АСТАНА. 21 июля. КАЗИНФОРМ /Каламкас Абуова/
Пять лет назад в Казахстане Указом Президента РК была утверждена Государственная программа функционирования и развития языков на 2001-2010 годы. О том, как реализуется данная программа, и о развитии государственного языка в целом рассказал в интервью Казинформу Государственный секретарь Казахстана Оралбай Абдыкаримов.
- Государственной программой функционирования и развития языков на 2001-2010 годы, утвержденной Указом Президента РК Н.А.Назарбаевым от 7 февраля 2001 года, определены стратегия и тактика языкового строительства в Казахстане.
Приоритетное место отведено укреплению социально-коммуникативных функций государственного языка, что весьма справедливо, исходя из реалий современной языковой ситуации. Главная задача в том, чтобы превратить казахский язык в язык государственного управления. За истекшие пять лет в этом направлении сделано немало.
Ежегодно республиканским и местными бюджетами предусматриваются средства на реализацию Госпрограммы: на организацию обучения государственных служащих, населения государственному языку, обеспечение делопроизводства на казахском языке, проведение других мероприятий, направленных на расширение сферы его функционирования. Наметилась устойчивая тенденция к увеличению использования государственного языка в системе государственных органов.
В большинстве госорганов, учреждений и организаций делопроизводство ведется на двух языках – государственном и русском. Атырауская, Жамбылская, Кызылординская, Мангистауская, Южно-Казахстанская области полностью перешли к делопроизводству на государственном языке. Проводится целенаправленная работа по формированию терминологической базы казахского языка, по упорядочению исторических названий и топонимов.
Ежегодно растет количество школ и детских дошкольных учреждений с казахским языком обучения и воспитания. Средние специальные и высшие учебные заведения страны постоянно увеличивают специальности по подготовке кадров на государственном языке, в том числе преподавателей казахского языка. Ведется планомерная работа и в других важных направлениях, определенных Программой. В то же время Программа выполняется не в должной мере.
К сожалению, в вопросах государственного управления государственный язык все еще остается на второстепенных позициях, сильно уступая официальному языку. Мы недостаточно эффективно используем созданные государством финансовые, организационные, материально-технические условия для расширения статуса государственного языка.
Пути решения данной проблемы, прежде всего, в усилении ответственности каждого гражданина, особенно каждого руководителя, персонально по выполнению требований языкового законодательства.
- Департамент развития языков Министерства культуры, информации и спорта РК был реорганизован в Комитет по языкам и наделен правомочиями контроля и надзора. Достаточными ли полномочиями, на Ваш взгляд, обладает эта структура?
- Основными задачами Комитета по языкам Министерства культуры, информации и спорта РК, созданного Постановлением Правительства РК в апреле 2005 года, является реализация государственной политики в области развития языков, осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Казахстана о языках. В регионах образованы областные управления по языкам, а на районном уровне – отделы по вопросам культуры, внутренней политики и языков. Таким образом, сформирована вертикальная структура уполномоченных органов по языкам.
Полномочия Комитета определены, и их достаточно для выполнения возложенных на данный государственный орган задач. В настоящее время отдельными общественными и государственными деятелями высказывается мнение о необходимости создания языковой инспекции или языковой полиции. Хотя в некоторых странах такая практика и существует, думаю, что решение вопроса надо искать не в столь радикальной форме, а в постепенном расширении полномочий Комитета, соответственно и региональных структур по языкам.
- Отдельные депутаты Парламента РК и представители Правительства РК неоднократно говорили о том, что для дальнейшего развития государственного языка необходимо внести поправки в законодательство о языках, в том числе и в статьи Основного закона – Конституцию. Какова Ваша позиция по данному вопросу?
- С момента придания казахскому языку статуса государственного прошло 15 лет. За этот период он так и не стал по-настоящему государственным. Тому есть свои объективные и субъективные причины. В том числе и несовершенство законодательства о языках, которое не основано на защите языковой среды с учетом приоритетности государственного языка.
В настоящее время для дальнейшего развития государственного языка специалистами обсуждаются два варианта: внесение изменений и дополнений в действующее законодательство о языках, принятие специального закона о государственном языке. На данном этапе развития казахстанского общества более оптимальным является первый вариант. В настоящее время ведется большая подготовительная работа по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство о языках.
- Как Вы относитесь к предложению ввести экзаменационную систему для проверки знания государственного языка у министров и других должностных лиц государственных органов?
- К этому вопросу нужно подходить комплексно. Возможно, даже подойти прагматично, логически выстраивая цепочку – обучение языку, аттестация с целью выявления уровня владения языком и введение системы мер материального поощрения государственных служащих, владеющих государственным языком в качестве языка делопроизводства и управления. Только такой комплексный подход может дать должный эффект. При этом надо строго следовать конституционному требованию: не допускать ущемления прав граждан по языковому признаку.
На важности развития государственного языка в Казахстане без ущемления интересов других национальностей и народов, очередной раз акцентировал внимание Глава государства во время встречи с журналистами 30 июня 2005 года. В то же время государственные служащие, как и все казахстанцы, должны проявить уважение к статье 4 Закона "О языках": долгом каждого гражданина Республики Казахстан является овладение государственным языком. |