NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 06:32 ast
04:32 msk

Слова и музыка – инородные
Программа оппозиции содержит откровенный плагиат давно работающих государственных программ
31.10.2005 / политика и общество

Игорь НЕВОЛИН, "Литер", 28 октября

Текст основных направлений политической деятельности того, кто считает, что у него все получится, называется "Путем справедливости – к достойной жизни".

Пожалуй, это единственное, что можно назвать оригинальным из того, что вообще содержится в "манифесте" якобы единого кандидата от оппозиции.

Из всего последующего текста следует, что единственным "политическим воззрением" единого кандидата от всех демократических сил является противопоставление себя действующему президенту. И если бы в отечественной истории просто не оказалось лидера такой величины, то вообще не известно, из чего бы склеивался весь идеологический фундамент борцов с недостатками.

Данный тезис проходит "желтой" нитью практически по всем разделам программы. Причем касающимся не только политического устройства общества, но и социальных и экономических ее блоков.

Вместе с тем интересно, что глава "Открытая политическая система и эффективное государственное устройство", называется так, скорее всего, ради красивого словца. Поскольку после ее прочтения не только рядовой обыватель, но и даже человек, иногда задумывающийся над этими же вопросами, не сможет в тексте найти ни одного ответа.

А самым показательным намерением в деле борьбы за открытость и эффективное государственное устройство служит обещание ликвидировать в случае своей победы "прокурорский надзор за применением законов"(?). На фоне таких обещаний становится непонятно – то ли перед обнародованием единый кандидат не ознакомился с врученным ему текстом, толи просто не совсем разбирается в теме, даже несмотря на то, что длительное время работал в правоохранительных органах.

Тем не менее туякбаевское видение президентских полномочий, коих насчитывается всего пять (представление парламенту для утверждения кандидатуры премьер-министра; назначения с согласия парламента министров, руководителей оборонного и внешнеполитического ведомств, правоохранительных органов и спецслужб; внесение возражений на законодательные акты парламента; ведение вопросами внешней политики, обороны и безопасности; предоставление гражданства и политического убежища) трудно назвать оригинальным.

Дело в том, что подобных идей озвучено немало, и многие политики могут оспорить авторство такой инициативы.

С другой же стороны становится непонятным, с кем мы вообще будем иметь дело, доведись Туякбаю победить на выборах? Кто на его плечах рвется к реальной власти, которую и возьмет в свои руки, оставив избранному президенту куцый перечень прав и обязанностей?

Ответ на этот вопрос остается между строк послания. Несколько раньше я спрашивал лично у единого кандидата, будет ли он полновесным руководителем государства в случае победы? На что получил ответ: "Мы примем новую конституцию, в которой у президента останутся только представительские функции".

Откровенно радует то, что в результате политического демарша у кандидата проснулось гражданское сознание. Покинув парламент, не удосужившийся под его руководством принять уже набивший оскомину закон о местном самоуправлении, политик наконец прозрел.

Во всяком случае, на словах: "Для настоящей демократии непреложной истиной является положение о том, что народовластие начинается с организации системы местных органов власти…".

Но настораживает другое – в штабе кандидата считают, что формирование и внедрение местного самоуправления можно решить единым росчерком пера – воссозданием старых административно-территориальных единиц.

Этакий местечковый патриотизм. Как будто всесильный кандидат может вернуть страну в застойные советские времена с их системой хозяйственных связей и коммуникаций.

Для чего извлечен на свет данный тезис, наряду с очередной арией из оперы "про семнадцать тысяч тенге", единственная цель которой не экономическая целесообразность, а обыкновенный популизм, – ясно как божий день. Но этот номер вряд ли пройдет. Поскольку люди понимают, к примеру, на что тратятся средства, полученные от продажи энергоресурсов.

Действующий президент это наглядно продемонстрировал, значительно повысив жизненный уровень казахстанцев с низкими и средними доходами.

Документ изобилует термином "новая экономическая политика" (видимо идеологи ЗСК посчитали, что кроме них, Ленина никто в стране не читал), в результате исполнения которой осуществится само собой "…не менее чем в два раза сокращение разрыва между доходами наиболее богатых и бедных групп населения страны".

Но вождь мирового пролетариата хоть под каждое свое слово предлагал конкретные шаги и мало верил в то, что социальные проблемы будут решены раздачей фабрик рабочим и земель крестьянам. У неокоммуниста Туякбая (в таком случае скрытого конкурента другого кандидата – Абылкасымова) пока лишь позаимствованные и мало вяжущиеся с реальностью лозунги…

Лозунги да декларативная политэкономия. К примеру, отправить прямо в карман граждан 50 процентов налогов, поступающих от сырьевого сектора. И сделать это … с 1 января 2006 года!

Сами-то верите в реальность того, что обещаете? Или просто скопировали абзац из прошлогодней программы к парламентским выборам противостоявшей вам же партии, не обратив внимания на сроки исполнения?

Вообще же после ознакомления с предвыборными стансами человека, считающего себя главным конкурентом Назарбаева, возникают определенные предположения.

Первое. За годы работы в парламенте он мог просто оторваться от жизни.

Второе. Его просто "развели" на деньги некие мошенники от политтехнологий, всучив после оплаты привлекательный "цитатник".

Цитатник, в смысле понадерганных из других источников идей. Иначе как объяснить, что многие пункты его программы банально перекочевали из уже реализуемых госпрограмм (например, обещание до конца 2010 года обеспечить питьевой водой все населенные пункты страны с численностью населения свыше 500 человек)?

Этот пункт содержится в правительственном документе под названием "Чистая вода".

Та же картина наблюдается в обещании создания системы государственной поддержки бизнеса.

Умные вещи, чьей-то доброй рукой без зазрения совести перетаскиваются из давно уже существующих документов: "…необходимо до конца 2010 года завершить перевод армии на контрактную основу, оснастив ее высокотехнологичным оружием последнего поколения" – это из принятой в 2000 году Военной доктрины. Причем стилистика и орфография сохранены.

Туякбай в свете вновь открытых обстоятельств, конечно же, уверен, что "все, что мы предлагаем, реально осуществить". Еще бы! Это ведь все уже воплощается другими!

"…Этот документ вобрал в себя все лучшее из многолетнего опыта политической деятельности и интеллектуальных усилий отечественного демократического движения", – такая самооценка предвыборной программы сделана кандидатом.

Вполне возможно, что эксперты ей уже на днях дадут свою оценку. А через пару месяцев это сделают избиратели.

--

Государством управлять – это не в оппозиционные бирюльки "игратца"
Равиль Усманов, Диалог.Кз, 28 октября

Агитационный период начался (для меня, по крайней мере) с изучения многостраничной предвыборной программы Жармахана Туякбая. Только на следующий день в игру вступил предвыборный штаб Нурсултана Назарбаева, что можно было заметить по вывешенным в городе биллбордам с простым и милым каждому зарабатывающему казахстанцу языком чисел и нехитрым слоганом "Казахстан – только вперед". Короче говоря, кандидат-президент остался верен своим словам относительно минимального участия в предвыборной кампании, предоставив наглядную картину развития страны, которая уже заложена в различные программные инициативы Нурсултана Назарбаева как главы государства. Иными словами, работа президента не прекращается.

Начали за упокой

Конечно, в обществе существует социальный срез, которому хочется каких-то кардинальных перемен, однако эти люди не определились еще с тем человеком, который может удовлетворить эту их страсть – но, естественно, в исключительно позитивном смысле. Вот для этого "болота" (так кажется, предпочитает неопределившихся величать Сергей Дуванов?) и была сочинена предвыборная программа Жармахана Айтбаевича. Начинается она совершенно предсказуемо: типа, вы хотите перемен – получите и распишитесь ("Выборы 4 декабря станут не столько конкуренцией личностей, сколько противостоянием двух совершенно различных политических воззрений. Одно – идеологию авторитарной коррупционной системы и режима личной власти – будет представлять Н. Назарбаев. Другое – ценности демократического политического устройства, справедливого и открытого общества – предлагаю я, единый кандидат от демократических сил, поддержанный общенародным Движением "ЗА СПРАВЕДЛИВЫЙ КАЗАХСТАН""). Довольно короткое и все в революционных тонах вступление сменяется первой главой, в которой подробно расписывается "Системный кризис авторитарного режима". Первые два предложения звучат почти по Маяковскому: "Можно говорить много красивых слов. Но можно анализировать цифры и факты". А вот предлагаемый ниже анализ цифр и фактов удручает. Цифры берутся чуть ли не с потолка – сравниваются экономические показатели 1990 года и 2003-2004 годов, как будто не было кризиса, как будто страна все эти годы переживала неуклонный финансовый рост. Так не делается. Понятно, конечно, что аналитическая служба ЗСК привязывает всю историю независимого Казахстана к деятельности своего главного идеологического оппонента, но если уж по-честному, то надо брать первый президентский срок – с 1999 года. Но экономический и социальный рост государства в этом случае был бы только в пользу Н. Назарбаева, то есть исключительно позитивным. В то время как по логике доказательства превосходства Ж. Туякбая над соперником и предлагаемым Ж. Туякбаем новациям программа должна содержать негатив, который с 1990 года исходит от Н. Назарбаева. Словом, происходит типичная подмена понятий, забвению предаются те объективные факторы нашего развития, которые и виновны в определенных негативных моментах, что переживала наша республика. Однако винить в этом только действующего президента не честно – расписаться в собственных ошибках должны были и Жармахан Туякбай, и Алтынбек Сарсенбаев, и Ораз Жандосов, и даже Булат Абилов. Все эти господа в тот момент находились во властной обойме и в определенной степени причастны к негативу, а в чем-то даже виновны. А потому не следовало бы брать на вооружение столь замшелые схемы, из которых составлена первая глава.

Что касается судебного процесса, с легкой руки пиар-команды Кажегельдина получившего название "Казахгейт", который неуклюже притянут к тексту программы, то Жармахану Айтбаевичу, как человеку, в определенной степени юридически подкованному следовало бы поостеречься от обвинений на основании только того, что за океаном идет этот весьма странный судебный процесс. К тому же судят на нем Гиффена, а не кого-либо еще из тех, с кем работал сам Кажегельдин. Данный процесс далек от завершения (по версии предвыборной программы он оказывается вообще "начинающийся"), и выносить вердикт задолго до вердикта судьи, ведущего этот процесс, несколько преждевременно. А где гарантия, что Гиффена признают виновным? В каком свете тогда будет выглядеть юрист Туякбай?

Если завтра победа

В этой части анализа предвыборной программы Жармахана Туякбая мы решили чисто гипотетически представить, каким путем двинется наша республика, если завтра блок "За справедливый Казахстан" одержит победу. Ролевая игра, расписанные сценарии с проекцией на реальность… Так сказать, вариант "альтернативной истории", "если бы, да кабы". Собственно, фантазии большой и не требуется, все эти футуристические моменты содержит дальнейшая часть предвыборной программы Туякбая, мы просто представим, как это будет выглядеть в реальной жизни, а не на виртуальной бумаге.

"Для выхода из этого тупика мы в течение 2006 года проведем серьезную конституционную реформу, осуществим политические преобразования, направленные на модернизацию государства и общества. Только таким образом можно создать подлинно конкурентную рыночную экономику, проводить эффективную, направленную на реальное улучшение благосостояния граждан социальную политику, обеспечить соблюдение неотъемлемых прав и свобод казахстанцев"

Ну, мы уже говорили о том, что должности в будущей власти поделены. Всерьез рассуждать о том, кто чего заполучил, мы не будем – можно попасть впросак. Очевидно только, что Жармахан Туякбай станет президентом, а Галымжан Жакиянов – премьер-министром, не ниже. Впрочем, этого достаточно – первые два лица республики определились, что дальше.

"Вступая на путь демократии и народовластия, в первую очередь необходимо решительно отказаться от сегодняшних, коварных по форме и порочных по своему содержанию, конституционных положений о единстве государственной власти и статусе президента республики как особого института, стоящего над ветвями власти и обеспечивающего их функционирование", - говорится в предвыборной программе. Итак, конситуционная реформа – ни много, ни мало.

Первым делом реформируется главный законодательный орган страны – Парламент:

"В целях повышения ответственности и регулярной подотчетности депутатов перед народом выборы в высший законодательный орган необходимо проводить каждые четыре года. Парламент должен стать однопалатным, а, исходя из необходимости представления интересов всех слоев и групп населения, в его состав должны входить сто пятьдесят депутатов, избираемых наполовину по мажоритарной системе в одномандатных округах и наполовину по пропорциональной системе на основе партийных списков.

Помимо законодательных полномочий, Парламент должен получить право:

1) утверждать Премьер-министра, согласовывать назначение министров и других членов Правительства, контролировать их деятельность по исполнению законов и государственных программ;

2) утверждать республиканский бюджет и налоги;

3) заслушивать отчеты всех органов государственной власти;

4) образовывать специальные комиссии для проведения парламентских расследований по отдельным эпизодам деятельности органов власти и должностных лиц;

5) отстранять от должности Президента РК в случае нарушения им Конституции, государственной измены, казнокрадства, получения взяток или совершения иного тяжкого преступления;

6) назначать выборы Президента РК и общенациональный Референдум. Парламент должен принимать решения по составу Верховного Суда, Конституционного Суда, Высшего Судебного Совета, Правительства РК, Контрольной комиссии, Центральной избирательной комиссии, правления Национального Банка".

Напомним, это все – в течение одного только 2006 года. Словом, как только президент примет свои полномочия, он должен будет распустить действующий парламент. Почему распустить? Да потому, что нынешний, по неоднократным заявлениям оппозиции – нелигитимен. Следовательно, от него нужно избавить общество, назначив дату выборов нового парламента – не позднее конца осени-начала зимы 2006 года. На этом можно остановиться. На целый год жизнь в стране замрет. Почему? Да потому, что по нововведениям, которые Туякбай как кандидат обещает кардинально ввести в нашу жизнь в течение одного года, у парламента появляются огромные полномочия, вроде как для того, чтобы уравнять все ветви власти. А пока парламента в стране не будет, ничего развиваться не сможет. Даже Жакиянов – не сможет быть полноценным премьер-министром. Будет всего лишь исполнять обязанности, покуда новый парламент не утвердит его в должности. А может ведь и не утвердить. Ну а пока парламента не будет, с кем согласовывать состав правительства, верховного и конституционного судов, правление Национального банка?

Вполне может быть, что парламентские выборы ускорят. Как это будет выглядеть? Черт с этой мажоритарной системой – в регионах можно будет найти одиночек для выдвижения их в качестве кандидатов. Но вот как быть с партиями? Деятельность "Отана", "Асара", Гражданской и Аграрной партий и прочих, причисляемых оппозицией к "провластным" и "антинародным" запретят – уже сейчас бы запретили, будь на то воля. Из полноценных партобразований у оппозиции есть только коммунисты Серикболсына Абдильдина. В спешном порядке зарегистрируют "Алга". Две партии, придерживающиеся одной политической линии? Вот это и называется безальтернативные выборы. Особенно если учесть, что кандидатами на парламентские мандаты по мажоритарной системе будут практически наверняка региональные активисты ЗСК. А выхода только два: либо отказаться от проведения выборов, оставив прежний парламент, либо провести их. В первом случае оппозиция садится в очень глубокую и холодную в политическом смысле лужу – во-первых, легимитизируя нелигитимный по сегодняшним уверениям ЗСК парламент; во-вторых, давая политическую волю явным своим конкурентам, которые могут (почему бы и нет?!.) очень сильно осложнить жизнь новой власти. Во втором случае эта лужа будет менее глубокая – всего лишь неодобрение международных наблюдателей, которые явно учтут безальтернативность первых "независимых и честных выборов".

Впрочем, какой путь не был бы избран, на неопределенный срок (полгода, как минимум) страна замрет в ожидании парламентских выборов. И новый президент, по сути, сходу попадающий в режим И.О. не сможет в полной мере управлять государством, поскольку в предвыборной программе четко описаны новые возможности главы государства:

"1) Представлять Парламенту для утверждения кандидатуру Премьер-министра;

2) назначать с согласия Парламента министров, руководителей оборонного и внешнеполитического ведомств, правоохранительных органов и спецслужб;

3) вносить возражения на законодательные акты Парламента;

4) ведать вопросами внешней политики, обороны и безопасности;

5) предоставлять гражданство и политическое убежище". И все. Никаких указов имеющих силу закона, никаких инструментов для управления страной в кризисной ситуации. А отсутствие ключевой важности государственного института – это кризисная ситуация, которая приведет к ухудшению инвестиционного климата. Во-первых, ухудшатся политические риски, которые сейчас низки благодаря государственной стабильности. Во-вторых, новая команда топ-менеджеров, которая придет во власть, будет лишь И.О., а не полноценными руководителями до тех пор, пока новый парламент не утвердит их в должности. А это очень низкий уровень ответственности, зато полномочия те же самые. Где гарантия, что в условия практически безответственности новая команда не примется использовать свое служебное положение не по назначению? Гарантии нет никакой. Усугубляется все это реформированием судебной системы, которая так же невозможна будет без вступления в игру нового парламента. Короче говоря, как минимум на полгода республика останется без двух ветвей власти с недоразвитой третьей.

И в этих условиях президент объявит о выборности акимов всех уровней? Он должен быть просто умалишенным. Во-первых, это невозможно в принципе. Во-вторых, такое количество расходов на выборы (парламент, судьи, акимы) истощит бюджет настолько, что о социальных пособиях можно будет попросту забыть. В-третьих, повсеместные и частые выборы могут привести к взрыву социальной напряженности (а она будет – вспомните о забытых социальных нуждах) – и в итоге к бунту и перевороту. Об экономических преобразованиях, предусмотренных в предвыборной программе Туякбая, рассчитанных на ближайшие пять лет, можно забыть.

Итог

Словом, предвыборную программу Жармахана Туякбая можно охарактеризовать либо как популистскую, либо как нереальную. Первый нелестный эпитет появляется в том случае, если команда Жармахана Туякбая, накропавшая эти 71 800 знаков, знала о невыполнимости обещаний, заключенных в тексте. Если же специалисты из ЗСК искренне уверены в выполнимости обещаний, то стоит серьезно задуматься об их профессиональном уровне и соответствии этой команды тем задачам, которые предстоит решать "президенту Ж. Туякбаю" в случае его "победы на выборах". Все таки, управлять государством – это не в оппозиционные бирюльки "игратца".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нурсултан Назарбаев принял участие во втором Конгрессе предпринимателей Казахстана 31.10.2005
Золотая "горошина" 31.10.2005
Ход работы по созданию СЭЗ "Онтустик" обсужден в Правительстве 31.10.2005
В единой команде 31.10.2005
Слова и музыка – инородные 31.10.2005
"Нужно провести выборы без "черного пиара" 31.10.2005
Яблоко от яблони 31.10.2005
Сасыккольский полтергейст 31.10.2005
Рабочий график Главы государства 28.10.2005
ЛУКОЙЛ и КазМунайГаз создают рабочую группу по ТЭО для совместного освоения северной части Каспия 28.10.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz