АСТАНА. 23 августа. КАЗИНФОРМ
Министерство экономики и бюджетного планирования по поручению Президента РК Нурсултана Назарбаева рассмотрело обращение инициативной группы депутатов Мажилиса Парламента РК и руководителей Общенационального союза предпринимателей и работодателей Казахстана "Атамекен", которые обратились к Главе государства с предложением ввести в стране "налоговые каникулы" для предприятий малого и среднего бизнеса в производственном секторе сроком на шесть лет.
Министерство экономики провело тщательный анализ действующего комплекса льгот и предлагаемых "налоговых каникул". Информационное агентство "Казинформ" распространяет текст ответа, предоставленный пресс-службой Министерства экономики и бюджетного планирования РК.
Одна из главных причин отказа в предоставлении "налоговых каникул" прозвучала в Послании народу Казахстана – сегодня наша главная задача - создать конкурентоспособное на мировом рынке производство. Данная задача достигается за счет модернизации производства, увеличения добавленной стоимости, увеличения производительности труда, реализации ресурсного потенциала. Всевозможные каникулы тому помеха. Если мы примем их для отдельных предприятий, то наша налоговая система станет нерациональной, во много раз усложнится налоговое администрирование, могут быть искажены цены и оптимальное распределение ресурсов.
Предоставление предлагаемых "налоговых каникул" для предприятий малого и среднего бизнеса негативно повлияет на повышение конкурентоспособности предприятий, тем более перед вступлением в ВТО. И, что также важно, однажды предоставленные налоговые льготы практически трудно отменить.
В казахстанской налоговой системе уже существует немалый спектр льгот, спроектированных с учетом международного и отечественного опыта. Однако, планируя возможные последствия введения налоговых льгот, следует отметить, что в большинстве международный опыт является отрицательным.
Международные эксперты выделяют следующие негативные стороны "налоговых каникул": для высокорентабельной фирмы неуплата налогов приносит выгоду немедленно; для низкорентабельной выгода сомнительна, поскольку такое предприятие и так не должно платить налогов. С другой стороны, не существует причин, по которым предприятия, высокорентабельные с самого начала, должны получать дополнительные стимулы.
Ведущим недостатком "налоговых каникул" можно назвать то, что они подвергают "эррозии" базу налогообложения. А это куда серьезнее, чем просто потери доходов бюджета.
Высказываемое мнение о снижении налогов на обрабатывающий сектор экономики на период высоких цен на углеводородное сырье и компенсации потерь доходов бюджета за счет уменьшения поступлений в Национальный фонд сомнительно по двум причинам. Во-первых, снижение налогов в условиях плохого качества факторов производства отличается нулевой эффективностью. Вторая причина заключается в концепции Национального фонда, которая подразумевает снижение зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен – стабилизационная функция, а также сберегательную функцию посредством формирования накоплений для будущих поколений. Использование Национального фонда может привести к неисполнению доходной части бюджета, когда период высоких цен на сырье закончится. При этом, обрабатывающий сектор будет недостаточно развит по вышеизложенным причинам, а природные ресурсы будут растрачены неэффективным способом.
Дополнительно отмечаем, что проводимая налоговая политика положительно влияет на развитие малого бизнеса в республике. Количество субъектов малого предпринимательства (СМП) ежегодно растет, если в 2002 году их количество составляло 477,7 тысячи, то в 2004 году – 697,7 тысячи. В общем количестве СМП наибольший удельный вес составляют индивидуальные предприниматели: в 2002 году – 72,9%, в 2003 году – 73,2% и в 2004 году – 76,9%. Число индивидуальных предпринимателей растет большими темпами, чем юридических лиц: рост количества индивидуальных предпринимателей в 2003 году против 2002 года составил 9,6%, в 2004 году против предыдущего года – 20,4%.
В целом от СМП поступления налогов в бюджет составили в 2004 году – 174,8 млрд. тенге, рост против 2003 года – 40,5% (в 2003 аналогичный рост составил 9,6%). При этом, в общем количестве СМП доля субъектов, применяющих специальные налоговые режимы, составила в 2002 году 65,4 %, в 2003 году – 66,7 %, в 2004 году – 69,4 %. |