Владимир КУРЯТОВ, "Око", 5 августа
Заместитель Генерального прокурора Мерей Ваисов провел совещание, в котором представители заинтересованных министерств и ведомств, а также будущие активные участники финансового мониторинга могли высказать свои предложения и замечания по законопроектам.
Надо сказать, замечания были и будут. Как и любой другой общественно-значимый проект, создание Комитета по финансовому мониторингу вызывает жаркие споры. Не случайно до сих пор не утихают разговоры о целесообразности создания такого органа именно под эгидой прокуратуры. Задавались вопросы, почему бы не поручить это дело, к примеру, Агентству по борьбе с экономической и коррупционной преступностью? Не будет ли это более логичным решением? Но в то же время Агентство не может без возбуждения уголовного дела получать информацию по банковским счетам, тогда как прокуратура по действующему законодательству имеет право выйти с официальным запросом и получить все необходимые данные без возбуждения дела.
В целом схема работы создаваемого комитета нашла положительные отклики. В проекте все субъекты финансового мониторинга будут обязаны предоставлять информацию в комитет в обязательном порядке. Информация будет анализироваться и при необходимости проверяться. Мониторингу будут подлежать поступления денег на корреспондентские счета, поступления по линии казино и т.д. Перечень состоит из 15 позиций. К примеру, будет контролироваться получение денег по чеку, если транзакция будет превышать пороговый уровень, эквивалентный 15 тысячам долларов США. С другой стороны, пороговый уровень не будет иметь значения, если операция будет иметь элементы подозрительности. К примеру, подозрительной будет считаться операция по счету, который в течение длительного времени, оставаясь безжизненным, вдруг начинает активно использоваться. К подозрительным отнесены операции, когда деньги поступают из анонимного источника или с анонимных счетов и т.д.
Окончательную точку в этом вопросе должны поставить депутаты Парламента. И можно предвидеть, что в некоторых деталях законопроекты могут быть изменены. Но в целом, хотя и раздаются по-прежнему реплики некоторых финансистов, которые опасаются попасть под колпак прокуратуры, необходимость борьбы с легализацией грязных денег понимают все. Это обусловлено актуальностью проблемы. Ведь понятно, что за грязными деньгами, скорее всего, стоит международный терроризм и преступность, а объемы теневых капиталов выражаются в астрономических суммах. По данным международного валютного фонда, объем денежных средств, который отмывается во всем мире, составляет 2 - 5% от мирового валового продукта, а если говорить в конкретных цифрах - от 590 миллиардов до 1,5 триллиона долларов США. И Казахстан в этом плане, увы, не исключение. В прошлом году через алматинский филиал "Чайна банка" в Китай было перечислено около миллиарда долларов, которые прошли через китайских бизнесменов, работающих в Казахстане, минуя все наши налоговые преграды. Сейчас деятельность этого банка приостановлена. Выявлено множество так называемых "обнальных фирм", создаваемых для легализации денежных средств. |