Б.Габдуллин, "Central Asia Monitor", 29 июля
Политическое лето-2005 вновь заставило аналитиков говорить о кадровой политике президента Казахстана Н. Назарбаева. Причем главным поводом для этого стало последнее интервью советника президента РК Е. Ертысбаева, опубликованное в газете "Литер", где он заявил, что глава государства после президентских выборов может пойти на кардинальные шаги в своей кадровой политике.
Прямо скажем, заявление смелое и откровенное!
Учитывая высокую степень осведомленности господина Ертысбаева и то, что он не делает пустых заявлений, коридоры власти вновь наполнились слухами о грядущих отставках, перестановках и изменениях в команде президента.
Невольно задаешься вопросом: "мысли вслух" Ертысбаева - это заранее подготовленный выброс информации для мониторинга общественного мнения или "предупредительный сигнал" для неугодных"?
Как бы то ни было, прошел почти год, а ни одна из ожидавшихся громких отставок в высшем руководстве страны не состоялась. Премьер-министр, руководитель администрации президента, ряд министров, наконец, военное командование - кого только заочно не "увольняли" аналитики и коллеги-"аппаратчики". Ждали кадровых перестановок в Министерстве внутренних дел, здравоохранения, транспорта и коммуникаций, экономики и бюджетного планирования, агентстве таможенного контроля, куда, как предполагалось, президент назначит других людей. Однако дамоклов меч Назарбаева пока так и нанес ударов. Что бы это значило?
Скорее всего, в данном случае "кадровое выжидание" - точно рассчитанная тактика самого президента РК, способная принести плоды на нынешнем этапе развития Казахстана. Держать аппарат в некоем напряжении, конечно, не президентская самоцель. Но вместе с тем, если исходить из "интересов дела", ряд позитивных результатов налицо.
С одной стороны, увеличилась эффективность работы правительства, над которым не раз зависал этот самый меч. Министры стали гораздо осмотрительнее в связях с олигархами. Всем приходится прилагать максимум усилий, чтобы их не упрекнули - мол, они преследуют интересы отдельных бизнесменов или политиков. К какой бы части казахстанской политической элиты изначально ни принадлежал премьер Д.Ахметов, от прежних "друзей" он сегодня вынужден дистанцироваться на словах и на деле. То же самое можно сказать и о Министерстве обороны. Нельзя не признать, что обсуждение планов военной реформы, сопровождаемое слухами об отставках, пошло на пользу многозвездным генералам.
К тому же внутриаппаратная конкуренция стимулировала творческий потенциал кандидатов на высокий пост. Возможность карьерного роста заставила чиновников с особым прилежанием и аккуратностью относиться как к своим служебным обязанностям, так и к публичным высказываниям. Самое важное - что тактика "кадрового напряжения" обеспечила здоровую конкуренцию среди предлагаемых способов реализации намеченных целей. Это расширило поле для маневра тем, кто принимает решения, и в первую очередь самому президенту РК. Свежий пример - реализация задач, намеченных президентом в своем Послании народу, где отчетливо проявился принцип "дело прежде всего".
Вернемся к заявлению советника президента РК Ертысбаева. Он говорил об ожидаемых кардинальных мерах в кадровом вопросе. Слово "кардинальный" по словарю Ожегова означает - самый важный, существенный, основной. Соответственно, это предполагает смены самых существенных политических фигур вокруг президента.
Вряд ли на такой решительный шаг пойдет президент Н.Назарбаев. Во-первых, надо учесть, что кадровая политика - не частное дело президента, не "семейный вопрос", а серьезнейший экономико-политический фактор, определяющий атмосферу в стране, потому президент не решится на столь рискованный эксперимент. Во-вторых, надо исходить из того, что для президента существуют не только политические, но и экономические задачи, для решения которых как воздух нужны компетентные и опытные управленцы. Для Назарбаева проблема формулируется несколько иначе - создать в команде баланс сил, при котором ни одна фигура не будет возвышаться и доминировать. В-третьих, где взять стольких опытных и квалифицированных чиновников? Как видим, соображения резонные и говорить о кардинальных переменах в окружении президента вряд ли придется.
Но что необходимо - так это изменение формулы кадровой политики. Очень важно, чтобы в кадровой политике появилась внятная стратегия. Надо увеличить "скамейку запасных", выстроить стройную систему кадрового резерва. В кадровой политике надо отказатьсяся от клановости, от серикабдрахмановского тезиса "никакой идеологии, кроме личной преданности президенту".
Стратегия новой кадровой политики должна увязываться прежде всего с прекращением ротации политических элит по земляческим или родовым принципам, с инновационными стратегиями (образование, переподготовка, резерв), созданием механизма социальных лифтов, выстраиванием конкурентной эффективной среды для взращивания политиков-профессионалов. То есть очищение госаппарата должно происходить под неусыпным контролем граждан и их законных сообществ.
Так что тактика "кадрового напряжения" Нурсултана Абишевича, скорее всего, останется тактикой - ее изменят в зависимости от обстоятельств. |