Сергей РУДЕНКО, "Литер", 13 декабря
На минувшей неделе от имени группы своих коллег мажилисмен Булат Абишев выступил с депутатским запросом на имя премьер-министра Даниала Ахметова, генпрокурора Рашида Тусупбекова и председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Омархана Оксикбаева. Озабоченность парламентария вызвала финансовая деятельность Нацкомпании "КазМунайГаз" за прошлый год.
По словам депутатов, расходы на руководство компании почти в два раза превышают сумму, которая ежегодно тратится на содержание администрации президента, всего парламента и канцелярии премьера вместе взятых.
"Треть чистого дохода компании, а это 11 млрд тенге, уместилась в графе "Управленческий гонорар", – заявил господин Абишев. Следовательно, компания "...львиную долю прибыли раскладывает по карманам своих номенклатурных работников".
Возмущение депутатов вызвала и ситуация с аффилиированными к НК
"КМГ" компаниями. В качестве примера было приведено АО "Казмортрансфлот", 50 процентов акций которого принадлежит "КазМунайГазу".
Однако вчера руководство Нацкомпании отвергло обвинения депутатов. По словам директора департамента по связям с общественностью АО НК "КазМунайГаз" Михаила Дорофеева, обвинения, выдвинутые в данных запросах против Национальной компании, необоснованны и содержат недостоверные сведения.
– "Управленческий гонорар" никоим образом не является синонимом вознаграждения или материального поощрения работников компании. Более того, все вышеназванные средства были направлены на цели, никак не связанные с личными доходами "номенклатурных работников" Нацкомпании. Это выплата налогов и платежей на более чем 5 млрд тенге, инвестиции в проекты развития на сумму 4,5 млрд тенге, оказание спонсорской помощи на сумму около 400 млн тенге.
В депутатском запросе говорится, что он "вытекает из ознакомления с консолидированной финансовой отчетностью АО НК "КазМунайГаз". На самом деле депутаты опирались на аудированный консолидированный финансовый отчет дочерней компании АО НК "КазМунайГаз" – АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз". Управленческий гонорар АО НК "КазМунайГаз" в сумме 11,3 млрд тенге, который вызвал возмущение депутатов, является платой АО "РД "КазМунайГаз" за управленческие услуги АО НК "КазМунайГаз". Причем эти средства не являются "третьей частью прибыли от реализации национального достояния", а являются только расходами АО "РД "КазМунайГаз" (платой за управленческие услуги), учитываемыми до исчисления прибыли.
Стоит заметить, что бюджет Национальн
ой компании был утвержден решением совета директоров, куда входят вице-министр энергетики и минеральных ресурсов, заместитель руководителя канцелярии премьер-министра, вице-министр транспорта и коммуникаций, председатель налогового комитета, вице-министр экономики и бюджетного планирования, председатель Комитета государственного имущества и приватизации. Финансовая отчетность АО прошла независимый аудит международной компании Ernst&Young и была утверждена единственным акционером – Министерством энергетики и минеральных ресурсов.
Что касается танкерного флота, то создание национального морского торгового флота предусмотрено соответствующей программой на 2004–2006 годы, утвержденной постановлением правительства РК. В 2002–2003 годах АО НМСК "Казмортрансфлот" (КМТФ) вело работу по определению судостроительного завода и источников финансирования проекта. Летом 2003 года для строительства был выбран Выборгский судостроительный завод, запросивший наименьшую сумму (около 40 млн долларов США за три танкера). Одновременно КМТФ проводилась работа с различными финансовыми институтами, включая Европейский банк реконструкции и развития, по их участию в финансировании проекта. Однако на момент заключения договора с Выборгским судостроительным заводом по строительству танкеров КМТФ не располагал источниками финансирования.
В связи с необходимостью срочного заключения судостроительного контракта в октябре 2003 года было решено следующее: контракт на строительство первого и второго судна заключает партнер КМТФ – компания Central Asia Shipping (CAS). При этом "Казмортрансфлот" получает право на выкуп судостроительных контрактов у CAS.
"Казмортрансфлот" продолжил работу по привлечению финансирования, сконцентрировавшись на работе с Европейским банком реконструкции и развития. По результатам работы с ЕБРР было подписано Мандатное письмо, согласно которому предполагалось, что банк откроет финансирование в конце 2004 года – к моменту сдачи первого танкера. В мае 2004 года "Казмортрансфлот" провел переговоры с CAS по поводу переуступки судостроительных контрактов. CAS выставила требование по комиссии за переуступку в размере трех миллионов долларов США. Однако ЕБРР не дал своего согласия на увеличение суммы.
Таким образом, судостроительные контракты к намеченному сроку не были переуступлены и собственником танкеров осталась компания CAS. В настоящее время решаются вопросы о переуступке, а "Казмортрансфлот" продолжает работу по привлечению заемных средств для выкупа двух построенных танкеров. Третий танкер строится за счет заемных средств и сразу будет принадлежать КМТФ. Спуск на воду планируется во втором полугодии 2006 года.
Что касается участия топ-менеджеров АО НК "КазМунайГаз" в капитале компании CAS, то и эти заявления депутатов не соответствуют действительности. Ни один представитель руководства Национальной компании или ее дочерних компаний не имеет к Central Asia Shipping ни прямого, ни косвенного отношения. Считаем, что данный депутатский запрос наносит ущерб деловой репутации Национальной компании "КазМунайГаз", которая оставляет за собой право предпринять ответные шаги, предусмотренные законодательством. |