"Жеты кун" / "Хабар", 18 сентября
На этой неделе в Алматы прошло заключительное выездное заседание Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества. Напомню, что в состав комиссии изначально были включены лидеры партий, а также парламентарии и руководители некоторых министерств. Сам формат подобного общественного диалога подразумевает широкие возможности для контактов самых разных политических сил, в том числе и явных оппонентов. Правда, лидеры оппозиции – в отличие от представителей своих региональных объединений – участвовать в работе комиссии отказались, что, впрочем, нисколько не сказалось на остроте дискуссий, которые охватили практически все важнейшие направления политических реформ. Рабочие группы комиссии подготовили целый ряд рекомендаций и программ, касающихся вопросов модернизации судебной системы, местного самоуправления и развития гражданского общества. Многие предложения комиссии уже обрели форму законопроектов и были переданы на рассмотрение в парламент и правительство. Уместно напомнить, что в скором времени комиссия получит статус государственной и возглавит ее лично президент страны. При этом Нурсултан Назарбаев не устает повторять, что двери комиссии по-прежнему открыты для всех общественных и политических организаций. О том, как проходило заключительное выездное заседание комиссии – Инна Малахова.
Программу политической модернизации Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества обсудила во всех областях Казахстана. Акценты расставило общественное мнение, - говорят ее члены. И в регионах, и в центре в заседаниях принимали участие представители разных социальных групп, политических течений, НПО, предприниматели, научная и творческая интеллигенция, ветераны, религиозные служители и председатели культурных центров. Исполнительная власть должна быть ответственней и ближе к народу. Пожалуй, это одно из самых частых замечаний, которые раздавались за круглыми столами. Законопроект о местном самоуправлении вызывал больше всего эмоций и предложений. А главное демократическое достояние, которое казахстанцы уже ценят, - это стабильность, - подытожил свои наблюдения руководитель выездной группы в Алматы Олжас Сулейменов.
Олжас Сулейменов, руководитель выездной группы Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества:
- Выше этого приоритета для нас нет, и этот приоритет мы будем отстаивать. Существуют разные политические течения в нашей общественной жизни, но если какое-то из них выступает против этого или может нанести вред этому процессу, то я против любого такого движения, потому что политическая конкуренция – это соревнование не личностей, а программ улучшения жизни народа.
Представители Национальной комиссии убеждены, что президентские выборы в стране должны быть абсолютно честными и прозрачными, как и предполагает демократическая модель развития. Еще один принципиальный вопрос, по которому Национальная комиссия обозначила свою позицию, – это борьба с коррупцией. Как отметил Олжас Сулейменов, комиссия подключит всю общественность к созданию национальной антикоррупционной системы. Предложения, как это сделать, уже есть.
Серик Абдрахманов, член Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества:
- В первую очередь, я считаю, надо сделать независимым суд, избирать судей, чтобы судьи были зависимы от общества, сейчас их назначает президент. 50 09 Второе – надо избирать акимов. Акимы – самые настоящие представители местного самоуправления. Весь мир лучше способа не придумал.
Поездки в регионы – как взгляд на общество изнутри, а не сверху. В национальной комиссии теперь знают, к какой политической модернизации готово общество.
Маулен Ашимбаев, заместитель Секретаря Совета безопасности РК:
- Можно, конечно, многие вещи сидеть писать в Астане – по местному самоуправлению, по обеспечению оптимального сочетания системы местного самоуправления с системой государственного управления. Но в то же время, вопрос, будут ли эти схемы, модели работать на местном уровне. Поэтому было очень важно для членов национальной комиссии посетить все области и на месте обсудить конкретные документы.
В качестве разработчика предложений по демократизации казахстанского общества комиссия доказала свою эффективность, - считают ее члены.
Гани Калиев, член Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества:
- Любая власть не может учесть все проблемы, которые есть в обществе, и в этой ситуации надо наверняка знать весь спектр мнений.
Обобщенные выводы лягут в совершенно конкретные законопроекты о суде присяжных и местном самоуправлении и предложения Национальной комиссии по судебному санкционированию арестов, децентрализации государственного управления и совершенствованию межбюджетных отношений.
Олжас Сулейменов, руководитель выездной группы Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества:
- Все наработки национальной комиссии в рамках общенациональной дискуссии нашли отражение и полную поддержку в докладе президента на открытии очередной сессии парламента, что подтвердило неизменность курса нынешнего руководства и последовательность действий, направленных на построение в Казахстане действительно демократического общества.
Олжас Сулейменов выразил сожаление, что эту работу игнорирует оппозиция. Сам он в комиссии недавно, но уже оценил ее значение.
Олжас Сулейменов, руководитель выездной группы Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества:
- Я здесь принимаю участие не с самого начала работы, но на нескольких заседаниях я присутствовал и понял, какую важную роль эта комиссия может сыграть в процессе демократических преобразований.
Гани Касымов назвал национальную комиссию "камертоном общественного мнения". Это значит, что результат по общенародному обсуждению демократических реформ должен быть оптимальным. В целом, по словам Олжаса Сулейменова, общественные и политические силы регионов поддерживают те направления политической модернизации страны, которые глава государства изложил в февральском послании.
Ведущий:
За время работы Национальной комиссии в печати неоднократно дискутировалась тема ее статуса и полномочий. Некоторыми политиками высказывались сомнения относительно эффективности механизма продвижения рекомендаций комиссии через правительство и парламент. Так ли это на самом деле? Подробнее об этом мы поговорим с руководителем одной из рабочих групп национальной комиссии, заместителем председателя Ассамблеи народов Казахстана - Сергеем Терещенко. Сегодня он – гость нашей программы.
- Сергей Александрович, участники Национальной комиссии в этом году провели очень много выездных заседаний и встреч в регионах. Можете ли Вы кратко обозначить круг основных проблем и вопросов, которые поднимались людьми на этих встречах. Вот, в Алматы - насколько я знаю - предприниматели жаловались на неправомерные действия местных чиновников. Какие проблемы затрагивались в других регионах?
- Я побывал в половине областей Казахстана. И надо сказать, что вопросы поднимаются самые разные. Ну, прежде всего, людей волнуют проблемы их повседневной жизни. Поэтому очень много вопросов к местным властям - проблемы обеспечения водой и электроэнергией, вопросы повышения цен, инфляция. Очень много вопросов по формированию гражданского общества. Люди неравнодушны, очень активно включаются в обсуждение этих вопросов. Всех также интересует закон о местном самоуправлении. Все считают, что такой закон жизненно нужен и сейчас развернулась полемика вокруг того, как, когда и где его вводить в первую очередь. Многие говорят, что самоуправление нужно вводить сразу и на всех уровнях – вплоть до районов. Комиссия высказала свое мнение – мы считаем, что нужно начинать на уровне аула, села и потом двигаться дальше.
Так что вопросов очень много и я вижу, что народ наш проявляет большое внимание к тем политическим реформам, которые проходят в стране.
- Я думаю, Вы знаете, что некоторые оппозиционные политики объясняют свое неучастие в работе Национальной комиссии тем, что ее рекомендации и предложения не продвигаются дальше разговоров. Так, во всяком случае, они объясняют свое неучастие. Скажите, есть ли какие-то конкретные программы или законопроекты, которые были подготовлены Национальной комиссией и которые бы Вы занесли ей в актив?
- Подход нашей оппозиции примерно такой же, как когда-то у большевиков, когда они решали "быть ли большевикам в Государственной думе"? Это неправильно, на мой взгляд. Трибуну Национальной комиссии можно было бы использовать для пропаганды своих идей. И для диалога тоже. и, кстати, во многих регионах представители оппозиционных партий приходили на наши заседания и мы с ними встречались. Например, в Усть-Каменогорске я встречался с представителями партии "Ак Жол" и коммунистами Абдильдина. В Семипалатинске была встреча с новым "Ак Жолом", новыми коммунистами. Они высказывали свою позицию и в их предложениях было немало ценного и рационального. Для этого, собственно, Президент и создал Национальную комиссию. А если говорить о том, что у нас якобы нет конкретных проектов, а только одни разговоры… Это неправда. Пожалуйста, я могу говорить о конкретных примерах. Первое. Вы знаете, что Президент поставил задачу провести выборы сельских акимов. Но это вошло в противоречие с готовящимся законом о местном самоуправлении. Поэтому, чтобы не получилось как в одной известной казахской поговорке "две головы барана в одном казане не уместятся" мы предложили отодвинуть по времени проведение выборов сельских акимов. Второе. Группа комиссии под руководством Максута Нарикбаева подготовила два очень важных законопроекта, которые внесены в парламент. Первый законопроект – о санкционировании судами ареста. Второй законопроект – о введении института присяжных заседателей. Третье. Большую работу проделала группа Дариги Назарбаевой, которая готовила проект закона "О местном самоуправлении". Этот законопроект уже в правительстве. Далее. Группа Владислава Косарева проработала концепцию "Гражданского общества". Она обсуждалась на всех заседаниях, была представлена на втором Гражданском форуме и теперь – после доработки – будет в скором времени внесена в мажилис. Сейчас также ведется работа по подготовке нового законопроекта "О СМИ". Моей группе поручена задача реформирования исполнительной власти. Это тоже большой вопрос. Так что обсуждаемые темы – все злободневные и я думаю, что оппозиция могла бы участвовать в разработке новых законов и внести в них свои предложения. Я считаю, что их неучастие – большая ошибка. А конкретные результаты, итоги есть и я о них я только что сказал.
- Статус Национальной комиссии - также один из дискутируемых вопросов. Президент недавно заявил, что лично возглавит Государственную комиссию, которая обобщит все предложения и рекомендации, сделанные вами и вашими коллегами. Означает ли это, что сейчас у комиссии все же нет эффективных рычагов влияния, чтобы провести свои предложения, скажем, через парламент?
- Я думаю, что комиссия подготовила так много серьезных предложений, что они уже могут рассматриваться как государственная программа реформ. Я думаю, что Президент совершенно правильно посчитал, что ему необходимо самому возглавить государственную комиссию, чтобы поднять уровень дискуссии на еще большую высоту. И опять же он оставляет за оппозицией право присоединиться к этой дискуссии – пожалуйста, приходите, будем обсуждать и работать вместе. И в его недавнем выступлении на открытии парламентской сессии эта позиция была четко обозначена. Это было сказано. Я не думаю, что у Национальной комиссии были ограниченные возможности. Комиссия проделала большую работу. Просто сейчас она выйдет на новый – более высокий уровень.
- Совсем недавно Президент предложил новый пакет политических реформ. Какие из них, на Ваш взгляд, необходимо реализовать в первую очередь? Вы знаете, что в обществе есть разные мнения. Кто-то говорит о первоочередности усиления функций парламента, кто-то предлагает быстрее перейти к выборности акимов, кому-то задачей номер один представляется введение самоуправления… А что считает наиболее важным Сергей Терещенко? Исходя из опыта личного общения с людьми в самых разных регионах Казахстана...
- Вы знаете, я думаю, что все эти вопросы нужно вести параллельно. И эта работа уже ведется. Нарабатывается, например, опыт избрания акимов. 12 сентября были проведены выборы акимов в сельских округах. Вот как нам выбирать акимов? Через маслихаты или прямым голосованием? Это вопрос, который требует обсуждения. Опыт маслихатов у нас уже есть. Избраны 4 акима. Второе. Вопрос усиления роли парламента. Ну, 14 лет назад – в октябре 1991 года – меня назначили премьер-министром. Назначил парламент – по представлению президента. После этого парламент стал тормозить работу правительства. И президент был вынужден взять часть функций на себя. А теперь – в майском своем указе – Президент обозначил, что профильных комитетах парламента будут утверждаться кандидатуры министров социального блока. Я думаю, что это будет расширяться и дальше. Парламент сейчас ставит вопрос о том, что надо усиливать контроль за исполнением бюджета. И это, кстати, записано в Конституции. Таки что роль парламента будет усиливаться. Закон о местном самоуправлении должен был быть принят еще в 1997 году. К сожалению, его принятие затянулось, за что некоторые политики нередко критикуют власть. Но что есть, то есть. Сейчас подготовлен проект закона. Мы считаем, что он очень удачный. Он внесен в парламент. Тут еще нужно понимать, что за один день всего не сделаешь. Мы сами считаем и люди нам об этом постоянно говорят (на встречах в регионах), что в политических реформах должна быть последовательность и постепенность. Это однозначно. Большинство людей так считает. Посмотрите на другие страны – там, где были цветные революции – их путь показал свою несостоятельность. Я не думаю, что нам это нужно!
- Спасибо, Сергей Александрович. |