АСТАНА. 10 октября. КАЗИНФОРМ
В последнее время отдельными средствами массовой информации публикуются либо озвучиваются результаты социологических опросов граждан Республики Казахстан, содержащих указание на то, за кого из кандидатов будет голосовать избиратель.
Публикация таких опросов в средствах массовой информации является преждевременной предвыборной агитацией. Об этом говорится в заявлении Генеральной прокуратуры РК.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 16.09.2005 г. № 17/38 утверждены Правила осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации и информационного обеспечения выборов Президента Республики Казахстан, объявленных на 4 декабря 2005 года. Согласно п.п. 2 п. 4 Правил, предвыборной агитацией в средствах массовой информации признается деятельность по выпуску (выходу в эфир) материалов средств массовой информации, содержащих указание на то, за кого из кандидатов будет голосовать избиратель.
В соответствии со ст. 27 Конституционного закона "О выборах в Республике Казахстан" предвыборная агитация начинается с момента окончания срока регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов.
Согласно ст. 59 Конституционного закона срок регистрации кандидатов заканчивается за сорок дней до дня выборов, т.е. 24 октября 2005 года, в связи с чем предвыборная агитация кандидатов может быть начата не ранее 25 октября 2005 года.
Таким образом, допускаемая отдельными СМИ публикация результатов социологических опросов, содержащих указание на то, за кого из кандидатов будет голосовать избиратель, является преждевременной предвыборной агитацией и влечет за собой ответственность по ст. 99 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.
В целях предупреждения нарушений законности, разъясняем, что собственникам и главным редакторам средств массовой информации необходимо воздерживаться от публикаций в печатных изданиях и озвучивания в эфире информации, носящей характер предвыборной агитации, до наступления установленного законом срока.
В соответствии с п. 9 ст. 28 Конституционного закона "О выборах в Республике Казахстан" при опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами (в предусмотренное законом время), СМИ обязаны указывать организацию, проводившую опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса. |