NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 23:02 ast
21:02 msk

Творцы революций
Коммивояжеры от демократии: кто они?
14.09.2005 / политика и общество

"Экспресс-К", 13 сентября

О людях, приложивших руку к падению Шеварднадзе в Грузии, Кучмы в Украине и Акаева в Кыргызстане, - статья Венсана Жовера "Творцы революций", опубликованная 25 мая во французском издании "Нувель Обсерватор". Предлагаем читателю ее изложение.

Стихийная "оранжевая революция", во время которой сотни тысяч украинцев вышли на улицы, произошла из-за коррумпированности и авторитарности режима Кучмы? Не совсем так, причем это касается и волны народных восстаний, которые свергли режимы Милошевича, Шеварднадзе, Акаева. Гнев народных масс был настоящим.

Но, вне сомнения, этим движениям не удалось бы так быстро и без насилия свергнуть посткоммунистических автократов без ноу-хау нескольких экспертов, которые задумали и обкатывали настоящую "инструкцию по применению революций". Венсан Жовер встретился с этими коммивояжерами демократии. И они открыли ему свои секреты.

Смесь ненасилия, маркетинга и фандрайзинга

Вот уже пять лет они "экспортируют" революцию в Восточную Европу и Центральную Азию. Эти единственные в своем роде миссионеры - сербы и словаки, грузины и украинцы. Они молоды, весьма образованны и претендуют ни много ни мало на то, чтобы провести демократизацию посткоммунистического мира. Общим языком для них стал английский. Чаще всего они работают в западных институтах и организациях, в основном американских. Их можно назвать "международными демократическими бригадами", их деятельность курирует Вашингтон.

У этих революционеров есть уникальное ноу-хау, тонкая смесь ненасилия, маркетинга и фандрайзинга (сбор средств). Все они считают своим долгом "экспортирование" этой магической формулы. Для некоторых это также средство существования (и они отказываются говорить, сколько на этом зарабатывают). Для других - средство дополнительного заработка (несколько сот евро, время от времени). Есть, наконец, и те - их меньшинство, кто работает на общественных началах.

С десятком представителей демократических бригад нового типа (своего рода проамериканскими Че Гевара) автор статьи встретился в Белграде, Тбилиси, Братиславе и Киеве. Они в деталях изложили свои рецепты по свержению посткоммунистических диктатур.

Cамый опытный из них - Павел Демеш. Он словак, ему 49 лет, в прошлом работал министром иностранных дел своей страны. В 2000 году он тайно координировал программу иностранной помощи сопротивлению против Милошевича. В прошлом году он - также конфиденциально - был советником украинских революционеров. Демеш руководит в Братиславе восточно-европейским отделением влиятельной американской неправительственной организации German Marshall Fund, которая помогает активистам во всем регионе.

Павел Демеш объясняет: "Большинство посткоммунистических автократов напоминают крабов. У них прочный панцирь, но у всех есть одно очень уязвимое место: они хотят получить легитимность на выборах: Это вопрос международного статуса. И убеждают себя, что контролируют СМИ и службы безопасности. И что ничего с ними не случится". Но в их стратегии есть прокол. "На протяжении предвыборной кампании, - продолжает Демеш, - пресса всего мира следит за каждым их шагом. И они отказываются стрелять по толпе в прямом эфире CNN. Именно в этот момент их можно свергнуть".

Успех основан прежде всего на демарше без насилия. "Ненасилие дает моральное превосходство и влечет за собой поддержку, - объясняет Демеш. - И потом, насилие - это область, в которой власть сильнее".

Второй путь к успеху - в методе действия, который повторяется из раза в раз. "В день голосования, вечером, - рассказывает Демеш, - собираются доказательства фальсификации, и эти сведения очень быстро распространяются по всей стране. И сразу же сотни тысяч человек выходят на улицы. Затем им следует мирным путем взять под контроль государственные учреждения, чтобы показать автократу, что законная власть перешла в другие руки. И поскольку полиция не стреляет, дело сделано".

"Это частный бизнес"

Это в теории. Чтобы узнать, как дело обстоит на практике, послушаем серба Срджу Поповича. В свои 32 года этот высокий худощавый человек с изможденным лицом и кругами под глазами - фигура легендарная. В октябре 2000 года его "Отпор" ("Сопротивление"), не пролив ни капли крови, сверг Милошевича. С тех пор за советами к Срдже Поповичу обращаются почти отовсюду, "даже из Зимбабве". Чтобы удовлетворить спрос, он открыл бюро экспертов по революции Canvas Group. "Это частный бизнес, - признается он, - но бюро зарегистрировано как неправительственная организация, чтобы не платить налоги". Годовой оборот? Коммерческая тайна.

Сидя за столом в Movie Bar, модном заведении в центре Белграда, владельцем которого он является, Срджа приоткрывает секрет: "Как говорил Ленин, для успеха революции необходимо три вещи: организация, организация и еще раз организация. Я добавлю к этому: нужна молодежь, молодежь и еще раз молодежь. Почему? Потому что молодые - энтузиасты, они смелы, и власть мало может воздействовать на них: у них нет ни детей, ни работы, ни богатства, им нечем дорожить".

Есть еще одна причина, более прагматичная, даже немного циничная: "Каждый раз, когда режим принимается за безоружную молодежь, избивает молодых и бросает их в тюрьмы, - говорит Попович, - он поворачивается спиной к их отцам, дедам, дядям и тетям, друзьям... Короче говоря, ко многим, в том числе и к своим верным сторонникам. А именно это и есть искомая цель".

"Хотите, расскажу одну хитрость? - продолжает он с улыбкой. - На манифестации, которая обещает закончиться столкновениями, поставьте в первые ряды молодых девушек в белых блузках. И ждите атаки полиции. Эффект гарантирован: после нескольких ударов на белых блузках будет немного крови (или много, к несчастью). И получатся превосходные кадры, которые обойдут экраны всего мира... И режим будет дискредитирован".

Продать лейбл всей стране

Успешная революция разворачивается по сценарию, столь же точному, как компьютерная программа. Первый этап, объясняет Попович, заключается в том, чтобы "задолго до выборов создать группу крайне заинтересованной молодежи, которая и станет наконечником копья революции". Для этой группы нужно подобрать имя. Какое?

Послушаем Александра Марича. Вместе с тремя другими ветеранами "Отпора" этот 30-летний серб создал в Белграде еще один экспертный кабинет по революциям. "Имя революционной группы должно быть коротким, - говорит Марич, - не больше двух слогов, легко запоминающимся, как Levi"s или Coca, и сильным, как слоган".

Этап номер два: нужно запустить эту марку. Вот пример кампании-блицкрига. Весной 2003 года фонд Сороса отправил Александра Марича и его команду в Грузию, они должны были стать советниками лидеров зарождающейся группы протеста. Грузинских представителей было около 20, они уже выбрали слоган: "Кмара!" ("Довольно!"). Оставалось "продать" этот лейбл всей стране.

"Че" из Белграда предложили план, а молодые грузины привели его в исполнение. Апрельской ночью они расклеили сотни плакатов с надписью "Кмара!" в Тбилиси и девяти других городах. Результат превзошел все ожидания - на рассвете вся страна только и говорила об этих плакатах!

Сам Шеварднадзе угодил в ловушку. Вместо того чтобы проигнорировать эти "каракули", он начал выступать с разоблачениями по радио и на телевидении, сделав невольную рекламу небольшой группе, которая показалась всем массовым движением.

Этап номер три: найти деньги. Следует создать интернет-сайт, купить картриджи, мобильные телефоны, плакаты... Движению потребовалось также организовать собрания своих воинствующих сторонников, которые съедутся со всех концов страны. Для этого необходимо было заплатить за сотни железнодорожных билетов, за ночи, проведенные в гостиницах, аренду помещений и питание. Кроме того, требовалось оплатить услуги иностранных консультантов. Короче говоря, необходимо найти "всего лишь" несколько миллионов долларов.

Чтобы их раздобыть, нужно браться за дело заранее. Потому как такие деньги можно найти только за границей - в частности, в Вашингтоне. Ибо, по общему мнению, европейцы боязливы, медлительны и скупы.

Что касается "оранжевой революции", то обращения в США (в USAID и National Endowment for Democracy) начались еще с осени 2003 года, то есть за год до событий. В поисках субсидий по ту сторону Атлантики украинской группе "Пора" помогал словак Балаш Ярабик. За это он получал деньги от американской организации Freedom House, которая не хотела в одиночку финансировать "Пору".

"Революция - это рынок высокой конкуренции, - говорит Ярабик. - Лидеры демократических групп должны отправляться в Вашингтон, чтобы лучше "продать себя" фондам, дающим капитал. Чтобы приготовиться к этому большому экзамену, приходится оттачивать свою аргументацию, готовить планы и финансовые таблицы...".

Этап номер четыре: набрать максимум активистов. Получив первые деньги, в провинцию отправляют коммивояжеров революции нести "благую весть". Они должны вновь и вновь говорить, что все возможно, что им удалось свергнуть диктатора в своей стране. В провинции активисты находят зачастую десятка два молодых людей, разочарованных или боязливых. Серб Синиша Сикман всегда отправляется в подобное турне с небольшим дорожным чемоданом. "Внутри у меня полный пропагандистский набор: наклейки, майки, шары... Символы успеха!".

Обычно семинары проводятся тайком в небольших, плохо отапливаемых и удручающих помещениях. Но организуют их и на свежем воздухе, за городом, в бывших пионерских лагерях. Чтобы не вызывать подозрений полиции, говорят, что группа едет на отдых. И атмосфера на собраниях напоминает одновременно клуб и занятия по военной подготовке.

Так, в Грузии летом 2003 года, за три месяца до "революции роз" "Кмара!" собрала 700 своих активистов в пионерском лагере далеко от Тбилиси. "Корпуса пришли в полную негодность, не было даже водоснабжения. Однако мы хорошо повеселились!" - вспоминает один из лидеров группы Георгий Канделаки.

По мнению коммивояжеров, следует всячески поддерживать атмосферу секретности. "Молодых привлекают таинственные организации, - говорит один из "экспортеров революции", - это очарование тайны позволяет преодолеть отчаяние и присоединиться к группе, которую власть считает террористической".

Этап номер пять - кампания по привлечению внимания общественности. Это самый сложный этап, здесь требуется тонкость. Цель первой фазы: разъяснить гражданам, в чем состоят их права на выборах, и побудить их голосовать. Цель второй - разоблачение "коррумпированного и авторитарного режима". В каждой кампании свой лейбл, свои лозунги, свои буклеты:

Маскарад с переодеванием

Невысокий, в круглых очках и красной рубашке, улыбчивый 29-летний украинец Дмитрий Потехин был одной из ключевых фигур "оранжевой революции". После победы Ющенко он сразу же отправился в Молдову, чтобы обратить и ее "в свою веру". Потехин - профессионал маркетинга. "Вести две операции одновременно и тайно, - рассказывает он, - очень трудно. В движении "Пора" нас было так мало, что активисты должны были в течение дня несколько раз переодевать майки, распространяя листовки той и другой операции:".

Этап номер шесть - эффектные действия без применения насилия. Цель: "разбудить" граждан и раздразнить полицию. Наиболее предпочтительный метод: организация флэш-мобов. "Это столь короткие собрания большого числа людей, что полиция не может никого остановить", - объясняет Дмитрий Потехин.

Например, 15 членов революционной группы переодеваются в "каторжников" и надевают серые пальто. С помощью SMS они назначают встречу на главной улице столицы в момент, когда там столпотворение. В назначенный час они снимают пальто и становятся похожими на каторжников. Они выкрикивают по несколько раз: "Я голосую за X!". Затем манифестанты надевают пальто и исчезают без следов. Результат обеспечен - полиция в бешенстве, начинаются "репрессии".

Этап номер семь: сохранить группу. Серб Милош Миленкович учит азам выживаемости: "Руководить революционной группой должен не один человек. В противном случае ее деятельность может быть парализована в случае его ареста. Следует организовать коллегиальное руководство, то есть распределить лидерские функции между несколькими ответственными лицами, которые не знают деталей того, что делают другие".

Этап номер восемь: научиться управлять страхом. "Для этого есть много ниточек, - уточняет Милош Миленкович, - во время манифестации молодые никогда не должны чувствовать себя в изоляции, они постоянно должны находиться в физическом контакте с другими. Нужно также, чтобы они пели и не слышали вызывающего беспокойство шума полиции или солдат. Чтобы скрыть присутствие вооруженных людей перед демонстрацией, можно развернуть большой транспарант в начале шествия. Он помешает манифестантам увидеть пугающее скопление военных".

Другая уловка: объяснить, что в аресте нет трагедии. На семинарах наставники начинающих революционеров организуют репетиции полицейских облав. Одни выступают в роли полиции, другие - в роли манифестантов. На семинарах учатся отвечать уклончиво, никогда не проявлять агрессии, даже улыбаться.

Разрабатывается также стратегия поддержки товарищам, брошенным в тюрьму. "Те, кто не был арестован, должны знать, к кому обращаться, к какому адвокату, в какую неправительственную организацию, к какому местному или иностранному журналисту. У них должен быть список активистов, с которыми можно связаться и которые затем сами свяжутся с ними, чтобы организовать манифестацию перед полицейским участком, о котором будут говорить в СМИ", - делится Георгий Канделаки, объяснявший в прошлом году эти правила казахам.

Кроме того, распространяется несколько тысяч листовок и организуется несколько флэш-мобов. Когда выборы начинаются, новоиспеченные революционеры уже готовы их опротестовать. Работа наставников закончена. Редко кто из них непосредственно участвует в событиях. Когда машина запущена, в них уже нет необходимости. Миссия выполнена - у коммивояжеров демократической революции новые цели.

Игра не закончена

Но остается много вопросов. Первый из них: коммивояжеры демократии - обыкновенные агенты Вашингтона, продвигающие неких новых лиц на вершины власти в странах СНГ? Ответ: нет. Это правда, что они работают на американские организации, и не скрывают этого. Правда также и то, что они разделяют ценности Дяди Сэма (демократия и доллар) и желают их прочно внедрить в бывшем СССР.

Очевидно и то, что Белый дом видит в них векторы своей "soft power" ("мягкая сила"), пешки в геостратегической шахматной партии, которую он разыгрывает в СНГ. Но ставят ли эти коммивояжеры интересы США выше интересов тех стран, в которых работают? Ничто не позволяет так говорить. И о какой Америке идет речь? Об Америке неоконсерваторов Freedom House или об Америке финансиста Джорджа Сороса, который тратит миллионы долларов на борьбу с Джорджем Бушем?

Второй вопрос: были ли эти революции действительно народными или они стали делом рук нескольких активистов? И то, и другое. Как мы показали, они были подготовлены небольшим ядром активистов. Чтобы "зажечь" народ, эти группы прибегали ко всем известным ныне техникам агитпропа и даже к манипуляциям. Но без гнева народа ничего бы не получилось.

Последний вопрос: а что будет после революции? Другими словами, что произойдет с этими народами через несколько лет? "Не попадут ли новые руководители в ту же колею, что и их предшественники, которые, следует напомнить, пришли к власти также на волне народных восстаний?" - спрашивает Жак Рупник, специалист по Восточной Европе центра международных исследований.

В Грузии, где Джордж Буш был принят как мессия, многие лидеры "восстания роз" 2003 года уже выступают с разоблачениями коррупции и милитаризма новой власти. Так что игра еще не закончена...


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Астане проходит III Всемирный курултай казахов с участием президента РК 30.09.2005
V съезд профсоюзов железнодорожников Казахстана выдвинул Нурсултана Назарбаева кандидатом в президенты РК 30.09.2005
Информация 30.09.2005
Глава ЦИК рассказал представителям дипмиссий о ходе избирательной кампании по выборам президента РК 30.09.2005
Белому дому стоит перенять опыт Казахстана 30.09.2005
Ведущие СМИ Казахстана объединяются в Хартию "За чистые выборы" 30.09.2005
"Слухи о запрете оппозиционных СМИ - политический трюк" 30.09.2005
Правительство планирует развивать химпром за счет выпуска конкурентоспособной продукции 30.09.2005
В деятельности Комитета по судебному администрированию выявлены нарушения Законов РК 30.09.2005
Президент разрушает традиции кумовства 30.09.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz