NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Воскресенье 18.08.2019 20:28 ast
17:28 msk

Учиться жить по Конституции
30 августа 1995 года в новейшей истории нашего государства ознаменовалось важнейшим событием - рождением новой Конституции независимого Казахстана. Впервые Основной закон страны, и это надо подчеркнуть особо, был принят путем прямого волеизъявления граждан республики на всенародном референдуме
30.08.2005 / политика и общество

Сергей ДЬЯЧЕНКО, заместитель председателя Мажилиса Парламента РК, доктор политических наук

"Казахстанская правда", 28 августа

30 августа 1995 года в новейшей истории нашего государства ознаменовалось важнейшим событием - рождением новой Конституции независимого Казахстана. Впервые Основной закон страны, и это надо подчеркнуть особо, был принят путем прямого волеизъявления граждан республики на всенародном референдуме. По сути, творцом нынешней Конституции является народ Казахстана, и это придает ей не только высшую юридическую, но и духовно-нравственную силу.

Как известно, в течение долгого времени у нас понятия прав человека и свободы слова существенно искажались. Обществу внушалось, что право - это воля пролетариата, партии. На самом же деле право как норма свободы изначально присуще самой природе человека. Не случайно основные права и свободы называют прирожденными, естественными. Право на жизнь. Личную свободу. Право на собственность. Достоинство. Без этих и многих других прав человек не может быть человеком.

В этом отношении Конституция 1995 года блестяще справилась со своей задачей, поставив во главу угла человека и гражданина с его неотъемлемыми правами, гарантировав ему реальную свободу слова и совести и утвердив в своих положениях общепризнанные демократические ценности.

Безусловно, одной из немаловажных особенностей действующей Конституции является тот факт, что за десятилетие со дня ее принятия ни разу не возникало непреодолимых разногласий, связанных с взаимодействием ветвей власти, так как Основной закон сплотил государственные органы в единое целое. Все вопросы, возникающие между ними, строго разрешаются в рамках процедур, предусмотренных этим важнейшим документом. Несомненная заслуга в этом Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, являющегося символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции.

Убежден, что именно сильная президентская власть способствовала эффективности политических реформ и успеху сложнейшего процесса перехода к рыночной экономике.

Конституционная реформа 1995 года окончательно ликвидировала прежнюю систему представительных органов. Дальнейшая эволюция института парламентаризма в Казахстане происходит в контексте генезиса и институционализации президентской формы правления. Парламент Республики Казахстан, являясь принципиально новым элементом политической действительности независимого государства, состоялся как представительный орган и соответствует всем общепринятым в мировой практике принципам парламентаризма, демонстрируя тем самым демократическую направленность развития казахстанского социума.

Деятельность казахстанского Парламента развивается в русле общемировых парламентских тенденций. За годы независимости мы приняли более 1 100 законов, направленных на укрепление государственности, законодательное обеспечение социально-экономического развития общества.

Изучение становления и развития парламентаризма в его отечественном варианте нельзя считать достаточно объективным и полным, если не принимать во внимание все основные моменты взаимодействия Главы государства и Парламента, а также Парламента и Правительства.

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев, осознавая все более возрастающую роль Парламента как одного из основных институтов демократии, неизменно проявляет инициативы и принимает необходимые меры для совершенствования законодательного процесса. В итоге мы получили стабильно развивающийся Парламент, работающий в тесной связи со всем обществом и его институтами, стимулирующий и закрепляющий процесс демократизации всех сфер жизни переходного общества, вырабатывающий правовую основу реформ и модернизации государственных институтов.

Не секрет, что в последнее время имеют место и политически спекулятивные трактовки отношений между Президентом и Парламентом как конъюнктурных, в которых последний выступает как орган, штампующий законы, разработанные исполнительной властью и не имеющий собственного мнения.

Полностью опровергаю данную трактовку. Более того, хотел бы отметить, что нарастающая профессионализация депутатской деятельности и твердый настрой депутатов на дальнейшее применение неиспользованного правового ресурса Парламента в скором будущем окончательно снимут предубеждения относительно некоей ограниченности полномочий законодательной власти.

Представляется, что эффективность парламентаризма заключается не в количестве полномочий Парламента, а в качестве их осуществления, ответственности самого представительного органа.

Известно, что в последнее время казахстанская оппозиция все активнее использует для публичного обоснования своих действий идею конституционной реформы.

Однако, как показал опрос, проведенный в феврале 2005 года Ассоциацией социологов и политологов в крупнейших городах Казахстана, только 14,2 процента казахстанцев разделяют взгляды, согласно которым действующая Конституция устарела и требует изменения. Противников же замены Конституции в 4,6 раза больше - 64,7 процента.

Без стабильного Основного закона невозможно навести порядок в законодательстве вообще. А хаос, в том числе и нормотворческий, всегда приводит к перекосам и нарушениям. Мировая практика в этом отношении едина. Если закон не соответствует Конституции, то он считается неправовым и отменяется. Поэтому в конституционном законотворчестве требуется особая осмотрительность и тщательность, так как любое изменение норм влияет на все общество и само государство. Ревизия норм Основного закона, продиктованная политической конъюнктурой, есть прямой путь к кризису власти и к расшатыванию государственных устоев.

Убежден, что действующая Конституция своими принципами, нормами и положениями дает нам полную возможность для исчерпывающего совершенствования законодательного процесса в стране. Более того, она нацеливает нас на это и в конечном счете требует от нас же дальнейшего совершенствования системы права в государстве.

Глава государства, который принимал личное участие в разработке Конституции, прогнозируя развитие законотворческой ситуации, предполагал, что вслед за возрастающим количеством законов будут расти и проблемы с эффективностью законодательства. В своих ежегодных посланиях народу Казахстана, выступлениях в Парламенте, во многих других документах он не раз говорил о необходимости совершенствования законотворческой системы, повышения качества законов. Это требование на сегодня остается самым актуальным.

Продуктивность Парламента во всем мире является важнейшим условием политической стабильности. В этом смысле эффективность законодательной ветви власти следует оценивать не только числом принимаемых законодательных актов, но и прежде всего их качеством и воздействием на устойчивое развитие общества.

Анализ законотворческой практики показывает, что здесь есть над чем поработать.

По некоторым данным, только Министерством юстиции отклоняется или возвращается на доработку иногда до 10 процентов законодательных документов, а из Мажилиса возвращается в Правительство или отзывается до 14 процентов законопроектов. Причины - слабая концептуальная проработанность, недостатки в юридической технике, а то и противоречивость отдельных правовых норм, неясные перспективы в правоприменении и т. д.

Наиболее существенным моментом, который играет значительную роль в снижении эффективности законодательного процесса, является слабое планирование законодательной политики, а также недостаточная исходная информация для обоснования необходимости разработки какого-либо нового закона или группы законов в определенной сфере регулирования.

Для исправления сложившейся ситуации, на мой взгляд, также необходимо принять комплекс мер, которые поставили бы законопроектное планирование на новый политический, правовой и организационный уровень. Они касаются в основном необходимости организации глубокого научного изучения всего поля правового регулирования, его потребностей, а также действенности существующих норм права. Для этого нужно создать соответствующие научно-исследовательские структуры, ведомственные и независимые, шире использовать помощь международных организаций и гражданских институтов.

Остро возникла необходимость значительно усилить специализированную, научную и независимую экспертизу, прежде всего правовую и экономическую, одной из задач которой было бы изучение предполагаемой эффективности и долгосрочности действия законов.

Полагаю, что следовало бы создать такие механизмы, которые позволяли бы и самим правоприменительным органам активно участвовать в процессе подготовки, обсуждения и принятия законов, а также в изучении эффективности действующего законодательства. Для депутатов могла бы быть предоставлена возможность шире использовать в законотворческом процессе мнение специалистов с мест, весь практический опыт правоприменения и результаты научных исследований.

Думается, что одним из способов решения имеющих место проблем может стать создание института парламентаризма, который, отталкиваясь от парламентской законодательной практики, мог бы заниматься определением концепций и направлений исследований, организацией сбора, анализа и использования информации о состоянии законодательства и эффективности действия законов, а также изучением и обобщением материалов различных мониторинговых исследований.

Нужно признать и слабое участие неправительственных организаций в законодательном процессе, а то и несоответствие между публичными выступлениями их руководителей и реальным их участием в законодательном процессе.

Важно также активно просвещать граждан, пропагандировать законы в средствах массовой информации различными публицистическими методами, как это, кстати сказать, и делается во многих странах.

Таким образом, развивая демократический характер связей со сферами применения права, мы создадим возможность более точно определять круг проблем, на которые должно быть направлено новое законодательство.

Отдельной темой, как всегда, у нас стоит проблема реализации предусмотренного Конституцией права депутатской законодательной инициативы.

Безусловно, увеличение объема законотворческой работы является прежде всего свидетельством возросшего профессионализма депутатов и работников аппаратов палат, подтверждением высокой роли высшего законодательного органа страны как основного правового регулятора происходящих экономических и социальных преобразований в стране.

К сожалению, оппоненты Парламента из исполнительных структур, с которыми мы обязаны сотрудничать в целях повышения качества законодательства, нередко "заволокичивают" выдачу заключений на инициированные депутатами проекты законов либо выдают отрицательные заключения без корректной аргументации. Отдельные министерства и ведомства стремятся наполнить вносимый ими проект закона своими узковедомственными интересами, различными элементами, страхующими от управленческих ошибок, создающими удобства для администрирования и возможности маневра. И это нередко идет в ущерб пожеланиям общества, социальных групп, интересы которых в первую очередь и отстаивает избранный народом Парламент.

Считаю, что порой невысокое качество законопроектов, поступающих в Парламент, обусловлено рядом причин. В частности, нехваткой юристов высокой квалификации, специалистов в области разработки законов, опытных экспертов, в той или иной степени причастных к законотворческой работе, ее видам и этапам, а также связанных в основном с отсутствием надлежащих ресурсных условий для их деятельности. Сказывается отсутствие независимого института для глубоких исследований законодательства и условий его формирования, в котором бы концентрировались и готовились научные кадры, была бы организована информационно-аналитическая работа и подготовка рекомендаций для органов, занимающихся разработкой законопроектов. Наблюдаемая в министерствах и ведомствах высокая текучесть кадров делает достаточно трудной своевременную подготовку качественных законопроектов и экспертных оценок.

В связи с этим возникает необходимость проведения исследований кадрового потенциала юристов, составления на этой основе планов обучения, переподготовки, повышения квалификации, разработки методических материалов по нормотворчеству, изучению действия законов и техники подготовки законопроектов. Как представляется, эта работа должна проводиться под контролем и с участием Министерства юстиции и Агентства по делам государственной службы.

Таким образом, в системе законотворчества, несомненно, налицо проблемы, имеющие глубокие корни. И нам уже сегодня нужно думать над тем, как перейти, образно говоря, к качественной законотворческой практике, эффективно и настойчиво приближаться к достижению международных стандартов.

Исхожу из того, что принятие хороших законов является своего рода искусством, которое постоянно совершенствуется во всех странах мира. У нас есть уникальная возможность позитивно использовать лучший мировой опыт, адаптировав его к нашим реалиям. И, конечно же, ни в коем случае нельзя предполагать, что мы достигли высот в законотворчестве и достичь большего невозможно.

Нам необходимо обратить внимание и на то, каким образом готовится закон. Хорошие законы - это законы, которые выдерживают проверку временем и могут применяться в тех ситуациях, на регулирование которых они направлены.

Язык закона должен быть максимально ясным, точным и доступным. Он должен быть понятен прежде всего тем, кого напрямую затрагивает.

Ключевые проблемы совершенствования законодательного процесса на современном этапе, такие как улучшение законопроектного планирования, научно-экспертного и ресурсно-кадрового обеспечения, взаимоотношений ветвей власти, укрепление связей с гражданским обществом, внедрение лучших мировых законодательных стандартов, вполне разрешимы без изменения Основного закона. Менять Конституцию или ее разделы, регулирующие законотворческий процесс, по крайней мере, в ближайшем будущем, считаю, нет необходимости.

Общеизвестно, что значимость отдельных исторических событий осознается, как правило, не сразу, а лишь по прошествии определенного времени. Это в полной мере относится и к действующей Конституции, вокруг которой и в первое время после ее принятия было немало дискуссий. Сегодня же эти споры принадлежат истории, а на передний план выдвигается все более полное и глубокое осмысление исключительной важности всенародного голосования 30 августа 1995 года как первого в истории суверенного Казахстана подлинного демократического акта волеизъявления казахстанского народа.

В заключение хочу сделать небольшой исторический экскурс. Когда в конце 50-х годов прошлого века во Франции к власти пришел генерал де Голль с предложением утвердить новую конституцию, что только не писали о нем и о его идеях газеты того времени. Слова ушли, статьи пылятся в архивах. А Франция до сих пор живет по той конституции. Она оказалась хороша и для того времени, и для нынешнего. Уверен, что и наша Конституция надолго переживет своих критиков.

И на сегодняшний день, думается, общая задача для всех нас, начиная от высших властей и завершая рядовым гражданином, - научиться жить по Конституции. Другого просто не дано, так как иное будет уже не правом, а даже антиправом.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Конституция стала основанием нашей свободы 31.08.2005
Глава государства вручил государственные награды за трудовые заслуги перед страной 31.08.2005
Азиатский гарант 31.08.2005
Представители молодежного движения "Кайсар" поздравили алматинцев с Днем Конституции 31.08.2005
Президент Киргизии вырвался из окружения Аскара Акаева 31.08.2005
После Беслана чеченский терроризм себя исчерпал 31.08.2005
Пуритане ислама: шансы на успех 31.08.2005
Коидзуми волнует третий срок 31.08.2005
"Назарбаеву не нужна личная преданность, но ему нужна политическая преданность" 30.08.2005
Учиться жить по Конституции 30.08.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.08.19 Воскресенье
79. БИТИМБАЕВ Марат
74. МУКАТАЙ Ораз
74. САГИТОВ Абай
72. ГАРТМАН Владимиp
72. НУРУЛЫ Саламат
71. КОЙГЕЛЬДИЕВ Мамбет
71. ТУМАНОВ Бауыржан
68. СМАГУЛОВ Кайрат
67. ИВАНОВ Леонид
66. ЖУМАГУЛОВ Бакытжан
66. ЛЕФТЕР Виктор
65. АТЫГАЕВА Зекеш
63. САВАНКОВ Александр
62. ВЫБОРОВ Анатолий
61. СУЛТАНОВ Ахметжан
...>>>
19.08.19 Понедельник
93. БАЦУЛА Александр
73. АШИРОВ Амангельды
71. АНДРЮЩЕНКО Александр
71. ТУТКУШЕВ Бексултан
69. БУКАНОВ Сайран
68. БАЙТЛЕСОВ Каиртай
66. УСКЕНБАЕВА Раиса
65. ТОЙБАЕВ Аскар
64. БЕЛОВИЧ Александр
64. САТЖАНОВ Кенжебай
61. ЖАНАЙДАРОВ Искандер
60. БАЙГАЗИЕВ Бекет
57. АБИЛОВ Елубай
57. ЖАНБИРОВ Молдагали
56. КАРИМОВА Шолпан
...>>>
20.08.19 Вторник
81. АБИЛЬГАЗИН Карим
75. АЛИГУЖИНОВ Сеpик
75. МЕДЕУОВ Есенгельды
73. ЕДРЕСОВ Каирлы
72. ШАЙМАНОВ Багдат
68. ЛИ Валерий
68. САТКАЛИЕВ Молдагали
67. АИПОВ Курмангалий
67. ШЕР Раиса
66. МУМИНОВ Талгат
65. БАЙМУРАТОВА Алтын
63. БОЛЫСБЕКОВ Марат
63. ФЕДОТОВ Виктор
62. КАСЫМЖАНОВ Темирбек
62. УСКЕНБАЕВ Булат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz