Иван Преображенский, Страна.Ру, 22 августа
В понедельник с утра цены на нефть на Нью-Йоркской бирже пошли вниз после того, как стало известно о приостановке забастовки нефтяников в Эквадоре. Однако уже во вторник можно ожидать нового подорожания "черного золота", поскольку, в связи с крупным сбоем в подаче электроэнергии, была прервана работа нефтяного терминала порта Басра на юге Ирака, который поставляет на мировые рынки приблизительно в 10 раз больше углеводородов, нежели Эквадор (приблизительно 1,5 млн баррелей в день против 144 тысяч). И если забастовку эквадорских нефтяников и аварию в Басре можно назвать лишь очередными мелкими поражениями политики администрации Джорджа Буша, которая никак не может сбить цены на нефть, то в будущем Белый дом ждет еще больший удар - Венесуэла намеревается наладить массовые поставки энергоносителей в Китай, который также испытывает нехватку нефтепродуктов.
Уже на этой неделе открыть свое представительство в КНР намерена государственная нефтегазовая компания Венесуэлы Petroleos de venezuela S.A. (PDVSA). "Уже на этой неделе мы откроем в Пекине офис, который будет заниматься развитием деловых отношений компании с Китаем", - сказал директор по стратегическому развитию компании Эулогио дель Пино. По его словам, новый офис станет первым представительством PDVSA не только в КНР, но и в Азии.
Однако это будет лишь первый шаг. После того, как президент Венесуэлы Уго Чавес заявил о том, что его страна будет бороться с американским давлением вплоть до жесткого ограничения или даже прекращения поставок нефти в США, его подчиненные начали активно искать новые рынки сбыта. И первейшим из них, разумеется, оказался китайский, поскольку он испытывает наиболее острый дефицит в энергоносителях. Уже сейчас в южных провинциях Китая ощущается нехватка нефтепродуктов, и последние дни в провинции Гуандун к бензоколонкам выстраиваются длинные очереди, а правительство вынуждено опровергать предположения, что страна находится на грани нефтяного "голода". Тем не менее, известно, что в прошлом году потребление нефти в стране превысило 300 млн тонн, более 40% которой было завезено из-за рубежа. При этом, по прогнозам экспертов, к 2010 году потребности экономики КНР в нефти возрастут до 390-410 млн тонн в год, к 2020 году - и вовсе до 560-580 млн тонн.
Поэтому предложение Чавеса для китайцев - как манна небесная. Они явно готовы оказать политическую и экономическую поддержку другу Фиделя Кастро, на которого оказывается жесткое давление со стороны США, уже дважды способствовавших организации попыток государственного переворота в Венесуэле. Скорее всего, именно на средства китайских партнеров венесуэльская государственная нефтяная компания планирует увеличивать флот своих нефтяных танкеров, которые будут использоваться для поставок нефти в Азию и на другие рынки. "PDV Marina, филиал PDVSA, планирует инвестировать $2,2 млрд в течение следующих семи лет на расширение своего флота до 58 танкеров. В настоящее время компания владеет 21 танкерами, которые обеспечивают транспортировку 26% добываемой в Венесуэле нефти", - заявил глава отдела транспорта и продаж PDVSA Асдрубал Чавес.
Начало крупных поставок нефти из Венесуэлы будет, пожалуй, крупнейшим поражением администрации Джорджа Буша в Латинской Америке, если не считать, конечно, неудачных попыток свержения самого Уго Чавеса, по слухам, организованных из США. Сейчас стоимость бензина и, как следствие, замедляющиеся темпы роста американской экономики, а также явная недостаточность мер, предусмотренных в подписанном недавно пакете энергетических законопроектов, являются едва ли не главными претензиями американцев к действующему президенту. Поэтому дальнейшее сокращение поставок энергоносителей в США Буша никак не может удовлетворить.
Ему вполне хватает локальных кризисов. Мало того, что нефтяные цены в очередной раз подскочили из-за забастовки работников государственной нефтедобывающей компании Эквадора, которая большую часть "черного золота" отправляет на североамериканский рынок, так теперь, как только эквадорцы бастовать прекратили, прервал работы иракский нефтеналивной терминал в Басре, контролируемый американцами. Но эти две проблемы вполне решаемы, тогда как переориентация одной из крупнейших нефтедобывающих стран мира с американского рынка на китайский - проблема более высокого порядка. В сложившейся сегодня на мировых нефтяных рынках ситуации речь может идти о политическом будущем нынешней администрации - из-за недостатка нефти на американском рынке республиканцы могут проиграть следующие выборы. Следовательно, можно предсказать, что борьба оппозиции на американские деньги против Чавеса в Венесуэле в ближайшее время начнется с новой силой - Белый дом должен будет добиться стабильных поставок "черного золота" на американский рынок. |