Вадим Трухачев, Правда.Ру, 19 сентября
В Германии завершилось голосование на парламентских выборах. Вопреки ожиданиям, отрыв оппозиционной ХДС/ХСС от правящих социал-демократов оказался символическим, и ни одна из партий не набрала абсолютного большинства мест в бундестаге. Не смогли добиться большинства и представители коалиций – христианские демократы со "свободными" демократами, и правящие социал-демократы, и "зеленые". Таким образом, будущий партийный состав правительства страны пока неясен.
Как только начали поступать первые данные об итогах голосования, стало ясно, что наибольшее число голосов избирателей набрали консерваторы из ХДС/ХСС. Однако их отрыв от СДПГ оказался не впечатляющим – чуть более 2 процентов. Когда же было обработано подавляющее большинство протоколов избирательных комиссий, разрыв между фаворитами оказался и вовсе символическим. Так, по официальным данным, за ХДС/ХСС проголосовали 35,2% избирателей (в том числе ХДС - 27,8 и ХСС - 7,4), за СДПГ - 34,3%, за СвДП (свободных демократов) - 9,8%, за "левых" из Партии демократического социализма - 8,7%, за "зеленых" - 8,1%. Остальные партии набрали в сумме 3,9%.
Отметим, что на выборах в бундестаг применяется смешанная система – 299 депутатов избирается по партийным спискам и столько же - по одномандатным округам. Всего в бундестаге 598 мест, но для лучшего отражения расклада политических сил оно может быть увеличено – так, в этом бундестаге депутатов будет 614. В результате у ХДС/ХСС оказалось 225 мест (в том числе у ХДС - 179 и у баварской ХСС - 46), у социал-демократов - 222, у свободных демократов - 61, у "зеленых" - 51 и у левых из Партии демократического социализма - 54. В одном из одномандатных округов Дрездена предстоят довыборы, и фаворитом там считается представитель неонацистской Национально-демократической партии (НДП).
При таком раскладе сложилась патовая ситуация - ни социал-демократы, ни консерваторы не могут сформировать правительство не то что сами – даже в коалиции со своими традиционными партнерами из партии "зеленых" или СвДП соответственно. И действующий канцлер Герхард Шредер, и лидер ХДС Ангела Меркель объявили себя победителями выборов и выразили готовность занять пост канцлера. Однако каждому придется искать союзников в противоположном лагере. Вполне возможно, что ведущим партиям Германии придется пойти на создание "большой коалиции" в составе ХДС/ХСС и СДПГ, только и здесь Шредер и Меркель отказываются уступать друг другу пост канцлера. В свое время через подобное проходила Западная Германия, когда в 1966 году канцлером ФРГ стал представитель ХДС/ХСС Курт-Георг Кизингер, а вице-канцлером и главой МИД – социал-демократ Вилли Брандт. Правда, подобная коалиция просуществовала недолго, и уже в 1969 году полновесным канцлером стал Брандт.
Практически все немецкие газеты, независимо от политических симпатий, отмечают, что в стране возникла патовая ситуация и вскоре ее ждут новые досрочные выборы. Вот только некоторые заголовки: "Меркель станет канцлером, Шредер им останется" ("Зюддойче Цайтунг"); "Два проигравших хотят стать канцлерами". ("Вельт"); "Выборы без определенного победителя" ("Хандельсблатт"). "Дуэль с продолжением" ("Цайт"). Наиболее красноречиво написал таблоид "Бильд": "Война за пост канцлера. Шредер и Меркель в патовой ситуации". И все, говоря о новых досрочных выборах, ссылаются на опыт 1966-69 гг. Правда, Герхард Шредер категорически опровергает возможность создания "большой коалиции" в том случае, если консерваторов будет возглавлять Ангела Меркель.
Еще недавно казалось, что победа ХДС/ХСС, которая смогла завоевать большинство в бундесрате – верхней палате парламента, будет весьма убедительной. Цены в стране росли, безработица велика, и почва для недовольства политикой кабинета Шредера была существенной. Но огромную фору консерваторы умудрились свести практически к нулю. Главной виной тому – личность и точки зрения на ключевые вопросы Ангелы Меркель, которой окончание избирательной кампании можно явно занести в пассив. Во внутренней политике, критикуя социал-демократов и "зеленых", она предлагала типично социалистические меры вроде выхода из кризиса путем увеличения налогов. А во внешней политике выступила за сближение с США и не исключила возможность участия Германии в войне в Ираке – а это еще четыре года назад стоило ХДС/ХСС победы. Данные опросов весьма красноречивы – если бы выборы канцлера были прямыми, то Шредер получил бы 53% голосов, в то время как Меркель – только 40%. Немалую роль сыграла и ее восточногерманское происхождение – жители западной части страны все еще продолжают с недоверием относиться к гражданам бывшей ГДР.
Еще одним итогом выборов стала наглядная демонстрация растущей политической апатии немцев. Многие из них так до последнего дня и не определились с предпочтениями – они просто не видели особой разницы между консерваторами и социал-демократами не только во внутренней, но и во внешней политике. Уже давно социал-демократы готовы проводить политику сокращения налогов и размера социальных пособий, а консерваторы – роста социальных расходов.
Несмотря на разные подходы к внешнеполитическим вопросам, радикальных изменений в случае прихода к власти Меркель не предвиделось и здесь. "Заморозки на почве российско-германских отношений в связи с приходом Меркель возможны. Но они едва ли будут продолжительными. И вряд ли она захочет ввести немецкие войска в Ирак – 90% немцев против этого", - отметил за неделю до голосования бывший российский посол в Германии Игорь Максимычев.
Сенсация грянула и в рядах других партий. Так, СВДП и "зеленые" набрали несколько меньше голосов, нежели ожидалось, и, таким образом, не смогли обеспечить большинство мест в бундестаге своим старшим партнерам из ХДС/ХСС и СДПГ соответственно. Зато удивила Партия демократического социализма (ПДС). Наследница правившей в бывшей ГДР СЕПГ набрала свыше 8% голосов и уверенно преодолела 5-процентный барьер. Во многом это связано с разочарованием восточных немцев политикой как консерваторов, так и социал-демократов. В результате у ПДС оказался ключ к формированию правительства – в случае если Шредер позовет "левых" в свою коалицию, он сможет остаться полновластным канцлером Германии. В то же время сокрушительное поражение потерпела Национально-демократическая партия (НДП), которую не без оснований считают неонацистской. Это значит, что предпосылок для возрождения идей Гитлера, пускай и в несколько видоизмененной форме, в Германии пока мало.
Итоги выборов показали, что кто бы ни стал канцлером, полностью самостоятельную политику он проводить не сможет. И если во внутренних делах особой разницы между ХДС/ХСС и СДПГ не увидели даже немецкие избиратели, то во внешней она более очевидна. Ангела Меркель всегда выступала за сближение с США, критически относилась к России и симпатизировала войне в Ираке. Шредер же кажется куда более удобным для России, куда большим сторонником расширения Евросоюза и противником войны в Ираке. Кое-что во внешней политике страны поменяется – но не слишком многое. Скажем, судьбе газопровода по дну Балтийского моря приход ХДС/ХСС к власти мало угрожает, поскольку крупнейшие концерны страны "Рургаз" и БАСФ, подписавшие это соглашение, связаны именно с консерваторами. Да и с США не все так гладко – внутри ХДС/ХСС есть и сторонники сближения с Францией – прежде всего, баварцы-католики из Христианско-социального союза (ХСС). Да и не всем консерваторам нравится война в Ираке.
Таким образом, Германия оказалась на переломном этапе своего политического развития. Отличие друг от друга старых, традиционных партий постепенно сводятся на нет. Это свидетельствует о кризисе всей политической системы крупнейшей страны Евросоюза, выходом из которой может стать эволюция партий, смена лидеров и их программ. Особенно это касается ХДС/ХСС – консерваторы явно имеют проблему с лидерами, ибо уже второй раз (после 2002 года) они на финише по причине слабости лидеров (ранее – руководителя ХСС Эдмунда Штойбера) упускают победу, которая, казалось бы, уже находится в кармане. Оказалось, что фигуры, которая могла бы достойно заменить канцлера-объединителя Гельмута Коля, у них просто нет.
В итоге кто бы ни оказался канцлером – Шредер или Меркель – его опора в бундестаге будет весьма зыбкой. При этом бундестаг все-таки оказался скорее левым, а бундесрат – правым. Все законы станут следствием компромисса, ради чего будут выхолощены, а вся политика окажется подвержена значительным колебаниям. Поэтому выборы 18 сентября стали не окончанием бурных политических событий в Германии, а лишь их началом, что найдет отражение и во внутренней, и во внешней политике крупнейшей страны Евросоюза. |