Игорь Воротной, "Известия-Казахстан", 21 июля
Счетный комитет продолжает подводить итоги расходования государственных средств администраторами бюджетных программ по итогам прошлого года. На этой неделе ведомство Омархана Оксикбаева огласило результаты проверок деятельности министерств юстиции и культуры, информации и спорта (МКИС). По уже сложившейся печальной традиции, в работе администраторов было найдено изрядное количество нарушений.
То, что при исполнении бюджета в любом государстве неизбежны определенные огрехи, никто не оспаривает. Проблема в том, что многие нарушения, которые Счетный комитет находит в работе практически всех ведомств, носят, по оценке его специалистов, "системный характер". Кстати, если вспомнить многочисленные выступления в парламенте республики министров экономики и бюджетного планирования Кайрата Келимбетова и министра финансов Армана Дунаева, то Счетный комитет далеко не одинок в своем диагнозе насчет "системности ошибок" бюджетных администраторов. Однако, несмотря на сходность оценок деятельности нарушителей, общего подхода в борьбе с ними представители правительства и Счетного комитета пока не выработали. Кабмин предлагает "наказывать рублем", причем не столько нарушителей, сколько вверенные им бюджетные программы, урезая их финансирование на сумму недоосвоений и нарушений. А Омархан Оксикбаев настаивает на ужесточении административного и введении уголовного наказания за некоторые виды бюджетных прегрешений.
Если говорить о конкретных претензиях к Минюсту и МКИС, то здесь большинство обнаруженных нарушений опять же подпадают под определение "системных". К примеру, отдельные подразделения Комитета уголовно-исправительной системы Минюста, судя по всему, просто не воспринимают установки республиканской бюджетной комиссии о том, что расходование бюджетных средств допустимо лишь при наличии проектно-сметной документации, в которой будет четко зафиксировано – сколько и на какие цели средств будет направляться. Так, в ходе проверки освоения средств республиканского бюджета в Алма-Атинской, Джамбулской и Кзыл-Ординской областях выявлены факты осуществления строительства и реконструкции объектов уголовно-исполнительной системы без соответствующих разрешений и без проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу. В результате подрядчикам на этих объектах были оплачены акты выполненных работ с завышенными нормами накоплений и заработной платы. За счет бюджета, естественно. Кроме того, комитетом не обеспечивается своевременный возврат в республиканский бюджет кредитов, выданных подведомственным РГП на сумму более 13 млн тенге, и слабо контролируется исполнение Программы дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан на 2004-2006 годы. Реализация последней, по оценке Счетного комитета, сопровождается серьезными нарушениями требований законодательства, потянувшими на сумму свыше 44 млн тенге. Так как взыскать их с администратора невозможно, эти средства были просто списаны.
Помимо КУИС в структуре Минюста "отличился" и Центр по недвижимости: в его астанайском и алма-атинском отделениях были установлены факты отсутствия подтверждающих документов фактических затрат единицы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Также отсутствовали данные по общей сумме затрат по государственной регистрации или суммы убытка, подлежащего к возмещению из республиканского бюджета. Все это привело к необоснованной выплате из республиканского бюджета 78 млн тенге. И к резолюции председателя Счетного комитета, предложившего правительству рассмотреть вопрос передачи функций госрегистрации на недвижимое имущество, сделок с ним и ведение правового кадастра госучреждениям Министерства и прекращения дальнейшего возмещения затрат на содержание РГП "Центр недвижимости" из республиканского бюджета.
Что касается нарушений, выявленных в МКИС, то они были отмечены прежде всего в конкурсных процедурах. Так, при освоении бюджетных средств, выделенных на проведение молодежной политики, четыре общественные организации, которые не имели необходимых финансовых, материальных и трудовых ресурсов, были признаны победителями соответствующих конкурсов. А впоследствии средства бюджета на сумму около 38 млн тенге они израсходовали на… укрепление собственной материально-технической базы, текущий ремонт, приобретение автотранспорта и сотовых телефонов. Аналогичная ситуация сложилась и при освоении целевых трансфертов, выделенных Атыраускому областному бюджету на подготовку к празднованию 200-летнего юбилея М. Утемисова. Победителем конкурса по созданию монументальной скульптуры было объявлено ЗАО "ПроектСтройКомплекс", которым была разработана проектно-сметная документация проекта. Впоследствии же 95,4% работ данным обществом было передано на субподряд.
Напомним, что в конце прошлой недели Счетный комитет также объявил о выявлении нарушений в использовании бюджетных средств, выделенных Минобразования и науки на кредитование студентов. Выяснилось, что, несмотря на внедрение государственного кредитования высшего образования с 1999 года, на что израсходованы средства республиканского бюджета на сумму свыше 13,4 млрд тенге, до сих пор не налажен системный учет общего числа студентов, обученных и обучающихся за счет кредитных средств республиканского бюджета. А без этого системного учета о возвращении общего объема образовательных кредитов государство может только мечтать. Кроме того, Финансовым центром Министерства образования допущено необоснованное завышение плана финансирования на 2005 год, вследствие чего на депозитном счете Финансового центра до сих пор находятся средства в сумме 944,6 млн тенге, подлежащие перечислению в доход республиканского бюджета. |