NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 17:07 ast
15:07 msk

Обязательства Республики Казахстан
как государства - участника ОБСЕ и их реализация в выборном законодательстве республики
24.11.2005 / политика и общество

Оналсын ЖУМАБЕКОВ, председатель Центральной избирательной комиссии, "Казахстанская правда", 23 ноября

16 декабря 2005 года наша республика будет праздновать День независимости. Республике Казахстан исполнится 14 лет. За очень короткий по историческим меркам срок Республика Казахстан заняла достойное место в мировом сообществе, добилась впечатляющих успехов в проведении социально-экономических и политических реформ.

В соответствии с Конституцией Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Особое место во взаимоотношениях Республики Казахстан с другими государствами занимает Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Уникальность ОБСЕ среди других европейских институтов безопасности заключается в том, что она - единственная организация, являющаяся региональным соглашением в контексте Главы VIII Устава ООН, созданная в качестве главного инструмента раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе, да и не только в Европе, поскольку, как образно говорят, сфера деятельности ОБСЕ простирается "от Ванкувера до Владивостока".

Подход ОБСЕ к обеспечению безопасности охватывает три измерения: человеческую, военно-политическую и экономическую/экологическую безопасность. В этом смысле круг вопросов, которыми занимается ОБСЕ, очень широк: включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, меры укрепления доверия, а также экономические и экологические вопросы, права человека и демократизацию, в том числе избирательный процесс в государствах-участниках.

ОБСЕ берет свое начало с создания Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), участники которого - представители 33 европейских государств, США и Канады первого августа 1975 года подписали в Хельсинки Заключительный акт, заложив тем самым новые принципы международного сотрудничества. СБСЕ функционировало главным образом в качестве форума по переговорам и консультациям между противоборствующими блоками в период "холодной войны".

В ноябре 1990 года в Париже была подписана Хартия для новой Европы, перед организацией была поставлена задача: внести свой вклад в управление процессом исторических перемен в Европе и дать ответ на новые вызовы постконфронтационного периода, создав постоянные институты и оперативный потенциал.

На третьей встрече в Будапеште в декабре 1994 года было решено преобразовать СБСЕ с января 1995 года в ОБСЕ. Кроме того, было принято решение о начале разработки модели безопасности для Европы ХХI века.

В настоящее время в состав ОБСЕ входят 55 государств-участников. Она считается самой большой из существующих региональных организаций по безопасности, в зону ответственности которой входят Европейский континент, Кавказ, Центральная Азия и Северная Америка. Таким образом, ОБСЕ объединяет сегодня Евро-Атлантические и Евроазиатские сообщества.

Государства, участвующие в деятельности ОБСЕ, имеют равный статус и не связаны договорными обязательствами. Решения в рамках ОБСЕ принимаются консенсусом и носят политический, а не юридически обязательный характер.

Институты ОБСЕ можно разделить на две основные группы: органы для принятия политических решений - политические органы и органы оперативной деятельности.

К политическим институтам ОБСЕ относятся: Саммиты, Совет министров иностранных дел (СМИД), Руководящий совет (Экономический форум ОБСЕ), Постоянный совет, Форум по сотрудничеству в области безопасности.

Общее руководство оперативной деятельностью организации осуществляет действующий председатель. Им является министр иностранных дел государства, председательствующего в ОБСЕ, назначаемый на один год. С первого января 2005 года пост действующего председателя занимает министр иностранных дел Республики Словения Димитрий Рупель.

Секретариат ОБСЕ, базирующийся в Вене, возглавляет генеральный секретарь, назначаемый Советом министров иностранных дел сроком на три года. Это главное административное должностное лицо ОБСЕ и представитель действующего председателя. В его функции входит руководство структурами и операциями ОБСЕ. Летом 2005 года на этот пост был избран Марк Перрен де Бришамбо (Франция), утверждение кандидатуры которого состоится на СМИД ОБСЕ в декабре 2005 года в Любляне.

Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств, представитель ОБСЕ по свободе СМИ, Парламентская ассамблея, Суд ОБСЕ по примирению и арбитражу также являются органами принятия оперативных решений ОБСЕ.

Одним из инструментов оперативной деятельности организации являются Миссии ОБСЕ, которые служат целям предотвращения конфликтов и регулирования кризисов. Главная их деятельность заключается в содействии принимающей стороне в решении задач, поставленных мандатом миссии. В настоящее время ОБСЕ имеет 18 миссий или других присутствий в 16 странах.

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) является одним из самых известных институтов ОБСЕ. Оно представляет собой структуру, отвечающую за содействие обеспечению прав человека, развитию демократии и утверждению верховенства закона. Бюро играет активную роль в наблюдении за проведением выборов, содействию становления национальных институтов по правам человека, служит форумом по проведению совещаний и семинаров экспертов по выполнению обязательств в области человеческого измерения.

Оно является также центром по обмену информацией, служит контактным пунктом для связи с неправительственными организациями, оказывает поддержку миссиям ОБСЕ в области человеческого измерения и мероприятиям по осуществлению программы координированной помощи. Обеспечивает экспертную помощь и подготовку специалистов по конституционным и правовым вопросам.

За период своей деятельности БДИПЧ/ОБСЕ накопило, проанализировало, обобщило и представило вниманию мировой общественности обширные и ценные данные о ходе выполнения странами - членами ОБСЕ обязательств по организации и проведению демократических выборов.

Штаб-квартира БДИПЧ/ОБСЕ находится в Варшаве. С первого февраля 2003 года главой БДИПЧ является Кристиан Штрохал (Австрия).

Исходя из интересов развития независимого Казахстана в общем контексте мировых, в том числе европейских, процессов, стремясь активно участвовать в реализации на практике принципов, заложенных в Хельсинском заключительном акте 1975 года и других документах организации, Республика Казахстан в январе 1992 года вступила в ОБСЕ.

Анализ развития отношений между Республикой Казахстан и ОБСЕ позволяет выделить два этапа в их формировании. На первом этапе, который можно охарактеризовать как период становления взаимоотношений, был заложен фундамент сотрудничества с организацией. В течение 1994-1997 годов был проведен ряд семинаров ОБСЕ, посвященных обзору экономической ситуации в Центральноазиатском регионе в условиях перехода к рыночной экономике; выработке рекомендаций по проведению экономических реформ; вопросам региональной безопасности; защите прав человека и др.

Следующий этап - конкретизация деятельности ОБСЕ в Республике Казахстан. Основу для его работы заложили подписанный в ходе заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ (СМИД) в Осло в декабре 1998 года Меморандум о взаимопонимании между Правительством РК и БДИПЧ/ОБСЕ (далее - Меморандум). В феврале 2003 года подписан Протокол к данному Меморандуму.

Меморандум сторонами рассматривается как многолетняя программа, поскольку демократизация представляет собой длительный процесс. Однако Казахстан, как отмечают многие известные зарубежные политики, движется в ускоренном темпе. Например, в 2004 году председатель ОБСЕ Соломон Пасси сказал, что "в последние годы в Казахстане отмечен большой прогресс в демократических реформах".

Сегодня Казахстан открыт для взаимовыгодного партнерства в сфере совершенствования выборного законодательства и избирательных механизмов в соответствии с международными избирательными стандартами, заложенными в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 года и являющимся основополагающим документом для деятельности БДИПЧ/ОБСЕ в области прав человека и развития демократических институтов.

В мировой практике проведения выборов накоплен большой опыт применения различных избирательных систем и их модификации. Главная задача в том, чтобы она отвечала минимальным стандартам демократических выборов.

В Казахстане сформирована избирательная система с учетом особенностей страны, в которой продолжается период коренного социально-экономического и политического реформирования. Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан" (далее - Конституционный закон) от 28 сентября 1995 года, за десять лет претерпел значительные изменения в сторону усовершенствования, адаптирования к изменяющимся социальным и политическим условиям. При этом были учтены как собственный опыт прошедших выборов, так и рекомендации авторитетных международных организаций, прежде всего БДИПЧ/ОБСЕ.

Сложившееся в результате внесенных изменений выборное законодательство страны позволило создать в республике избирательную систему, отвечающую основным принципам избирательного права, сформулированным в Копенгагенском документе, которые основываются на Конституции и включены в общую часть Конституционного закона и детализированы в его главах и статьях.

В пункте 6 Копенгагенского документа указаны обязательства государств - участников ОБСЕ в части законодательного обеспечения избирательного процесса, отвечающего требованиям этой международной организации. В нем сказано: "Государства-участники заявляют, что воля людей, выражаемая свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов, является основой власти и законности правительства. Государства-участники соответственно уважают право своих граждан принимать участие в управлении страной непосредственно или через представителей, избираемых ими в ходе честного избирательного процесса. Они признают свою ответственность за защиту и охрану в соответствии со своими законами, своими обязательствами по международному праву в области прав человека своими международными обязательствами, свободно установленный путем волеизъявления народа демократический порядок от деятельности отдельных лиц, групп или организаций, которые используют или отказываются отвергнуть терроризм и насилие, направленные на свержение этого порядка или такого порядка в другом государстве-участнике".

В пунктах 7 и 8 Документа определены основные международные принципы демократических выборов:

п. 7. "Для того чтобы воля народа служила основой власти правительства, государства-участники:

7.1. Проводят свободные выборы с разумной периодичностью, как установлено законом.

7.2. Допускают, чтобы мандаты, по крайней мере, в одной палате национального законодательного органа были объектом свободной состязательности кандидатов в ходе всенародных выборов.

7.3. Гарантируют взрослым гражданам всеобщее и равное избирательное право.

7.4. Обеспечивают, чтобы голосование проводилось тайно или применялась равноценная процедура свободного голосования и чтобы подсчет голосов и сообщение о нем были честными, а официальные результаты были опубликованы.

7.5. Уважают право граждан добиваться государственных постов в личном качестве или в качестве представителей политических партий или организаций без дискриминации.

7.6. Уважают право отдельных лиц или групп создавать в условиях полной свободы свои политические партии или другие политические организации и предоставляют таким политическим партиям и организациям необходимые юридические гарантии, позволяющие им соревноваться друг с другом на основе равенства перед законом и органами власти.

7.7. Обеспечивают, чтобы закон и государственная политика допускали проведение политических кампаний в атмосфере свободы и честности, в которой никакие административные действия, насилие или запугивание не удерживали бы партии и кандидатов от свободного изложения своих взглядов и оценок, а также не мешали бы избирателям знакомиться с ними и обсуждать их или голосовать свободно, не опасаясь наказания.

7.8. Обеспечивают, чтобы не устанавливались какие-либо юридические или административные барьеры для беспрепятственного доступа к средствам массовой информации на недискриминационной основе для всех политических группировок и отдельных лиц, желающих принимать участие в избирательном процессе.

7.9. Обеспечивают, чтобы кандидаты, получившие необходимое число голосов, определенное законом, надлежащим образом вступали в должности до истечения срока своих полномочий или до их прекращения иным образом, который регулируется законом в соответствии с демократическими парламентскими и конституционными процедурами.

п. 8. Государства-участники считают, что присутствие наблюдателей, как иностранных, так и национальных, может повысить авторитет избирательного процесса для государств, в которых проводятся выборы. Поэтому они приглашают наблюдателей от любых других государств - участников ОБСЕ и любых соответствующих частных учреждений и организаций, которые пожелают наблюдать за ходом национальных выборов в объеме, допускаемом законом. Они также будут стремиться содействовать такому же доступу к избирательным процессам на более низком, чем общенациональный уровень. Такие наблюдатели будут брать на себя обязательства не вмешиваться в избирательный процесс.

Избирательное законодательство Республики Казахстан максимально приближено к основным принципам международных избирательных стандартов, заложенным Копенгагенским совещанием по человеческому измерению, что подтверждается нижеследующим сравнительным анализом.

По пунктам 7 и 7.1 Копенгагенского документа:

На сегодняшний день Республика Казахстан является демократическим государством с установившимся электоральным циклом. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом, выборы в нашей стране проходят регулярно, с четко установленной разумной периодичностью. При этом, как следует из статьи 3 Конституции Республики Казахстан, единственным источником государственной власти является народ, который осуществляет власть через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.

Согласно статье 51 Конституционного закона, очередные выборы Президента проводятся раз в семь лет в первое воскресенье декабря соответствующего года. Также статьями 69, 85, 101 регламентировано проведение выборов депутатов Сената, Мажилиса Парламента Республики Казахстан, депутатов маслихатов.

Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет (Конституция Республики Казахстан, статья 49, пункт 5).

Таким образом, данное положение Копенгагенского документа Казахстаном выполнено.

По пункту 7.2 Копенгагенского документа.

В соответствии с пунктом 3 статьи 50 Конституции Республики Казахстан, 67 из 77 депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления республики и с примерно равной численностью избирателей. Десять депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Конституционного закона, выборы Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления республики проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов Сената переизбираются каждые три года.

Таким образом, Республики Казахстан выполнила обязательства о том, что "по крайней мере, в одной палате национального законодательного органа (в Мажилисе) мандаты были объектом свободной состязательности кандидатов в ходе всенародных выборов".

По пункту 7.3 Копенгагенского документа. Граждане республики имеют конституционное право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 4 Конституционного закона, всеобщим активным избирательным правом является право граждан участвовать в голосовании на выборах по достижении 18-летнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств.

Каждый гражданин также наделен пассивным избирательным правом быть избранным Президентом Республики Казахстан, депутатом Парламента страны, маслихата или членом органа местного самоуправления.

Вместе с тем "в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда" (статья 33 Конституции Республики Казахстан и пункт 3 статьи 4 Конституционного закона), но такие ограничения не противоречат положениям Копенгагенского документа.

По пункту 7.4 Копенгагенского документа:

Выборным законодательством республики предусмотрены нормы, обеспечивающие соблюдение тайны голосования. Статья 8 Конституционного закона гласит: "Голосование на выборах Президента, депутатов Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления республики является тайным, исключающим возможность какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателей".

Зарегистрировавшись в списках избирателей, гражданин выбирает способ голосования - бумажным или электронным избирательным бюллетенем. Бумажный бюллетень заполняется гражданином в кабине для тайного голосования, а после опускается в урну, изготовленную из прозрачного материала.

Применяемая в Республике Казахстан система электронного голосования также обеспечивает тайну волеизъявления избирателя, при этом гражданин имеет возможность после подсчета голосов проверить, правильно ли учтен его голос.

Строго регламентированный законом порядок подсчета голосов и оглашения итогов голосования также нацелен на соблюдение тайны голосования.

В статье 43 Конституционного закона "Подсчет голосов на избирательном участке" подробно расписана вся процедура, в том числе и по обеспечению прозрачности подсчета и подведения итогов голосования. В помещении для голосования столы, за которыми производится подсчет голосов, размещаются таким образом, чтобы обеспечивался обзор действий членов участковой избирательной комиссии со стороны всех присутствующих в помещении лиц. Доверенные лица и наблюдатели, присутствующие при подсчете голосов, наблюдают за подсчетом голосов на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость отметок в бюллетенях.При подсчете избирательных бюллетеней председатель комиссии или определенный член комиссии показывает присутствующим избирательный бюллетень и оглашает волеизъявление избирателя.

Участковая избирательная комиссия (территориальная избирательная комиссия при выборах депутатов Сената) по требованию доверенного лица проводит повторный подсчет голосов. Результаты подсчета голосов рассматриваются избирательной комиссией и заносятся в протоколы, которые подписываются председателем и членами избирательной комиссии. Копия протокола немедленно вывешивается в помещении избирательного участка в специально установленном месте для всеобщего ознакомления и находится в помещении в течение двух дней. По желанию лица, присутствующего в соответствии с Конституционным законом при подсчете голосов, ему выдается копия протокола, заверенная подписями председателя и секретаря комиссии и печатью избирательной комиссии.

Порядок установления и опубликование итогов выборов регламентированы в статье 44 Конституционного закона:

Итоги выборов Президента, депутатов Парламента устанавливаются Центральной избирательной комиссией.

Итоги выборов депутатов маслихата, а также органов местного самоуправления устанавливаются территориальной избирательной комиссией.

Итоги выборов заносятся в протокол, подписываемый председателем и членами избирательной комиссии. В случае отсутствия председателя комиссии вместо него протокол подписывает заместитель председателя или секретарь комиссии.

Сообщение об итогах выборов:

Президента, депутатов Сената Парламента, политических партий и их избирательных блоков, выдвинувших партийные списки, публикуется в средствах массовой информации Центральной избирательной комиссией, депутатов Мажилиса Парламента - соответствующими окружными избирательными комиссиями не позднее десяти дней со дня проведения выборов;

депутатов маслихатов публикуется в местных средствах массовой информации соответствующими территориальными и окружными избирательными комиссиями не позднее семи дней со дня проведения выборов;

членов органов местного самоуправления публикуется в местных средствах массовой информации соответствующей территориальной избирательной комиссией не позднее четырех дней со дня проведения выборов.

По пункту 7.5 Копенгагенского документа:

Выборы основываются на свободном осуществлении гражданином республики своего права избирать и быть избранным (статья 2 Конституционного закона). Порядок выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов власти, а также кандидатов в Президенты страны, регламентируемый законом, также предусматривают условия, равные для всех граждан республики, наделенных правом избирать и быть избранными.

Право выдвижения кандидатов в Президенты принадлежит республиканским общественным объединениям, зарегистрированным в установленном порядке, а также гражданам - путем самовыдвижения (статья 55 Конституционного закона).

Право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса принадлежит политическим партиям, зарегистрированным в установленном порядке, а также гражданам - путем самовыдвижения. Право включения в партийные списки лиц для избрания по территории единого общенационального избирательного округа принадлежит политическим партиям (статья 87 Конституционного закона).

По пункту 7.6 Копенгагенского документа:

Конституцией республики признается идеологическое и политическое многообразие (статья 1) и право граждан на свободу объединений (статья 23 пункт 1). Порядок создания политических партий и общественных объединений регламентируется законами Республики Казахстан "О политических партиях" и "Об общественных объединениях".

Согласно статье 8 Закона "О политических партиях" членом политической партии может быть гражданин республики, достигший восемнадцатилетнего возраста. Членство иностранцев, лиц без гражданства, а также коллективное членство в политической партии не допускаются.

Политическим партия предоставлена возможность активного участия в политической жизни страны. Они имеют право выдвигать кандидатуры на выборные должности, в том числе и на должность Президента. Как известно, четыре из пяти зарегистрированных кандидатов в Президенты, участвующих в предвыборной гонке по выборам Главы государства 4 декабря этого года, выдвинуты политическими партиями и общественными объединениями. Кроме того, как говорилось выше, политические партии вправе выдвигать партийные списки по выборам депутатов Мажилиса Парламента страны, а также создавать совместные избирательные блоки (статьи 55 и 87 Конституционного закона).

По пункту 7.7 Копенгагенского документа:

В соответствии с выборным законодательством кандидаты в Президенты, в депутаты Парламента со дня их регистрации и до опубликования итогов выборов, а также до их регистрации в качестве Президента, депутата Парламента, без согласия Центральной избирательной комиссии не могут быть арестованы, подвергнуты приводу, мерам административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности, а также задержаны, кроме случаев задержания непосредственно на месте преступления и совершения тяжкого преступления.

Указанные лица также со дня их регистрации и до опубликования итогов выборов не могут быть уволены с работы, переведены на другую работу или должность без их согласия, а также направлены в командировку или призваны на военные сборы (статья 47 Конституционного закона).

Участие граждан республики в выборах является добровольным и никто не вправе принуждать его к участию или неучастию в выборах, а также ограничивать его волеизъявление (статья 3 Конституционного закона). Право избирателя на получение информации о предвыборных программах кандидатов и предвыборных платформах политических партий также законодательно закреплены (статьи 27, 28), регламентирована ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о выборах (статья 50).

В свою очередь компетенция и полномочия государственных органов, их должностных лиц ограничены законодательными рамками.

По пункту 7.8 Копенгагенского документа:

Пункт 3 статьи 5 Конституционного закона гласит, что кандидатам гарантируются равные права и условия участия в выборах. Это распространяется также и на проведение предвыборной агитации в порядке, установленном статьями 27 и 28 закона. Законодательство обеспечивает кандидатам беспрепятственный и равный доступ к периодическим печатным и электронным средствам массовой информации, предоставляет им гарантированный объем предвыборной агитации в масс-медиа за счет средств, выделяемых из государственного бюджета.

За препятствование праву вести предвыборную агитацию и нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации Кодексом Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность (статьи 99-1, 105).

По пункту 7.9 Копенгагенского документа:

Необходимое число голосов для регистрации в качестве избранного на выборную должность кандидата определено в статье 9 Конституционного закона:

При выборах Президента и депутатов Парламента избранным считается кандидат, набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при повторном голосовании - набравший по сравнению с другим кандидатом большее число голосов избирателей.

При выборах депутатов маслихатов избранным считается кандидат, набравший по сравнению с другими кандидатами большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

При выборах членов органов местного самоуправления избранными считаются кандидаты, за которых проголосовало большее по отношению к другим кандидатам число избирателей, принявших участие в голосовании.

Соответствующие избирательные комиссии в порядке, установленном законом, производят регистрацию избранных Президента, депутатов Парламента, маслихатов, членов органов местного самоуправления после получения от них в семидневный срок письменного заявления о сложении с себя обязанностей, не совместимых в соответствии с Конституцией и законами республики со статусом Президента, депутата Парламента, маслихата и члена органа местного самоуправления.

Таким образом, порядок установления и опубликования итогов выборов, регистрации избранных депутатов Парламента, а также Президента Республики Казахстан и вступления их на выборную должность определены Конституционным законом в порядке, отвечающем требованиям международной избирательной практики.

По пункту 8 Копенгагенского документа:

В целях обеспечения гласности, открытости и прозрачности выборного процесса законом о выборах предусмотрено участие представителей отечественных общественных объединений, а также представителей иностранных государств и международных организаций в качестве наблюдателей на всех стадиях избирательного процесса, а также получение ими любой информации о ходе подготовки и проведения выборов. Полномочия и права наблюдателей, порядок их регистрации и взаимодействия с организаторами выборов, а также их обязанности подробно расписаны в Конституционном законе.

Таким образом, действующее выборное законодательство Республики Казахстан максимально приближено к общепризнанным принципам международного демократического избирательного права.

Следует подчеркнуть, что ряд международных экспертов дали положительную оценку обновленному закону. Они подчеркнули, что принятые изменения и дополнения в Конституционный закон обеспечивают проведение выборов в соответствии с Копенгагенским документом по человеческому измерению ОБСЕ.

"Хотя закон еще не является совершенным, он способен при условии его точного применения во время будущих выборов обеспечить их соответствующими необходимым критериям. Закон о выборах 2004 года существенно усовершенствован по сравнению с Законом о выборах 1999 года, также в этом отношении отмечен значительный прогресс в государстве, в котором не существовало традиций демократических выборов до 1990 года", - отметил Кристофер Гринвуд, королевский адвокат Великобритании.

Ивар Вики, глава Центра ОБСЕ в Алматы сделал вывод, что "новый закон о внесении изменений и дополнений в Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан" является большим шагом вперед в деле создания в Казахстане эффективной электоральной системы, так как в нем были учтены рекомендации экспертов БДИПЧ ОБСЕ".

В настоящее время избирательная система Казахстана проходит очередное серьезное испытание - в стране проходит кампания по выборам Президента страны. В этой связи весь спектр вопросов применения выборного законодательства на практике и организации электорального периода находится в центре внимания БДИПЧ/ОБСЕ и международной общественности.

10 ноября 2005 года в Брюсселе в Европейском Парламенте состоялись слушания по вопросу о предстоящих президентских выборах в Казахстане.

В выступлении первого вице-председателя Европарламента Алехо Видал-Квадрас Рока была дана высокая оценка эволюционному характеру политических преобразований и укреплению демократических институтов в Республике Казахстан. Главным впечатлением своего недавнего визита в нашу страну господин Рока назвал "веру и оптимизм простых казахстанцев в видении перспективы своей страны, динамично и уверенно продвигающейся по пути демократических реформ".

Председатель подкомитета по правам человека Чарльз Тенек призвал своих коллег из Европарламента быть благодарными Астане за впечатляющие достижения политической модернизации общества, за то, что Казахстан открыт для наблюдения за политическим процессом. Европейские парламентарии тоже поедут отдельной группой в составе 7 депутатов. Казахстан намерены также посетить представители Европейского союза и Еврокомиссии.

В нашу страну уже прибыли и во всех регионах страны приступили к своим обязанностям долгосрочные наблюдатели БДИПЧ/ОБСЕ. Кроме того, в день выборов будут работать 400 краткосрочных наблюдателей, к которым присоединится делегация Парламентской ассамблеи ОБСЕ.

Оценки всех миссий иностранных и казахстанских наблюдателей о ходе и результатах выборов должны быть объективными.

Независимая исследовательская организация "Каспийский информационный центр" (КИЦ), базирующаяся в Лондоне, недавно опубликовала доклад "Исследование вопроса подготовки к свободным и честным президентским выборам в Республике Казахстан, которые состоятся 4 декабря 2005 года".

В данном докладе Генеральный директор КИЦ Джеральд Фрост, профессор Лондонской школы экономики Кеннет Миног, профессор Букингемского университета Денис О’ Киф и член Парламента, заместитель председателя Всепартийной группы по Казахстану британского Парламента Дэвид Раффли и другие исследователи Центра выразили свое согласие с выводами юридического заключения, подготовленного в прошлом году профессором Кристофером Гринвудом, о том, что выборное законодательство республики отвечает Копенгагенским критериям ОБСЕ. Они подчеркнули, что задача, стоящая перед наблюдателями за выборами, является более комплексной и трудной, чем обычно представляется, и ни одна организация, вовлеченная в этот процесс, не должна обладать монопольным правом на истину.

Предупреждая о том, что недавние критические оценки, сделанные БДИПЧ/ОБСЕ могут нанести вред политическому развитию Казахстана, исследователи считают, что "в странах, где демократические институты являются новыми и, возможно, непрочными, наблюдатели должны быть предельно осторожными с тем, чтобы их собственные действия не влияли на проведение выборов и авторитет государства". Данные выводы перекликаются с все чаще звучащими предложениями по дальнейшему совершенствованию Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ 1990 года. Существующие избирательные стандарты, их кодификация должны постоянно развиваться, наполняться новым содержанием с учетом происходящих изменений. Применяемая методология наблюдения БДИПЧ должна быть адаптирована к существующим реалиям в конкретных государствах - членах ОБСЕ. Также комплексно должны быть изучены наработки Совета Европы, связанные с электронным голосованием.

Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан, принимая все необходимые меры по обеспечению проведения избирательной кампании строго в рамках выборного законодательства нашего государства, отвечающего закрепленным в Копенгагенском документе избирательным стандартам, исходит из понимания того, что проведение свободных, справедливых и конкурентных выборов отвечает интересам сохранения стабильности и согласия в обществе. И это нашло отражение в Обращении Центральной избирательной комиссии ко всем кандидатам в Президенты Республики Казахстан, предвыборным штабам по их поддержке, политическим партиям и республиканским общественным объединениям, государственным органам, средствам массовой информации, ко всем участникам избирательной кампании от 11 октября 2005 года.

Во время своего официального визита в нашу республику в октябре этого года госсекретарь США Кондолиза Райс в ходе дискуссии о путях демократизации казахстанского общества в связи с предстоящими президентскими выборами подчеркнула, что "У Казахстана сейчас есть шанс быть лидером в процессе демократизации в Центральной Азии. ЦИК сделала соответствующее заявление. Мы рассматриваем это как положительный шаг, дающий надежду, что выборы будут честными и справедливыми. Мы желаем Казахстану успехов в проведении этих выборов".

Наша страна придает важное значение сотрудничеству с ОБСЕ, рассматривая ее в качестве организации, обладающей потенциалом реагировать на новые вызовы и угрозы современности, заинтересована в конструктивном диалоге с ОБСЕ по вопросам выполнения международных обязательств в области прав человека, развития демократии, построения гражданского общества.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Указом Главы государства назначены депутаты Сената Парламента РК третьего созыва 30.11.2005
Спикер сената РК призвал участников выборного процесса к неукоснительному соблюдению законодательства 30.11.2005
Казахстан в пять раз лучше Украины 30.11.2005
Ход реализации проекта по строительству межрегиональной ЛЭП рассмотрен в Правительстве 30.11.2005
Продавцы демократии 30.11.2005
Оранжевое на голубом 30.11.2005
Но пасаран! 30.11.2005
Зуб за президента 30.11.2005
Ерсаин Еркожа выходит из состава центрального Совета движения "За справедливый Казахстан" 30.11.2005
"Воины-интернационалисты не поддадутся провокациям деструктивных сил" 30.11.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz