NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 21:04 ast
19:04 msk

Противоядие от "грязных технологий"
Применение во многих странах мира "грязных технологий" в ходе выборных кампаний во все времена имело и имеет место. Казахстан в этом плане не исключение. Поэтому данный вопрос приобретает исключительную значимость в преддверии объявленных на 4 декабря 2005 года выборов Президента страны
25.10.2005 / политика и общество

Жумабек БУСУРМАНОВ, "Казахстанская правда", 23 октября

Инициатива политического руководства страны, известных юристов, а также активной части гражданского общества по созданию различного рода движений и объединений наблюдателей, направленных на достижение объективных результатов в предстоящих выборах, свидетельствует о важности проблемы. Дело в том, что применение во многих странах мира "грязных технологий" в ходе выборных кампаний во все времена имело и имеет место. Казахстан в этом плане не исключение. Поэтому данный вопрос приобретает исключительную значимость в преддверии объявленных на 4 декабря 2005 года выборов Президента страны.

Отечественная практика правового реагирования на применение "грязных технологий" крайне скудна. В действующем избирательном законодательстве прописаны сроки и порядок рассмотрения заявлений о его нарушениях, а также круг субъектов, подвергающихся мерам ответственности. Кроме того, в соответствующих нормах Уголовного, Административного и Гражданского кодексов предусмотрены и конкретизированы виды мер государственного реагирования на незаконные методы осуществления избирательного процесса, отрицательно влияющие на свободу волеизъявления граждан, а также порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

В силу их достаточности эти вопросы остро не ставились при обсуждении законопроекта о выборах, которое длилось около восьми месяцев и прошло три чтения в Парламенте.

Споры касались в основном общеизвестных проблем: кем и как должны формироваться избирательные комиссии разного уровня (центральные, окружные, территориальные и участковые), прозрачности выборов (при этом некоторые под этим термином стали понимать прозрачность урн), использования автоматизированных информационных систем при голосовании, форм контроля за избирательным процессом, численности депутатского корпуса в высшем представительном органе страны и т. д.

Убежден, что актуальность этих общеизвестных проблем диктуется самой жизнью. В связи с чем проблема практической борьбы с применением грязных технологий должна перевестись в плоскость адекватного исполнения, соблюдения, использования и применения норм действующего законодательства. Иначе говоря, чистота реализации конституционного права на свободу волеизъявления зависит на сегодняшний день не от законодательства, а от правильного единообразного понимания правовых предписаний законов всеми субъектами избирательного права и единообразного применения их соответствующими органами, призванными организовывать выборы и стоять на страже законности.

Вся сложность проблемы как раз в этом и заключается. Законодательные инициативы необходимы на стадии выработки идей и концепций, а не тогда, когда уже принят закон. Ведь на этапе выдвижения плохих идей, которые невозможно запретить, можно вести борьбу путем выдвижения лучших идей. Когда момент упущен, любые потуги теряют всякий смысл.

В Казахстане еще мало примеров привлечения к юридической ответственности лиц, нарушивших избирательное законодательство. Мы еще не привыкли воспринимать правонарушения в этой важнейшей сфере прав как вопиющие, стоящие в одном ряду с тяжкими преступлениями и даже выше их. Для иллюстрации серьезности проблематики приведу пример из современной правовой практики Японии. Там во время амнистии, объявленной по поводу восшествия на престол нового императора Акихито, освобождению от дальнейшего отбывания наказания подлежали даже убийцы, но только не лица, виновные в совершении преступлений, связанных с проведением выборов.

В этом же плане интересен и уникален случай, когда за подтасовку результатов голосования был отправлен в отставку президент Южной Кореи. В 1964 году за преступное использование электронной аппаратуры для подслушивания в штаб-квартире демократической партии, организованное в ходе избирательной кампании с ведома президента США Р. Никсона, последний вынужден был подать в отставку вследствие угрозы импичмента.

Как видим, в современном мире нарушения демократии выборов встречаются часто. Даже в оплоте западной демократии - США - избирательные кампании не могут избежать противоправной практики организации клеветнических кампаний против конкурента, незаконного финансирования избирательных кампаний, политического шпионажа и пр. Причем развитое избирательное законодательство и демократический режим не гарантируют общество от попыток подобного манипулирования.

Распространение в Казахстане "грязных технологий" приводит к подрыву доверия населения к процедуре выборов, вызывает разочарование в возможности демократическим путем повлиять на осуществление власти и подрывает стабильность в государстве. Более того, "грязные технологии" могут стать одним из главных механизмов проникновения во власть нравственно и политически нечистоплотных лиц.

Под понятие "грязные избирательные технологии" подпадают известные методы прямого и недобросовестного манипулирования поведением избирателей и давления на конкурентов. К технологиям такого рода относятся как нарушающие букву закона, так и формально не вступающие в противоречие с действующим законодательством приемы. При этом следует иметь в виду, что методы ведения предвыборной кампании постоянно адаптируются к изменяющимся условиям, в том числе правовым. Поэтому борьба с некоторыми из "грязных технологий" исключительно путем внесения изменений в законодательство представляется достаточно трудоемким делом в силу частого использования "пограничных" технологий - избирательных методов, которые прямо и явно не нарушают законодательство. К ним можно отнести практику "клонирования" кандидатов или политических партий, использовавшуюся в ходе последних выборов в Мажилис Парламента РК.

Объектами применения "грязных технологий" являются избиратели или кандидаты-конкуренты, а целью их использования - обеспечение избрания определенного кандидата или недопущения избрания кандидата-конкурента.

Распространению "грязных технологий" во многом способствуют такие факторы, как:

- уменьшение эффекта от применения традиционных приемов предвыборной борьбы;

- перенасыщение электората агитационным материалом, вследствие чего он слабо воспринимается избирателями и не вызывает желаемой реакции;

- слабые различия в содержании предвыборных программных положений и обещаний кандидатов и многое другое.

Применению нечестных методов политической борьбы также способствуют недоработки и пробелы, допущенные законодателем в процессе подготовки и принятия избирательного законодательства и создающие возможность недобросовестного их использования для проникновения во власть. При этом может сохраняться внешняя легитимность и обоснованность такого проникновения. К числу таких упущений можно отнести:

- неоднородность и фрагментарность законодательной нормы, когда положения, регулирующие избирательный процесс, разбросаны по различным законодательным и подзаконным актам (постановлениям Правительства, инструкциям Центризбиркома и т.п.);

- неполноту и отсутствие санкции за нарушение или неисполнение закона;

- практику, когда принятие законодательных актов (например, об агитации в СМИ) не сопровождается внесением изменений в другие (закон о СМИ, УК, ГК.);

- появление норм, допускающих неоднозначное или расширительное их толкование ("иные действия, посягающие на честь, достоинство и деловую репутацию" каждый понимает по-своему);

- практику замены прямых норм отсылочными ("несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством") и др.

В условиях современной политической активности и мощного партийного строительства в Республике Казахстан "грязные технологии" проходят адаптацию к условиям нашего государства и его избирательного законодательства.

Уже в течение нескольких лет подобные технологии в той или иной степени пытались применять на выборах в органы всех уровней власти практически во всех регионах республики. При этом разновидности подобных технологий могут отличаться в разных регионах в зависимости от политической культуры избирателей, уровня абсентеизма, силы и авторитета политических группировок и т. п.

Нарушения могут совершаться на всех этапах избирательного процесса: на стадиях регистрации кандидатов, голосования, подсчета результатов выборов. Но наиболее уязвимой в части применения нечестных методов и избирательных манипуляций является стадия предвыборной агитации. Поэтому каждый гражданин самостоятельно должен уметь разбираться в тех приемах и способах воздействия, которые используются с целью внушения людям определенных идей и форм поведения. Среди них наиболее часто встречаются такие, как прямая подтасовка фактов, дезинформация, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, использование ярлыков для компрометации, подкупа, использование возможностей специальных технических средств и т. п. Избирательной практике прошлого века известен классический случай подкупа, когда кандидат в депутаты дарил каждому избирателю башмак на правую ногу, говоря: "Если я буду избран, то отдам вам и левый башмак". В наши дни подкуп, конечно же, осуществляется более изощренными способами.

Действующее законодательство республики о выборах устанавливает сроки проведения предвыборной агитации, условия участия в ней граждан и иных субъектов избирательного процесса, запретов и ограничений в осуществлении агитационной деятельности, а также ответственности за нарушение предусмотренного порядка проведения предвыборной агитации. Законодательство запрещает проведение предвыборной агитации с использованием определенных способов. Не допускается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, а также пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные избирательным законодательством.

Кроме того, законодательством запрещаются различные формы электоральной коррупции и подкуп избирателей, вручение денежных средств, подарков и иных материальных ценностей иначе как за выполнение организационной работы. Кандидаты в Президенты, их уполномоченные представители, иные лица и организации не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предоставления услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом.

Широкие возможности для применения методов, нарушающих выборное законодательство, как показал опыт избирательных кампаний, имеют кандидаты, получившие доступ к властным административным ресурсам и технологиям. В этом смысле в основе законодательной регламентации выборов должны лежать три основных правила.

Первое - это нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы, лояльность по отношению ко всем участникам.

Суть второго правила состоит в предоставлении всем равного максимального лимита финансовых расходов на проведение выборов и обеспечение равных возможностей для всех участвующих кандидатов.

Третье правило устанавливает принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты должны проявлять терпимость по отношению к соперникам и воздерживаться от некорректных действий.

Необходимо строго следовать следующим законодательно определенным принципам проведения выборов:

- демократической процедуры формирования составов избирательных комиссий;

- широкого и действенного общественного контроля за ходом выборов и подведения итогов голосования;

- строгой законодательной регламентации процедуры подсчета и суммирования голосов в избирательных комиссиях всех уровней;

- оперативности, гласности и транспарентности в освещении хода и итогов выборов;

- обязательной выборочной проверки правильности подведения итогов выборов;

- меры ответственности за нарушение процедур голосования и подсчета результатов выборов;

- защиты избирательной документации.

Соблюдение данных принципов может способствовать чистоте и прозрачности избирательного процесса, недопущению применения "грязных избирательных технологий" и нечестных методов осуществления политической конкуренции. И тогда мы, может быть, станем свидетелями того, как суд, не взирая на статус государственного органа и должностное положение лица, будет привлекать к юридической ответственности нарушителей избирательного законодательства. Подобные результаты остудили бы пыл некоторых, потерявших границы дозволенного претендентов на власть и их уполномоченных представителей, пренебрегать нормами закона и морали.

И в завершение. Выборы являются одной из самых эффективных легальных форм политической борьбы. Плюрализм идеологий и наличие многопартийности являются обязательной предпосылкой истинно демократического избирательного процесса. Проведение выборов на демократической основе и признание их юридической законности способны превратить их в инструмент достижения стабильности и согласия в обществе, предотвратить обострение социальных противоречий и конфронтации между различными политическими силами. И, наоборот, нарушение демократических норм в период избирательных кампаний неизбежно может привести, как показывает международный опыт, к различным социальным деформациям и игнорированию воли народа.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нурсултан Назарбаев принял участие во втором Конгрессе предпринимателей Казахстана 31.10.2005
Золотая "горошина" 31.10.2005
Ход работы по созданию СЭЗ "Онтустик" обсужден в Правительстве 31.10.2005
В единой команде 31.10.2005
Слова и музыка – инородные 31.10.2005
"Нужно провести выборы без "черного пиара" 31.10.2005
Яблоко от яблони 31.10.2005
Сасыккольский полтергейст 31.10.2005
Рабочий график Главы государства 28.10.2005
ЛУКОЙЛ и КазМунайГаз создают рабочую группу по ТЭО для совместного освоения северной части Каспия 28.10.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz