Сергей Козлов, "НП", 16 сентября
Страна вошла в новый предвыборный период. Общественная атмосфера приобрела особый, даже торжественный характер, когда любое действие или высказывание политика или общественника всякого калибра оценивается и расцвечивается уже совершенно по-иному, нежели в "обычном" политическом сезоне. Даже те, ("рядовые граждане"), кто имеет приблизительное представление о предвыборном раскладе в стране, с помощью воспаленных политических органов осязания явственно распознают два главных полюса противостояния, издающих наиболее чувствительные флюиды. Между ними спешат расположиться прочие, менее осязательно ощутимые статисты.
Некоторые из них входят в роль настолько, что на какое-то время чувствуют себя политическими вождями, лидерами, чтимыми народом авторитетами. Это состояние проходит нескоро, бывает, с годами. Но случаются персонажи, у которых это остается навсегда, несмотря на естественную скоропостижную политическую кончину сразу после сезона. Впоследствии эти сомнамбулы чрезвычайно разнообразят наш политический ландшафт просто своим присутствием, не говоря уже об их артистичном оформлении, скажем, парламентского или каком-нибудь партийного действа. Статист, выбранный пусть даже на третьестепенную роль, уже может считать себя сделавшим карьеру.
Предвыборные мероприятия свидетельствуют о том, что мы еще долго будем находиться в полосе политического межкультурья. Самая наглядная тому иллюстрация - съезды партий и предвыборные собрания. В них смешались традиции прежних партийно-профсоюзных форумов, с длинными, бессмысленными и оголтело-хвалебными речами, и новые плоды "политтехнологий", когда рутинное выдвижение кандидатов превращается в американизированное шоу, с группами задорно скандирующих наемных квакеров в ярких маечках, с разноцветными надувными шариками и флажками, с приглашением поп-звезд и т.п.
Жаркий сезон жатвы у политологов, спичрайтеров, пиарщиков или просто у тех, кому есть что и кого продать на этом предвыборном базаре. Его законы диктуют и конъюнктуру, при которой идеи или идеологические приоритеты не имеют абсолютно никакого значения. Все определяется солидностью заказчика и его способностью регулярно и в нужном объеме оплачивать обслуживание. Ничего личного.
"Мы пойдем на выборы, мы обязательно на них пойдем, хотя бы потому, что проголосуем против всех, чтобы показать им..." - голос с одной стороны. "Я никуда не пойду, дома дел много, а голосовать все равно беспо..." - это уже с иной стороны и в другой тональности. Свобода выбора - идти на выборы или нет - это хотя бы ощущение внутренней свободы. Тогда как сезоны - их ведь не выбирают, они от природы, у которой, как давно известно, нет плохих сезонов... |