NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 17:17 ast
15:17 msk

Бойтесь популистов, беды приносящих...
Е.Ертысбаев: Сегодня, когда Казахстан на подъеме, экономика показывает высокие темпы роста, а бывшие приватизированные предприятия страны, модернизировав и расширив свои производства, уже котируются на мировых биржах, кому-то из полукрасных олигархов не хочется созидать, вкладывать свои инвестиции, передовой менеджмент, просто кропотливо и ежедневно работать, а хочется захватить готовое
18.11.2005 / политика и общество

Ермухамет Ертысбаев, советник президента, "Экспресс-К", 17 ноября

Изучение предвыборных платформ кандидатов в президенты Республики Казахстан, не включая программу действующего главы государства, основные направления внутренней и внешней политики которого общеизвестны и в комментариях не нуждаются, показало как различие, так и сходство позиций многих из них по различным направлениям.

В предвыборных платформах многих кандидатов в большей или меньшей мере присутствует политическая риторика.

Но что отличает по-настоящему зрелых и компетентных политиков, это то, что их предвыборная платформа взвешенна и имеет реальную экономическую и социальную основу для реализации, выполнимые задачи.

Учитывая, что отдельные из кандидатов имеют большой опыт во власти и непосредственно сталкивались с экономическими процессами, имеют более или менее сильные команды, их предвыборные обещания, даже если они продиктованы соображениями сиюминутной политической выгоды, незабытых обид, выглядят непрофессионально и даже, в отношении сограждан, более чем беспринципно.

Это наглядно проявилось в предвыборной программе Жармахана Туякбая "Путем справедливости - к достойной жизни", которую люди, искушенные в политике, уже называют "путем передела". Программы человека, который никогда не занимался экономикой, и бывших во власти экономистов, которые сегодня практически отказываются от своих "либеральных убеждений", но и предложить взамен ничего толкового не могут.

Без сомнений, это хороший ход: 70% программы является плагиатом того, над чем работают сегодня государственные органы.

Компиляция существующих наработок, игра цифр могут, наверное, впечатлить. Но на самом деле у аналитиков и практиков это вызывает улыбку.

Тогда на чем же построена альтернативная программа оппозиции, прежде всего ее "новая экономическая политика", в чем ее реформаторский курс?

Первое - практически отрицание тех либеральных экономических реформ, которые Казахстан проводил с момента обретения независимости: разгосударствления и приватизации госсобственности, формирования сильного частного сектора и развития предпринимательской инициативы.

Но здесь у оппозиции происходит буквально раздвоение личности.

Ее "красная" часть - за возврат в государственную "социалистическую" собственность всех крупнейших предприятий страны, а в целом, исходя из анализа программы, в показавшую свою несостоятельность "советскую систему".

А олигархическая, ранее сколотившая себе состояние на обескровливании государственных предприятий, через кабальные банковские кредиты и имеющая большой опыт такой "приватизации", - за последующую распродажу половины акций всех этих предприятий на фондовой бирже, считай, своим аффилированным финансово-промышленным группам.

"Пятьдесят на пятьдесят" - такова формула беспринципного красно-олигархического компромисса, прикрываемого лозунгом восстановления социальной справедливости передела собственности.

По сути своей, оппозиция этим хочет подорвать фундамент всего того, что страна, народ Казахстана в течение пятнадцати лет строили и добились сегодняшних успехов.

Правительство все эти годы в разных составах проводило в жизнь идеологию президента страны, направленную на создание рыночной, социально ориентированной экономики, демократизацию основ государственного управления.

По простой, но верной схеме - сначала экономика, потом политика.

Все проведенные радикальные рыночные реформы, результаты которых мы сегодня ощущаем и по праву ими гордимся, - банковская, пенсионная, жилищная и другие - не прошли бы без сильной политической воли главы государства.

Парламент тех лет, как и во всех странах СНГ, держался еще на постсоветской идеологии, и только решительность главы государства, взявшего на себя всю ответственность, позволила провести в жизнь правоцентристские либеральные ценности.

Уникальность казахстанского опыта, который еще будут изучать в мире, в том, что мы провели самые болезненные, но нужные реформы в самое тяжелое время. С этим столкнулась сегодня Российская Федерация, где необходимые реформы в социальной и жилищно-коммунальной сферах так и не проведены.

С этим столкнутся наши ближайшие соседи, у которых на заре независимости экономическая ситуация была гораздо лучше, чем у нас, но сегодня они намного отстали как в динамизме реформ, так и по потенциалу своей экономики.

Но сегодня люди, которые также принимали участие в этих процессах, с одной стороны, пытаются обвинить президента в том, что что-то сделано не так, с другой - присвоить себе славу маститых экономистов.

Но авторитет многих из них формировался за счет доверия и политического веса президента страны, политического чутья главы государства, в то или иное время привлекавшего к управлению тех или иных специалистов, взрастившего их как профессионалов, давшего им карт-бланш, который те, однако, не смогли реализовать.

Возьмем, например, вопросы приватизации. Мы все помним те предприятия, которые десять лет назад стояли без дела, в разворованном состоянии, доведенные до банкротства.

Некоторые из оппозиции начинают апеллировать, что какие-то предприятия проданы дешевле, чем они есть.

Хорошо об этом говорить сегодня, а в те времена они не были нужны никому с устаревшим оборудованием, без оборотных средств, с "красными директорами", которые занимались разворовыванием того, что осталось, а не поиском новых рынков сбыта, и доведших эти предприятия до банкротства.

Легко размышлять об этом, когда сегодня в стране своевременно выплачиваются пенсии, заработная плата, нет галопирующей инфляции, обесценивающей все сбережения, не отключают электроэнергию и не мерзнут целые города.

Когда было плохо, инвесторы пришли в Казахстан. И вне зависимости от происхождения, никто не заглядывал в пункт 5 их паспортов, они помогли Казахстану, вдохнув жизнь в наши затухавшие предприятия, вложив в них на свой страх и риск миллиарды инвестиций, конечно, имея и свой интерес.

Но все эти предприятия сегодня работают успешно, создают новые рабочие места, платят достойную заработную плату, налоги, которые формируют основу нашего бюджета.

До сих пор отдельные крупнейшие предприятия в соседних странах находятся в разрушенном состоянии, потому что эти страны не смогли вовремя адаптироваться к рынку, не создали тот инвестиционный климат, который дал бы возможность им подняться.

Сегодня, когда Казахстан на подъеме, экономика показывает высокие темпы роста, а бывшие приватизированные предприятия страны, модернизировав и расширив свои производства, уже котируются на мировых биржах, кому-то из полукрасных олигархов не хочется созидать, вкладывать свои инвестиции, передовой менеджмент, просто кропотливо и ежедневно работать, а хочется захватить готовое.

Сегодня часть оппозиции, которая напрямую представляет интересы отдельных финансово-промышленных групп, заявляет о своих притязаниях на ту или иную собственность. И этот перечень они перечислили в своей программе под лозунгом возвращения в государственную собственность, а по сути для последующего передела в своих интересах.

Это уже наши соседи проходили и проходят сейчас - методы отбора известны всем. Украина, Кыргызстан тому пример.

Если там отбирают крупнейшие предприятия, что говорить о малых и средних.

К чему же ведет политика оппозиции?

Первое. К подрыву репутации Казахстана как страны с самым благоприятным инвестиционным имиджем на всем постсоветском пространстве и ухудшению геополитического положения страны.

Разрыв контрактов сразу приведет к разрушению сложившихся хозяйственных связей, оттоку иностранных инвестиций, закрытию филиалов, представительств иностранных компаний, развивающих свой бизнес в Казахстане, что на десятилетия отбросит страну назад.

С другой стороны, крупные иностранные инвесторы - США, Китай и другие - будут отстаивать свои интересы, что создаст крайнюю внешнеполитическую напряженность для страны.

Второе. К расколу в обществе, неуверенности в завтрашнем дне, отсутствию доверия бизнеса к гарантиям собственности и бегству капитала.

Казахстан не может и не должен позволить себе разрушить годами формируемый инвестиционный климат, гарантии собственности и надежности заключенных контрактов.

Мы видим Казахстан через создание новой добавленной стоимости, а не путем передела.

В 2008 году по сравнению с 2000 годом экономика Казахстана удвоится, а к 2015 году более чем утроится.

Не путем передела, а путем созидательной работы, через реализацию президентской стратегии индустриально-инновационного развития, направленной на диверсификацию экономики страны, отхода от нефтяной зависимости и развитие малого и среднего предпринимательства.

Именно того, о чем не сказано в программе оппозиции, потому что у нее, несмотря на наличие в команде "маститых экономистов", отсутствует внятная экономическая программа, кроме популистских и, соответственно, не заслуживающих внимания лозунгов по переделу собственности, раздачи нефтяного фонда.

По сути, все предложения оппозиции по увеличению расходов на образование, здравоохранение, социальное обеспечение сводятся к слепому копированию мер, предусматриваемых тремя главными социальными программами президента, со слепым умножением их целевых индикаторов в 10 раз.

Но представители оппозиции, работавшие в правительстве, не могут не знать, что наращивание социальных расходов, устойчивость и поступательное развитие социальной системы должно иметь под собой соответствующий экономический базис.

А это достигнутый экономический потенциал, что определяет текущие и перспективные возможности государства реализовывать социальные программы, наличие экономической модели, обеспечивающей постоянный рост потенциала экономики для расширенного воспроизводства, макроэкономическая стабильность, позволяющая безболезненно реализовывать экономические и социальные инициативы.

Но сегодня эти оппозиционеры, даже не просчитавшие стоимость своих предложений, отрицающие проблемы "голландской болезни" и перегрева экономики, предстают не только "горе-экономистами", но и "горе-политиками", так как верх беспринципности политика вводить в заблуждение население и давать невыполнимые и пустые обещания.

Не им ли, считающим себя "идеологами рыночной модели развития", не понимать, что принцип "разделить всем поровну" нефтяной и другие "пироги", раздавать всяческие пособия, который даже в эпоху социализма не прижился, приведет к дестимулированию и деградации граждан.

То, от чего с большим напряжением отходила вся страна, - иждивенчество, патернализм и другие пережитки социализма, - в программе оппозиции, приукрашенной рыночными атрибутами, стоит во главе угла.

Странно, когда амбиции отдельных личностей привели к тому, что в программе оппозиции проявляются несовместимые вещи - модернизированная коммунистическая идеология и потакающие ей жалкие остатки либерализма.

Должен быть четкий и принципиальный курс.

Он есть только у президента страны.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Указом Главы государства назначены депутаты Сената Парламента РК третьего созыва 30.11.2005
Спикер сената РК призвал участников выборного процесса к неукоснительному соблюдению законодательства 30.11.2005
Казахстан в пять раз лучше Украины 30.11.2005
Ход реализации проекта по строительству межрегиональной ЛЭП рассмотрен в Правительстве 30.11.2005
Продавцы демократии 30.11.2005
Оранжевое на голубом 30.11.2005
Но пасаран! 30.11.2005
Зуб за президента 30.11.2005
Ерсаин Еркожа выходит из состава центрального Совета движения "За справедливый Казахстан" 30.11.2005
"Воины-интернационалисты не поддадутся провокациям деструктивных сил" 30.11.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz