АСТАНА.18 АВГУСТА. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/
В главном антимонопольном органе страны - Агентстве РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) - в отношениях с крупными монополиями, судя по всему, взят курс на довольно жесткую ограничительную политику в вопросе увеличения тарифов. Аппетиты большинства монополистов в ходе нынешней заявочной кампании не то, чтобы урезаны, а просто отвергнуты. И вполне на законных основаниях.
Обычно осеннего повышения тарифов, особенно в структуре жилищно-коммунальных услуг, народ ждет, как некую неизбежную реальность. "Урожай" нынешней заявочной кампании не столь велик, как в прошлые годы. Большинство заявок монополистов останутся без рассмотрения.
- В предстоящую осень ни один "коммунальный" монополист республиканского значения не изменит тариф на тепло, свет, воду, то есть на те социально значимые услуги и товары, которые влияют в большей степени на жизненный уровень населения, - заверил заместитель председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий Нурлан Алдабергенов.
Как уже сообщалось, в первых числах августа в АРЕМ поступило 39 заявок на повышение тарифов от 4 субъектов монополии. Только одна заявка, поступившая от АО "Казтрансойл" на удорожание тарифа по транспортировке нефти, принята на рассмотрение. Все остальные были отклонены по причине несоответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Самое большее число заявок исходило от АО НК "Казахстан темир жолы". Они были нацелены на существенное удорожание стоимости услуг по передаче и распределению электрической энергии в тех десятках населенных пунктов, жизнеобеспечение которых находится в полной зависимости от монополиста.
По мнению руководителя Агентства, повышение тарифа в этом случае имело бы весьма негативные социальные последствия. К тому же на малых станциях и в прилегающих к ним селах живут не самые обеспеченные люди. Там велик процент безработных и любые изменения цен на энергоносители привели бы к повальным неплатежам, и в целом к ухудшению жизненного уровня населения.
Совсем иной предстает картина на уровне локальных монополий, которые в с января настоящего года переданы в ведение местных исполнительных органов. В региональные департаменты по регулированию деятельности субъектов монополии и защите конкуренции с начала августа подано 147 заявок на повышение тарифов, из них принято на рассмотрение 78. Подавляющее число заявок касается изменения оплаты услуг в жилищно-коммунальном секторе. Будут пересмотрены в сторону повышения тарифы на услуги водоснабжения, передачи тепловой энергии, канализации. Причем, судя по заявленным процентам, стоимость услуг может возрасти довольно ощутимо для кармана потребителей.
К примеру, поставщик газа в Актюбинской области "Актобетехногаз" запрашивает увеличение тарифа на транспортировку топлива на 26 процентов. Предприятие по водоснабжению г.Кандагаш намерено повысить оплату своих услуг на 82 процента. В Семипалатинске ТОО ВТЦ "Семей", занимающее монопольное положение на участке передачи тепловой энергии, вышло с заявкой на увеличение тарифа на 53 процента.
Понятно, что акиматам сегодня нелегко выдержать натиск субъектов монополии, особенно поставщиков коммунальных услуг и при этом сохранить социальное равновесие, - считает заместитель председателя Агентства. – Однако уже сегодня видно, что им следует придерживаться более жестких подходов в регулировании аппетитов монополии. Безусловно, ведение гибкой тарифной политики требует определенного опыта и профессиональных знаний.
Гибкость заключается в дифференциации тарифов по группам потребителей, экономическому состоянию предприятий, социальной ситуации. Если раньше механизм регулирования действовал узконаправленно (либо в сторону повышения, либо понижения), то теперь, согласно новой концепции регулирования монополии, антимонопольный орган может внедрить самые разнообразные инструменты сдерживания тарифного роста.
При всем этом совсем не обязательно наступать на горло монополисту, оставляя его без средств на развитие, отмечает Н.Алдабергенов. - Тонкости регулирования в том и заключаются, чтобы создать для предприятия условия, в которых возможен экономический рост, при этом не сбрасывая со счетов уровень платежеспособности потребителей.
Скажем, если субъект монополии намерен вкладывать инвестиции в наращивание мощностей, обновление оборудования, можно запустить инвестиционный тариф, который предполагает некоторые обязательства перед потребителем. Но на практике зачастую монополист, требуя очередную тарифную надбавку, мотивирует это нехваткой средств на развитие производства. Но потом выясняется, что добавка не пошла на пользу – растворилась в общей массе затрат. Поэтому в большинстве случаев тарифному росту в структуре наших монополий не хватает серьезных экономических обоснований.
Также экономически целесообразно устанавливать тариф на среднесрочную перспективу. Тогда у предприятий будет стимул вкладывать заработанное в собственное развитие. Тариф должен иметь различные временные рамки и должен быть привязан к реальности.
На данном этапе в АРЕМ находится в разработке методика разделения затрат, которая принесет много плюсов. До сих не было механизма точной оценки тарифообразующих затрат. Разумеется, монополист заинтересован увеличить затратную часть, максимально загрузив тариф. Методика позволит отделить зерна от плевел и вывести истинную стоимость монопольных услуг.
Все эти довольно сложные, но очень оправданные способы регулирования необходимо срочно брать на вооружение, чтобы не допустить резких тарифных скачков,- комментирует ситуацию Н.Алдабергенов. Так или иначе, с началом отопительного сезона будет видно, насколько результативно удалось местным властям справиться с новой ролью регулятора тарифов на услуги монополии. |