NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 16.04.2024 17:22 ast
15:22 msk

Символ согласия и гарант стабильности
За короткий исторический период независимости Казахстан предстал перед миром как молодое демократическое государство. Сегодня каждая нация, каждый гражданин нашей страны реально осознают себя частью миролюбивого гражданского общества, устремленного к идеалам свободы, равенства и согласия
24.08.2005 / политика и общество

Амзебек ЖОЛШИБЕКОВ, заместитель председателя республиканской политической партии "Отан", руководитель парламентской фракции

"Казахстанская правда", 23 августа

За короткий исторический период независимости Казахстан предстал перед миром как молодое демократическое государство. Сегодня каждая нация, каждый гражданин нашей страны реально осознают себя частью миролюбивого гражданского общества, устремленного к идеалам свободы, равенства и согласия.

Как известно, Конституция 1995 года не только по содержанию, но и по процедуре подготовки, обсуждения и принятия является народной, поскольку вызвала значительный рост интереса у граждан к становлению конституционализма в Казахстане, активизировала деятельность общественных организаций и движений. Достаточно вспомнить всем известный факт: в обсуждении проекта Конституции приняли участие свыше трех миллионов казахстанцев, которые внесли почти 32 тысячи предложений и замечаний. Благодаря народной инициативе были изменены 55 из 98 статей вынесенного на обсуждение проекта, а также появились новые разделы о Конституционном совете и новые нормы о принципах правосудия и гарантиях прав человека и гражданина. Всего в процессе окончательной доработки проекта Конституции было внесено 1 100 поправок и дополнений, полученных от граждан и организаций. Новую Конституцию поддержали почти 90 процентов граждан, принявших участие в референдуме. Такая активность казахстанцев определила легитимность действующей Конституции, способствовала выстраиванию в соответствии с ней системы государственной власти, взаимоотношений власти и общества.

"Мы, народ Казахстана..." - в этой фразе воплотилась идея народности нашей Конституции, вобравшей в себя мировой опыт и надежды на демократическое будущее. За десять лет Конституция Казахстана стала реальной основой созидания независимого государства. Мы сумели создать и закрепить прогрессивные институты власти, сохранив единство и стабильность общества. Это - плоды развития в рамках конституционализма.

Выстроенный в соответствии с требованиями Конституции, пройдя нелегкие испытания, суверенный Казахстан подошел к порогу ее 10-летия как единый дееспособный организм, способный наращивать экономический и духовный потенциал. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне устойчивости политической системы.

В то же время современная Конституция в силу динамичности политических отношений и тех изменений, которые произошли во всех сферах общественной жизни, в соотношении сил в обществе, в интересах различных его слоев, не может не быть восприимчивой к ним. Значит ли это, что надо вносить поправки в Конституцию или заменять ее новой? Как известно, в странах развитой демократии на основе консенсуса и без особых политических потрясений преодолевают возникающие противоречия между конституционными нормами и действительно новой интерпретацией устаревших положений Конституции или внесением изменений в нее. Двести лет, не меняя конституцию, американское государство и общество двигались к реализации на практике заложенных в ней демократических принципов и институтов.

Наше общество в целом вряд ли готово к замене действующего Основного закона и подобных требований не выдвигает. Однако у действующей Конституции есть оппоненты, недовольство которых выражается либо в отношении ее концепции, либо с практической ее реализации. В связи с чем выдвигаются идеи выработки новой Конституции.

Требование "новой демократической Конституции" - не есть ли это попытка внести хаос в общество и спровоцировать новый передел власти и собственности, прикрываемый популистскими лозунгами?

С критической точки зрения высказывания в рамках дискуссии о необходимости пересмотра действующего Основного закона мотивированы лишь предстоящей избирательной кампанией и сводятся к тому, чтобы пересмотреть полномочия и взаимоотношения трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Доказать несостоятельность критики оппонентов Конституции в общем-то не представляет труда. Но надо еще раз подчеркнуть, что действующая Конституция позволяет совершенствовать все политические институты, так как в ней заложены базовые нормы для их институционализации. В настоящее время можно говорить лишь о нереализованных возможностях Конституции, и это можно показать на примере часто обсуждаемых в прессе полномочий Парламента, выборности акимов и гражданского общества.

Нормы, заложенные в пятом разделе Конституции, позволяют постепенно расширять полномочия Парламента РК. Об этом свидетельствует Указ Главы государства "О мерах по дальнейшему использованию потенциала Конституции Республики Казахстан". В соответствии с данным документом Парламент приобретает некоторые контрольные функции и наделяется дополнительными полномочиями, которые позволят более эффективно осуществлять законотворческую деятельность. Так, кандидатуры министров социально-экономического блока сначала будут обсуждаться профильными комитетами Мажилиса и Сената, кандидатуры глав дипломатических представительств - профильным комитетом Сената, кандидатуры председателя и двух членов Счетного комитета по контролю над исполнением республиканского бюджета - соответствующим комитетом Мажилиса. Думаю, что реализация этих полномочий повысит статус и авторитет представительной власти и внесет определенный вклад в развитие гражданского общества.

Вместе с тем для усиления эффективности деятельности Парламента как представительного органа необходимо повысить качество законотворческой работы, взаимную ответственность в связи с избранием сенаторов депутатами маслихатов всех уровней региона. Действующая Конституция позволяет расширить полномочия Парламента по принятию политических решений и осуществлению контрольных функций, принять норму, по которой фракции Парламента имели бы право предлагать Президенту кандидатуры Премьер-Министра и членов Правительства. Причем сами партийные фракции нуждаются в четком определении и закреплении их статуса и структуры, наделении их правом выдвижения кандидатур председателей комитетов и требования освобождения их от полномочий при неудовлетворительной работе.

В этом плане определенное потенциальное поле на пути модернизации института парламентаризма мы ожидаем от внесенного группой депутатов законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон РК "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов", а также в Закон РК "О комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан". Данные законопроекты разработаны с целью совершенствования законодательной базы парламентской деятельности, расширения полномочий и статуса депутатских объединений. Следует выработать механизмы оценки деятельности депутатов Парламента и их ответственности перед своими избирателями.

Много сейчас говорится и о балансе полномочий власти. Уверен, что для обеспечения этого баланса в действующей Конституции достаточно нереализованных резервов. Все дело в умении объективно и целенаправленно решать общие задачи по обеспечению высокого уровня жизни народа. Все три ветви государственной власти, осуществляя деятельность в рамках своей компетенции, должны превыше всего ставить интересы населения в целом, консолидировано принимая решения по выработке оптимальных механизмов реализации тех или иных задач, сокращая бюрократические подходы.

Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из ветвей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При последовательном проведении его в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной ветвью власти полномочий другой. Принцип разделения власти становится жизнеспособным, необходимо его своевременно подкрепить системой "сдержек и противовесов", устраняющих почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивающих нормальное функционирование органов государства.

Важным моментом в разграничении полномочий является децентрализация власти. Выборность сельских и районных акимов - первый шаг в решении данной проблемы через новый механизм формирования и функционирования власти на местах.

Надеемся, что новые формы взаимоотношений дадут свежий импульс развития регионов. Но вместе с тем деятельность избранного акима должна быть подотчетна и подконтрольна местному маслихату.

Привлекая граждан к активному участию в решении вопросов местного значения, мы можем последовательно развивать реформы местного самоуправления.

Некоторые политики высказывают мнения о возможном возникновении противоречий между представительными органами власти на местах и органами самоуправления. Во избежание дорогостоящий ошибок нам следует обдуманно реформировать систему власти, ибо никто не может гарантировать абсолютного успеха даже самых передовых идей в условиях, когда молодое государство находится в окружении различных сил, готовых использовать в собственных интересах любое ослабление государственной власти.

Показателем демократических преобразований является процесс становления гражданского сектора и наличие в нашем обществе многочисленных независимых союзов, ассоциаций и других общественных организаций, которые служат барьером против монополизма и огосударствления. Конституция позволяет расширять каналы влияния на процесс принятия законов, начиная с подготовки законопроекта до принятия в Парламенте и даже после принятия закона. Такими каналами являются, к примеру, участие в разработке законопроекта неправительственных организаций, предварительная научная экспертиза, обсуждение в СМИ, лоббирование в палатах Парламента, парламентские слушания, согласительные комиссии и т. д.

У нас создана нормативно-правовая база для развития институтов гражданского общества, гарантирующая права и свободы граждан Казахстана, и в первую очередь свободу слова, объединений и политического волеизъявления. Колоссальный прогресс состоит и в том, что в настоящее время функционирует более двух тысяч СМИ, из которых 80 процентов - негосударственные. Гражданам предоставлена возможность быть активными участниками жизни государства. В Казахстане функционирует свыше 5 000 НПО, расширены правозащитные возможности омбудсмена, существует свобода слова, осуществляется защита прав и свобод человека. Но эта проблема тесно связана с уровнем политической зрелости общества и формированием социального заказа.

Складывается и система многопартийности как составная часть гражданского общества. В процессе развития всех общественных институтов, накопления политического опыта и разработки программ развития страны партии могут стать действительными субъектами политики.

В перспективе решению проблемы может содействовать принятие конституционных норм о формировании Правительства на основе принципа парламентского большинства. Также можно было бы исключить норму, запрещающую государственное финансирование общественных объединений, а в законе о политических партиях определить порядок их финансирования. При этом объем выделяемых для партий средств должен определяться количеством голосов, полученных в результате выборов по партийным спискам.

Принятые поправки в Конституционный закон "О выборах в РК" открывают возможность политическим партиям активно участвовать в процессе проведения выборов, контролировать соблюдение законности и прозрачности процедуры выборов. Нам необходимо и далее укреплять институт политических партий как наиболее цивилизованный механизм участия общественности в выработке политики государства.

Намеченная программа нашей партии по проведению судебной реформы сейчас обсуждается на заседаниях соответствующей рабочей группы. Предстоит тщательно изучить мировой опыт, особенности действующей системы судебной власти и, учитывая передовые идеи и реалии сегодняшнего дня, принять правильную концепцию решения всех назревших проблем в этой сфере.

Таким образом, для дальнейшего созидания Казахстана как демократического, правового и социального государства современная Конституция имеет достаточное потенциальное поле.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Конституция стала основанием нашей свободы 31.08.2005
Глава государства вручил государственные награды за трудовые заслуги перед страной 31.08.2005
Азиатский гарант 31.08.2005
Представители молодежного движения "Кайсар" поздравили алматинцев с Днем Конституции 31.08.2005
Президент Киргизии вырвался из окружения Аскара Акаева 31.08.2005
После Беслана чеченский терроризм себя исчерпал 31.08.2005
Пуритане ислама: шансы на успех 31.08.2005
Коидзуми волнует третий срок 31.08.2005
"Назарбаеву не нужна личная преданность, но ему нужна политическая преданность" 30.08.2005
Учиться жить по Конституции 30.08.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.04.24 Вторник
82. БАЙМУХАНОВ Амангельды
75. АБУОВ Кадырбек
74. АСАНБАЕВА Роза
74. КИСТ Виктор
73. СИЙРБАЕВ Ерсерик
72. ЛЕНИВЦЕВ Виктор
71. ШАЛАХМЕТОВА Тамара
70. МЫРХАЛЫКОВ Жумахан
69. БАРКИН Эллен
69. ПЫХТИН Владимир
69. ШЕКАЛИН Юрий
68. АРТЮХОВ Николай
66. КАСЫМОВА Карлыгаш
64. АБДИМОЛДАЕВА Найля
64. КАМАЛХАНУЛЫ Бадельхан
...>>>
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz