NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 12:45 ast
10:45 msk

Ценностные основания адаптационных стратегий казахстанцев: региональный аспект
Несмотря на то, что область многонациональна, жители считают, что именно ЮКО является "колыбелью казахской нации", так как, по их мнению, именно здесь сохраняются исконные национальные традиции и поддерживается чистота языка...
27.07.2005 / политика и общество

Ботагоз Туреханова, ЦКТ "Репутация", 26 июля

При наличии множества определений ценностей, их объединяет одна основная характеристика, ценность - это значимость чего-либо: цели, нормы, явления, "по отношению к чему индивид обладает сильной позитивно окрашенной установкой" [1]. По словам российского ученого А.С. Ахиезера, ценности – это актуальная и потенциальная способность человека осваивать мир через свои потребности и возможности. Ценности выступают как важнейшая характеристика субъекта, где синтезируются условия его жизнедеятельности, средства и цели. Таким образом, реальность рассматривается как пропущенная через ценности субъекта, как поляризованная в соответствии с этими исторически сложившимися ценностями [2].

Ценности обосновывают нормы поведения людей в обществе. Они задаются характером истории страны и определяют доминирующие мотивы социального и политического действия [3]. Ценности, в отличие от установок, политических взглядов, ориентаций отличает большая устойчивость, меньшая подверженность изменениям. Но в ситуациях, когда в обществе происходит кардинальная смена основ общественного бытия, ценностные основания могут подвергнуться трансформации. Тем более в условиях глобализации, когда ценностные системы сталкиваются с влиянием унифицированных, пришедших извне мировоззренческих образцов.

Сейчас, происходит столкновение двух систем ценностей: имеющих исток в традиционной культуре и так называемых либерально-демократических ценностей. В то же время, как справедливо замечает А.Косиченко, нельзя это интерпретировать как простую смену старого, отжившего набора ценностей новыми, современными, лучшими [4]. Скорее это заведомое противостояние, которое уже заложено в системе неминуемо распространяющихся ценностей достижения, прагматизма, индивидуализма.

Подтягивание экономик "догоняющих" стран под требования глобализации, ребром ставят вопрос об оптимизации жизненных стратегий их жителей. Оптимизация приводит в действие механизм социального "естественного отбора" - неадаптированные элементы выносятся на обочину социальной жизни. В этих условиях, когда наиболее интенсивно включается механизм адаптации индивидов, проявляется жизнеспособность и их ценностных систем, их соответствие ужесточающимся реалиям. В данной ситуации люди, выстраивая свои адаптационные стратегии, начинают искать в прежней системе ценностей те ключевые элементы, которые, во-первых, будут способствовать не только выживанию, но и успешному продвижению, во-вторых, не будут размывать прежнюю идентичность индивида. Как к интересному феномену, можно обратиться к анализу как ценностных систем жителей тех областей Казахстана, где костяк населения составляют казахи, где особо чтут традиции предков, традиции народа, ревностно относятся к сохранению своей идентичности. При этом можно наблюдать как в одном случае значимые цели и нормы жителей выступают в качестве катализатора процесса адаптации индивидов, а в другом - в качестве своеобразного тормоза.

ЦКТ "Репутация" провела ряд комплексных исследований в регионах Казахстана, при этом наряду с количественными методиками использовались качественные методы. В частности, были проведены фокус-групповые дискуссии и глубинные интервью с экспертами, которые позволили более глубоко и полно выявить ценностные установки жителей регионов Казахстана, составляющих основу жизненных стратегий населения, в той или иной мере приспособившегося к новым реалиям.

В процессе складывания территориальной общности происходит самоидентификация ее жителей, когда в обыденном сознании формируются устойчивые "маркеры", то есть групповые черты и символы, исторические мифы и социальные представления, отличающие эту общность от других, позволяющие отличать "своих" от "чужих" (или "других"). Таким образом, то, что значимо, ценно для людей, зачастую воплощено в форме мифологем и устойчивых стереотипов.

Южно-Казахстанская область

Отличительной особенностью ментальности жителей ЮКО, называемых жителями других регионов "южанами", является их предприимчивость, которая вкупе с высокими адаптивными способностями, приводит к тому, что жители области одними из первых осознали, что их процветание зависит лишь от их способности быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию. В силу этого в ЮКО менее всего развиты патерналистские настроения и ожидание помощи от государства.

Говоря о жителях других регионов, "южане" не выражают неприязни к их представителям (к примеру к "северянам"), нет и резкого противопоставления себя "другим". В словах экспертов даже проскальзывает снисходительная нотка по отношению к "другим", кому не так повезло, как "южанам": "То о чем северянин не подумал, южанин уже сделал, к чести, должен сказать, южан".

Несмотря на то, что область многонациональна, жители считают, что именно ЮКО является "колыбелью казахской нации", так как, по их мнению, именно здесь сохраняются исконные национальные традиции и поддерживается чистота языка.

Также жители области говорят о том, что в ЮКО, как ни в одной области Казахстана, населению присуща религиозность, причем исламские традиции имеют здесь вековые корни. Даже советский период не смог истребить у населения стремление к вере. В то же время, эксперты, под понятием "религиозность" чаще всего, подразумевают соблюдение религиозных ритуалов, что еще раз говорит о стремлении "южан" к традиционности, к сохранению обычаев, какие бы они ни были: национальные или религиозные.

В то же время, "восточный" (или "южный") менталитет проявляется и в том, что существует некая "двуличность", "двойное дно" в характере "южан". Причем, эксперты не согласны, что это непорядочность или вероломство, скорее это предусмотрительность, дальновидность, осторожность, хитроумность, умение "рассчитывать свои ходы на два шага вперед". При этом хитрость не имеет в оценках экспертов негативного оттенка, наоборот, это, по их мнению, достоинство, дающее им несомненное преимущество.

Одновременно с этим завоевать доверие у "южан", стать "своим" не просто. Причем, следуя "восточной" традиции, население впрямую не выражает недовольства или неприязни, но этого человека будут "мягко" выталкивать за пределы "своего" круга.

"Наше единство, наше чисто казахское гостеприимство, радушие, например, мы, очень хорошо встречаем гостей", - говорят жители области. Устойчивость традиций гостеприимства зиждется на том, что данный ритуал – это своеобразный способ постоянного обновления и укрепления связей внутри социума, а также возможность для утверждения или подтверждения собственного статуса в глазах окружающих. Поэтому тщательное следование традициям позволяет сохранять баланс внутрисоциумных отношений и в какой-то мере противостоять атомизации общества, так как именно здесь от уровня сплоченности зависит выживание и процветание.

Анализ показывает, что население области имеет специфический уклад жизни: здесь как нигде в Казахстане выражены общинность, корпоративизм. Подобная общинная солидарность позволяет жителям ЮКО не только выживать в условиях перенаселения, ограниченности источников дохода и переизбытка трудовых ресурсов, но и создает предпосылки делового успеха.

Трайбализм, который в области базируется в основном на семейно-клановом укладе, играет двоякую роль в обществе. С одной стороны – это фактор, тормозящий развитие, в случае если трайбализм привносится в государственные структуры. С другой стороны – семейный клан зачастую становится эффективной экономической единицей, которая может состоять из крупных финансистов, влиятельных людей ("коке") и мелких торговцев. По этой семейно-родственной "цепочке" могут циркулировать товары, деньги, информация.

Семья, община обеспечивает на данном этапе определенный уровень социальной стабильности через механизм взаимопомощи, благотворительности. В то же время здесь очень сильна ориентация на моральное одобрение деятельности членов своего "круга", что приводит к поддержанию и сохранению общепринятой системы ценностей, особенно это выражается в стремлении к "консервации" традиций, обычаев, языка.

Система ценностей здесь выстроена так, что "успешными" становятся энергичные, предприимчивые, ориентированные на движение, риск, готовые к освоению нового. Даже собственная самооценка "южан" строится прежде всего на понятиях "предприимчивый", "шустрый", "приспосабливающийся". К тому же сильна ориентация на экспансию за пределы области, так как в условиях перенаселенной области сужен круг возможностей достичь успеха. Многое в характерных чертах "южан" обусловлено исторически сложившимися факторами: оседлый образ жизни, соседство с Узбекистаном, более развитая культура земледелия, ремесленничества и торговли. Отдельные черты, по признанию самих жителей области, они переняли у узбеков, известных как исконно "торговая" нация. В то же время им же приписывают вину в негативных чертах характера "южан". К тому же, "южане" теперь выглядят как "торговая" субэтническая группа среди казахов, так как их система приоритетов строится, прежде всего, на достижении успеха и богатства. Возможно, в этом отчасти заключается причина неприязни к "южанам" со стороны населения других областей, где система ценностей выстроена иначе.

Совокупность всего этого приводит к формированию личности, в которой своеобразно сочетаются индивидуализм предпринимателя и приверженность к общине, традициям, обычаям предков, религиозным ценностям. Адаптационные способности, гибкость органично сочетаются со стремлением и умением сохранять собственную идентичность. Поэтому на сегодняшний момент среди настроений населения присутствует и определенный консерватизм (верность традициям, религиозным ценностям и т.д.) и либерализм, построенный на рыночных ценностях.

Атырауская область

"Мы – богатая область" - этот стереотип является базовым элементом, на котором основано мировосприятие жителей. Область имеет вековую историю разработки нефтяных месторождений и еще более древнюю - рыбного промысла, осознание себя в качестве "кормильца всей республики" уходит корнями в советские времена. Тяжелые климатические условия региона, непростая история его экономического развития в советский период (положение форпоста Казахстана на Каспии и одной из опор индустриализации республики) обусловили такие психологические черты, как выносливость, терпеливость, стойкость. Выработали в атыраусцах обостренное самолюбие, некую гордость, и даже определенный "гонор". В психологических установках это проявляется как стремление к получению "положенных" благ от нефтегазового сектора, даже не имея должных качеств, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда ("…любой местный требует себе высокооплачиваемой работы, но не задумывается над тем, что его квалификации не хватает"). Прослеживается тенденция к нарастанию "экономического эгоизма" жителей области, которые считают, что они, как никто другой в стране, имеют право на свою долю "нефтяного пирога", тем более что, по их мнению, сейчас им достается только малая часть: "Но народ Атырау своим богатством не пользуется. Другие пользуются".

С советских времен состав населения мало изменился, да и сейчас, несмотря на множество нерешенных социальных проблем, желание выехать из области возникает лишь у немногих, так как жители ожидают, что в скором времени богатство региона начнет приносить свои доходы: "…здесь пошла большая нефть, многие стараются от этой нефти что-то иметь".

В то же время, многое осталось от советской ментальности: сильные патерналистские установки, жажда социальной справедливости, ожидание бесплатных коммунальных благ, сильная ориентация на власть, на которую возлагается вся ответственность, как за перспективы развития, так и за ошибки и просчеты.

В области подавляющее большинство населения – казахи, основной костяк населения в области оставался неизменным, и это своеобразно сказывается на многих сторонах жизни. Жители сохраняют консерватизм, "размеренность", "неторопливость", инертность (и даже лень), которые вкупе с высокими социальными запросами и ожиданиями дивидендов от богатств области, тормозят развитие предпринимательской активности населения, порождают иждивенческие настроения.

Предметом гордости, преимуществом перед жителями других областей жители Атырауской области считают свою принадлежность к "истинным", "настоящим" казахам, ставя себе в заслугу то, что они сумели сохранить казахские традиции, культуру, язык, несмотря на близость России и сильное ее влияние. Характерна мысль о том, что, скорее казахская культура имела большее влияние и распространение на соседних с областью российских территориях ("И здесь в этом отношении, в менталитете казахи на русских, наверное, где-то больше оказывают влияние"). Предметом гордости являются и уникальные культурно-исторические памятники на Атырауской земле.

В самооценке населения, жители области "выносливые", "терпеливые", "гостеприимные", "доверчивые", "простые", "скромные", "открытые", "непосредственные", "прямолинейные".

Менталитет: "казахский", "аульно-казахский", "национальная самобытность".

Темперамент: "ленивые", "привыкли жить не спеша", "вспыльчивые (горячая кровь –кызу канды)", "боевой дух".

Социальные установки: "присуще чувство справедливости", "они могут опаздывать, они могут много что говорить и не делать", "сидят и ждут, когда им на блюдечке с голубой каемочкой поставят", "меркантильные", "…зарплата 10-15 тысяч, наши люди считают, что это … даже не то, что мало, это оскорбительно!", "хотят, чтобы все это было бесплатно", "слишком большой процент людей, которые не умеют и не хотят в этой жизни пробиваться", "привязанные к своей земле".

Восприятие себя теми, кто составляет "костяк казахского менталитета", определяет видение своего отличия от казахов севера и востока республики. Также жители Атырауской области очень четко отграничивают себя от "южан". Наиболее существенными отличиями они считают собственную "бесхитростность", "открытость", "прямолинейность", "справедливость", тогда как "южане" - "раболепные", "когда говорит "да", это еще не означает, что он сказал "да"…", "гибкие в области спины". В то же время, и это признают сами жители области, подобная прямолинейность, бесхитростность, неизворотливость и инертность атыраусцев является определенным тормозом в процессе вживания в рыночные отношения.

Жителей области отличает самобытность, "самость" характера. Они и в Западном регионе считают себя особыми, непохожими на жителей других областей. Особые, исторически сложившиеся условия существования жителей области обусловили и большинство черт характера, и ценностных установок. Положение форпоста в прошлые века, когда жители края вынуждены были отражать набеги захватчиков, малочисленность представителей Младшего Жуза, которые составляют костяк жителей региона, отдаленность от центра страны, обусловили определенную "закрытость" и неприятие "пришлых". Ценятся "бойцовские" качества, сила духа, прямота, соблюдение традиций. Для жителей также характерна сплоченность, особое отношение к сохранению собственной идентичности (прежде всего родовой), но они не ориентированы на освоение других территорий, замкнуты вовнутрь своей области.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что приведенные примеры специфических мировоззренческих систем, сложившихся не сегодня и имеющих длительную историю, показывают различие в степени приспособляемости населения данных областей к изменяющимся условиям. Декларируя в чем-то схожие ценности: сохранение традиций казахского народа, собственной идентичности, сплоченность, корпоративизм, трайбализм, ориентацию на религиозные, исламские ценности, в то же время демонстрируют совершенно разные жизненные стратегии. Разница состоит в том, что ценностные системы основываются на различных базовых элементах. Если для "южан" главенствующим стимулом является достижение успеха, материального благополучия, то для "западных" казахов – стремление к восстановлению социальной справедливости. Поэтому в процессе экспансии унифицированных либеральных ценностей достижения и прагматизма, ценностные установки "южан" оказываются в большей мере им соответствующими, что позволяют их носителям рассчитывать на лучшее встраивание в новые реалии. При этом своеобразным преломлением либеральных ценностей является то, что в индивидуализм здесь заменяется на успешное существование в условиях корпоративизма.

[1] Назаров М.М. Политическая культура Российского общества 1991-1995 гг.: опыт социологического исследования. М, 1998.

[2] Ахиезер А.С. Социокультурное прогнозирование России на макро- и микроуровнях.// Полис, №6,1994. С.17.

[3] Попова О.В. Консервативные ценности в стереотипах политического сознания и поведения россиян// Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России (от истоков к современности). Сборник статей. Выпуск 1. - Под ред. Ю.Н. Солонина. - СПб.: Издательство СПБГу, 2004. - С.202

[4] Косиченко А.Г. Влияние глобализации на культуру и ценности человека / http://www.kisi.kz/Parts/Globaliz/12-29-01Kosichenko.html

Выступление на II Конгрессе социологов Казахстана, Астана, 8.07.2005 г.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Правительство РК определило задачи на второе полугодие в финансовом секторе 29.07.2005
Информация 29.07.2005
Количество финансовых нарушений за I полугодие в три раза превышает прошлогодний показатель 29.07.2005
Алихан Байменов намерен идти в президенты 29.07.2005
"Инцидент с гранатой" готовили спецслужбы Грузии 29.07.2005
Черный пиар и полные шаровары 29.07.2005
Глава МВД оштрафовал сына Ющенко 29.07.2005
США вложат миллионы в образ Ющенко 29.07.2005
Хосни Мубарак намерен баллотироваться на пятый президентский срок 29.07.2005
ИРА сложила оружие 29.07.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz