регулярно говорят такие патриархи американской внешней политики, как Збигнев Бжезинский.
Тем более, что вчерашнее решение конгресса является лишь одним из этапов массированной информационной кампании, которая развернулась сегодня в Штатах. Ее основной целью является Китай, как основной экономический конкурент США в мире. Политика, как всегда, становится средством для осуществления экономических целей. Чтобы удостоверится в верности этого утверждения, достаточно сказать, что Палата представителей конгресса США на заседании во вторник также одобрила меры, направленные на ограничение продаж зарубежными странами оружия Китаю. Парламентарии делегировали президенту страны полномочия по введению санкций в отношении зарубежных оборонных предприятий, имеющих деловые связи с Соединенными Штатами и, в то же время, поставляющими свою продукцию в КНР. "Конгресс считает необходимым... разрешить подобающие меры, которыми президент может воспользоваться для сдерживания зарубежной поддержки наращивания военного потенциала Китая", - гласит текст специальной поправки к законопроекту об ассигнованиях на 2006 год для Госдепартамента США. По мнению председателя комитета по вооруженным силам, конгрессмена-республиканца Дункана Хантера, "поправка дает президенту инструменты, необходимые для того, чтобы не допустить в будущем попадания на поле боя западных технологий, которые могут быть использованы против США".
Предусмотренные поправкой меры, в том числе право для президента США вводить санкции против зарубежных фирм-поставщиков оружия в Китай, а также правительств, занимающихся такими поставками, являются "предупреждением", заявил на заседании член руководства комитета по международным отношениям Палаты представителей конгресса США, конгрессмен-демократ Том Лантос. Уже в скором времени президент должен будет представить в парламент доклад, в котором будут перечислены фирмы, сотрудничающие с американскими компаниями и, в то же время, поставлявшие с 1 января 2005 года вооружения в Китай. Против них должны быть введены санкции. Очевидно, что коснется это не только названных самими конгрессменами Франции, Чехии и еще ряда стран, но и России, и даже такого стратегического союзника Соединенных Штатов, как Израиль. Предсказать последствия такого шага достаточно сложно, однако нельзя исключать, что США добьются обратного результата и, таким образом, просто выпадут из системы международной кооперации в области создания высокотехнологичной продукции двойного назначения, то есть связанной с обороной.
Нельзя не заметить также, что конгрессмены как будто специально подгадали со своими заявлениями, сделав их буквально одновременно с опубликованием доклада Пентагона, касающегося китайских военных программ. "Китай стоит на стратегическом перекрестке. Остаются вопросы по поводу основных решений, которые будут приниматься руководством Китая по мере роста его мощи и влияния, прежде всего, военного потенциала", - пишут составители этого доклада, указывая на тот факт, что в обозримом будущем эта страна может представлять "подлинную угрозу современным вооруженным силам других государств, действующим в регионе".
Кроме того, сейчас США делают все возможное, что сохранить свою военную базу в Киргизии, о возможной ликвидации которой заявлял недавно избранный президент этой республики Курманбек Бакиев. Правда, эта тема будет обсуждаться 25 июля во время визита министра обороны США Дональда Рамсфельда в Киргизию. По неофициальной информации, он намерен убедить киргизского главу государства в необходимости сохранить американскую военную базу на бессрочной основе, не выставляя никаких временных рамок.
Наконец, США сделали еще один шаг, для недопущения роста влияния Китая. Сегодня стало известно о слиянии американской нефтяной компании "Юнокал" и американской же компании "Шеврон", хотя ранее о желании приобрести "Юнокал" заявляли и китайцы, предлагавшие несколько большую сумму. Тогда это вызвало большой скандал, и, с подачи ряда сенаторов и конгрессменов, ситуацию с нефтяной компанией взял под свой личный контроль Джордж Буш, пообещавший предотвратить получение китайцами доступа к запасам "черного золота", принадлежащего американской компании.
В свете вышедшей на поверхность подковерной борьбы за влияние в Средней Азии, интересно также отметить сегодняшнее заявление министра иностранных дел Таджикистана Талбака Назарова, сообщившего на пресс-конференции в Душанбе, что он не видит смысла в дальнейшем пребывании американских баз в Центральной Азии. По словам Назарова, война в Афганистане завершилась, что признают и США. Америка заявляет о значительной стабилизации обстановки, а значит, военные задачи, ради которых центральноазиатские государства предоставляли территорию для американских баз, уже выполнены. При этом на территории Таджикистана американских военных баз нет, зато есть база российская. Таким образом, слова таджикского министра обороны явно надо расценивать, как политическую поддержку тем лидерам соседних государств, которые, как Узбекистан и Киргизия, стремятся создать рамки для американских военных баз на своей территории. Кроме того, заявление Назарова прозвучало в преддверии начинающегося визита в Таджикистан заместителя главы Госсовета Китая. Совершенно ясно, что заявление Назарова связано именно с приездом этого гостя, становится, если напомнить, что на саммите ШОС в Астане 5 июля председатель КНР заявил о представлении Таджикистану гранта в размере 60 млн юаней.
Выходит, что в результате нежелания Вашингтона согласиться на партнерство в Средней Азии со странами ШОС, ради победы над терроризмом, этот регион становится полем борьбы сразу трех крупнейших держав - США, России и Китая. А США, заявляя о своем стремлении сохранить присутствие в регионе своих баз, вовсе не стремятся укрепить антитеррористическую коалицию, а лишь защищают свои геополитические интересы, применяя для этого испытанные уже средства. Ведь очевидно, что Конгресс, обвиняя Россию и Китай в стремлении посредством ШОС "выдавить" из Средней Азии антитеррористическую коалицию, как обычно, использует двойные стандарты, стремясь обвинить своих геополитических конкурентов едва ли не в поддержке терроризма на том основании, что они защищают в Средней Азии свои естественные политико-экономические интересы. |