Александр Кынев, "Известия", 15 ноября
Любые новые выборы на постсоветском пространстве в последнее время связаны с ожиданием новых "цветных" революций. Часть неискушенной общественности ожидала чего-то подобного от парламентских выборов в Азербайджане, но, как теперь вполне понятно, не дождалась.
Результат азербайджанских выборов является лишним доказательством того, что причины "оранжевых революций" кроются не только в объективных, но и в субъективных фактах. Для того чтобы произошла дестабилизация, недостаточно, чтобы экономическое положение страны было кризисным (кстати, и украинская экономика перед "оранжевой революцией" демонстрировала уверенный рост, каким бы ни был реальный объем этого роста). Ключевой причиной революций является неадекватное поведение правящей элиты и ее лидера, степень его личной непопулярности. Именно непопулярность руководства страны, его моральная изношенность и, как следствие, недоверие к самим государственным институтам делают возможным всплеск недовольства политически активной части населения в случае явного несоответствия реального отношения к власти и объявленных результатов выборов. Соответственно заведомо утопичными выглядят любые разговоры как об "оранжевой революции" в нынешнем Азербайджане, где вполне популярен Ильхам Алиев и у оппозиции нет равноценной фигуры, так и об "оранжевой революции" в Казахстане, где, без сомнений, 4 декабря вновь станет президентом Нурсултан Назарбаев.
То, что представители ОБСЕ отметили существенные нарушения на азербайджанских выборах, совершенно нормально. Отвечающих всем западным канонам выборов на территории СНГ пока, увы, не бывает в принципе. Так что реакция ОБСЕ была заранее ожидаема и прогнозируема и имела отчасти "воспитательное значение" - чтобы власти страны знали "свое место" и понимали, что за их действиями происходит тщательное наблюдение. В то же время довольно показательно, что в Азербайджане не было массового десанта международных наблюдателей от NDI, ENEMO - организаций, сыгравших значительную роль в признании нелегитимными украинских президентских и киргизских парламентских выборов. Это означает, что США, по большому счету, на азербайджанских выборах устраивал любой результат. Не стоит забывать, что Алиев, как и Назарбаев, в целом не только популярный, но и прозападно ориентированный президент, совершенно лояльный в отношении как крупнейших западных инвестиционных компаний, так и того курса, который проводит американская дипломатия в Центральной Азии. В условиях крайне сложного положения в Ираке и обострения ситуации вокруг Ирана новый очаг нестабильности не нужен никому.
Симптоматично, что власти Азербайджана выразили готовность устранить многие из выявленных международными наблюдателями нарушений и даже приняли решение об аннулировании результатов по двум избирательным округам, в частности по тому, где было заявлено о проигрыше пpедседателя Hаpодного фронта Али Кеpимли. Ильхам Алиев показал способность к политическим компромиссам, готовность не "дожимать" до конца, а идти на переговоры в разумной степени, где надо отступать и признавать ошибки. Крайне важно, что он сам первым начал борьбу с коррупцией в азербайджанском руководстве. Именно коррупция, по мнению большинства экспертов, сегодня является главной проблемой страны. Бесспорно и то, что по сравнению со всеми выборами в Азербайджане за последнее десятилетие минувшие выборы парламента были наиболее свободными и реально конкурентными, а полученное оппозиционными и независимыми кандидатами количество мандатов является самым большим за современную азербайджанскую историю.
Пример Азербайджана говорит и о том, что сын президента, ставший главой государства, не всегда оказывается самым плохим вариантом, особенно в кланово-патриархальном обществе с сильными авторитарными традициями. |