NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 06:27 ast
04:27 msk

"Новая экономическая политика" Ж.Туякбая
Недоумение вызывают предложения по использованию доходов от сырьевого сектора экономики Казахстана. Авторы не совсем правильно трактуют категорию "природная рента", смешивают налоги на деятельность добывающих компаний и природную ренту
16.11.2005 / политика и общество

Думаем.Ру, 15 ноября

Республика Казахстан располагает таким природно-ресурсным, научно-технологическим, производственным и человеческим потенциалом, которого не найти в большинстве стран мира. Этот потенциал обеспечивает Казахстану уникальный шанс для того, чтобы занять достойное место в мировом сообществе. Главное сегодня – создать условия для выхода и закрепления страны на траектории устойчивого развития, которое обеспечивает социальную и политическую стабильность общества, экологическую безопасность и сохранение природных ресурсов для будущего поколения.

Политика нынешнего руководства республики направлена только на защиту социально уязвимых слоев населения и носит оборонительный характер. Новая политика должна быть активной и направленной на уменьшение разрыва между сложившимся уровнем потребления материальных благ и услуг и стандартами потребления, характерными для нарождающегося среднего класса.

С этих позиций предвыборная программа Жармахана Туякбая производит впечатление взвешенного документа, направленного на качественную модернизацию казахстанского общества. Однако при внимательном прочтении выявляется отсутствие строго сформулированной стратегической цели преобразований, приоритетности поставленных задач и средств их реализации.

Нужно сделать скидку на то, что Жармахан Туякбай как претендент на пост президента страны не располагает ресурсами для разработки детальной программы. Тем более важным становится ее принципиальное отличие от программ других претендентов и действующего президента. Но уже очевидно, что конкретных программ нет ни у одного из претендентов, за исключением Алихана Байменова, а программные выступления Нурсултана Назарбаева требуют отдельного рассмотрения тем более, что отдельные предложения вряд ли могут быть реализованы в рамках проводимого им социально-экономического курса и не совсем отвечают требованиям устойчивого развития страны и формирования зрелого гражданского общества.

Нужно сразу отметить, что основные положения программы Ж.Туякбая принципиально не отличаются от программы модернизации, предложенной действующим президентом.

В экономической части программы "Новая экономическая политика" обращает внимание определенный налет популизма. В частности, это относится к тезису о восстановлении социальной справедливости путем одноразового и бесплатного наделения сельских жителей земельными участками.

Как известно, разработчики нынешней оппозиционной программы в свое время принимали самое непосредственное участие в принятии действующего Земельного кодекса. Независимые эксперты уже на стадии обсуждения этого документа неоднократно указывали на социально-экономические, политические и экологические последствия его принятия, главное среди которых - массовое обнищание и закабаление сельских тружеников. Это неизбежный процесс, т.к. институт частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения приводит к концентрации земель у более эффективных собственников и отчуждению земельных участков у слабых товаропроизводителей.

Бесплатная раздача земельных участков сельским жителям, которые не располагают современными средствами для ведения сельского хозяйства, заведомо обречена на неудачу и приведет к деградации сельского хозяйства. Чтобы этого не произошло, необходимо одновременно с раздачей земли ставить вопросы обеспечения сельских тружеников необходимой техникой и оборудованием. Однако меры, направленные на поддержку сельского хозяйства, предусмотренные в разделе "Сельское хозяйство и село", касаются в основном облегчения доступа к финансовым ресурсам. Можно гарантировать, что при первом же неурожае большинство мелких сельских товаропроизводителей будут обанкрочены и земли вновь сконцентрируются в руках владельцев коммерческих банков.

Кардинальное решение земельного вопроса существует. Наряду с государственной и частной собственностью на земли сельскохозяйственного назначения, необходимо признать и общественную собственность, которая может стать основой для создания коллективных хозяйств.

Вызывает возражения и механизм ограничения размеров сельскохозяйственных участков. Для эффективного ведения сельского хозяйства с соблюдением современных технологий большое значение приобретает размер сельхозугодий. При малых объемах резко увеличиваются затраты на производство сельскохозяйственных продуктов, резко снижется производительность техники. Ограничить размеры землевладений сверху можно чисто экономическим путем – введением земельного налога, ставка которого определяется на основе земельной ренты. В этом случае быть владельцем земельных участков, не используя их по назначению, становится невыгодным, т.к. налоги будут такие же, как и при их использовании.

Отмечая, что концентрация земли в руках крупных землевладельцев произошла незаконным путем, авторы программы, тем не менее, признают ее легитимной. Это видно из того, что излишек земель предполагается выкупить за счет государства, т.е. нас - налогоплательщиков и избирателей.

Такой подход предлагается применить и к другим незаконно приватизированным объектам государственной собственности. В соответствии с замыслом программы, реприватизации подлежат предприятия природоэксплуатирующих отраслей и естественных монополий, правительственные объекты. Причем процесс реприватизации состоит в выкупе этих объектов государством. Почему в этот перечень не попали предприятия перерабатывающей промышленности, торговли и других отраслей не понятно.

Следовательно, в сфере восстановления социальной справедливости радикализм программы состоит в легализации отдельных незаконно приватизированных объектов путем их выкупа по решению суда, да и то, только в некоторых сферах.

Авторы программы, на наш взгляд, не имеют четкой концепции казахстанской экономики и роли государства в ее развитии и повышении эффективности. Предложения авторов программы ничем принципиально не отличаются от правительственных программ, которые также не выдерживают серьезной критики.

Например, выделение "сырьевого" и "несырьевого" секторов экономики. В правительственном варианте – "нефтяного" и "ненефтяного" секторов. Такое выделение, как правильно отмечается в программе, нужно при проведении прогнозно-плановых работ и формировании стратегии развития казахстанской экономики. Однако из последующего текста видно, что разработчики программы придерживаются преимущественно сырьевой политики развития страны, только в несколько меньших масштабах.

Недоумение вызывают предложения по использованию доходов от сырьевого сектора экономики Казахстана. На наш взгляд, авторы не совсем правильно трактуют категорию "природная рента", смешивают налоги на деятельность добывающих компаний и природную ренту. В программе вопрос об изъятии природной ренты сведен к изъятию 50% налоговых поступлений с последующей ее раздачей всему населению. Это является чистым популизмом и приведет только к росту цен. Другую половину налоговых поступлений предполагается использовать на развитие социальной сферы и инфраструктуры.

Дополнительные налоговые поступления от добывающего сектора казахстанской экономики, полученные за счет превышения фактических цен над прогнозными, предлагается направить в создаваемый бюджетный стабилизационный фонд. Повышение прозрачности контрактов, запрет использования трансфертных цен и другие предлагаемые меры, по замыслу авторов, приведут к росту доходов от сырьевого сектора.

Неверная трактовка экономической категории "природная рента" привела к искаженному подходу в оценке рентных доходов и направлениях их использования. Сущность природной ренты состоит в том, что ее величина не зависит ни от мировых, ни от внутренних цен. Эта величина относительно постоянна и зависит только от горно-геологических, географических, физико-химических и других условий, которые не являются результатом хозяйственной деятельности человека. Поэтому вопрос должен был бы поставлен так – изъятие природной ренты в пользу казахстанского народа. По нашей оценке, в Казахстане ежегодно образуется природная рента на сумму не менее 1 млрд. долларов, которая присваивается владельцами и менеджерами добывающих компаний. По скромным подсчетам суммарная природная рента, присвоенная компанией "Тенгизшевройл" за годы ее деятельности составляет около 4-5 млрд. долларов и она сопоставима со всеми инвестициями компании, т.е. затраты компании в добычу уже окупились.

Природная рента должна использоваться в интересах всего казахстанского народа, она может составить финансовую основу местного самоуправления, но ни в коем случае, не должна просто раздаваться каждому гражданину республики.

О недостаточной проработанности экономической программы говорит и то, что в отношении многих отраслей, кроме добывающих и естественных монополий, авторы отделались общими фразами. В частности, мыслью о том, что будут созданы 1,5 млн. рабочих мест, но каким образом, в каких сферах деятельности? Этот и многие другие вопросы остаются за пределами программы.

Важно отметить, что экономической программе Ж.Туякбая присущи те же принципиальные недостатки, что и правительственным программам по развитию перерабатывающих отраслей промышленности республики. В частности, слабое развитие малого бизнеса и недостаточность предложения отдельных товаров и услуг объясняются административными барьерами, коррупцией и другими факторами, которые играют важную, но не определяющую роль. Определяющим фактором является, на наш взгляд, низкий совокупный спрос, главным образом низкий платежеспособный спрос населения.

Предлагаемое увеличение средней заработной платы до 70 тыс. тенге к 2010 году не решает проблемы резкого роста платежеспособного спроса. При среднегодовой инфляции на уровне 5% реальная заработная плата увеличится в 1,5 раза, при 8% - в 1,35 раза, т.е. эти цифры сопоставимы с ростом реальной заработной платы за последние годы.

Заслуживает внимания намерение авторов программы увеличить заработную плату бюджетникам и довести ее до уровня 70 тыс. тенге в месяц.

Одновременно предполагается увеличение бюджетного финансирования развития инфраструктуры в 3 раза, ежегодное выделение 50 млрд. тенге на поддержку малого бизнеса, ежегодное снижение налогов для предприятий перерабатывающего сектора. Но из каких средств? Как мы видели выше, налоговые поступления добывающего сектора направляются на выплату денежных средств населению, на целевое финансирование выбранных секторов - социальную и производственную инфраструктуру. В этой связи резко сокращаются бюджетные доходы и растут расходы государства. Результатом будет резкий рост бюджетного дефицита.

Главным недостатком экономической части программы Ж.Туякбая является отсутствие внутренней согласованности экономической части с другими разделами программы. Сохранение критериев и приоритетов социально-экономической политики, которая проводится в Казахстане с 1990 г., показывает, что эта программа практически ничем не отличается от программ других претендентов, отсутствует также действенный механизм реализации ее основных положений.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Указом Главы государства назначены депутаты Сената Парламента РК третьего созыва 30.11.2005
Спикер сената РК призвал участников выборного процесса к неукоснительному соблюдению законодательства 30.11.2005
Казахстан в пять раз лучше Украины 30.11.2005
Ход реализации проекта по строительству межрегиональной ЛЭП рассмотрен в Правительстве 30.11.2005
Продавцы демократии 30.11.2005
Оранжевое на голубом 30.11.2005
Но пасаран! 30.11.2005
Зуб за президента 30.11.2005
Ерсаин Еркожа выходит из состава центрального Совета движения "За справедливый Казахстан" 30.11.2005
"Воины-интернационалисты не поддадутся провокациям деструктивных сил" 30.11.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz