"Хабар", 14 декабря
Распыление бюджетных средств и многочисленные нарушения нормативно-правовых актов - такой вывод сделал Счетный комитет после проверок, проведенных в Агентстве по регулированию естественных монополий и в Министерстве индустрии и торговли РК. Убыток в 836 миллионов тенге понесла казна из-за нерадивых координаторов – агентства по регулированию естественных монополий и Министерства индустрии. Им было поручено руководить программой развития и поддержки малого бизнеса. Однако часть средств, как заключили в Счетном комитете, использована неэффективно, а 94 миллиона тенге вообще остались неосвоенными.
Омархан Оксикбаев, председатель счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета РК:
- Эти серьезные нарушения свидетельствуют о том, что политика Главы государства по поддержке малого и среднего бизнеса соответствующим уполномоченным органом реализуется не на должном уровне.
Особый интерес у членов Комитета вызвала деятельность Республиканского информационного выставочного центра. В этом подразделении Мининдустрии нашли недостачу – больше 14 миллионов тенге. Выяснилась и судьба бюджетных денег, предназначенных на создание информационной системы для малых предпринимателей. Как оказалось, они осели на банковских депозитах.
Валерий Син, президент ЗАО "Республиканский информационно-выставочный центр по малому предпринимательству":
- Это задолженность 2002 года 2001 года, с октября 2003 года.
- Вы разбирались, вы знали?
- Да, я знаю, потому, что было возбуждено уголовное дело сотрудниками финансовой полиции по этому факту. У нас дважды изымались документы. Акты соответствующие все есть, выемки. Потом какое процессуальное решение было принято - нам не докладывали.
- Вы даже не знаете, как быть дальше с этим долгом.
На неудобные вопросы пришлось отвечать и вице-министру индустрии и торговли Аскару Баталову. Однако его ответы членов комитета убедить не смогли.
Зинаида Загоскина, член Счетного комитета:
- В РИВЦ и его филиалах установлено недостача серверного и компьютерного оборудования на сумму более 25 млн. тенге. Я хотела бы отметить, эта часть недостачи установлена именно ликвидационной комиссией самого министерства. Однако до настоящего времени никаких мер к виновным РИВЦ не было принято.
Счетный комитет выявил нарушения и в работе Агентства по регулированию естественных монополий. Одно из них - сокрытие дебиторской задолженности на сумму свыше 5,5 млн. тенге. Кредитованием лиц, не являющихся субъектами малого бизнеса занимался Фонд развития малого предпринимательства. В заключение Комитет предписал устранить выявленные нарушения. А материалы по отдельным фактам переданы в Комитет Национальной безопасности и в Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью.
-----
В МИиТ и АРЕМ Счетным комитетом установлены факты распыления бюджетных средств АСТАНА.14 декабря. КАЗИНФОРМ
Сегодня на заседании Счетного комитета рассмотрены итоги контрольных мероприятий, проведенных в Агентстве по регулированию естественных монополий, Министерстве индустрии и торговли, сообщает Казинформ со ссылкой на пресс-службу контрольного ведомства.
По заключению Счетного комитета, Министерством и Агентством не на должном уровне проводилась работа по организации и координированию выполнения государственных программ поддержки малого предпринимательства, не соблюдался принцип комплексности господдержки и развития малого предпринимательства. Кроме того, установлены факты распыления средств бюджета по многочисленным проектам, которые были преимущественно направлены на сферу услуг, а не на производственные сферы деятельности.
В ходе контрольных мероприятий Счетного комитета выявлены нарушения нормативных правовых актов и договорных обязательств на общую сумму 836,2 млн. тенге. Кроме того, Министерством в 2005 году не освоены 94,1 млн. тенге, Агентством сокрыта дебиторская задолженность в сумме 27 млн. тенге, а ЗАО "Республиканский информационно-выставочный центр по малому предпринимательству" не обеспечена сохранность имущества, приобретенного за счет средств республиканского бюджета на сумму 14,4 млн. тенге.
В частности, серверное оборудование на сумму 5,9 млн. тенге на момент проверки не значилось в бухгалтерском учете, не оказалось его и в наличии. Установлено также, что при отсутствии информационной базы в 2003-2004 годах были предусмотрены мероприятия по сопровождению информационной системы. Более того, при наличии кредиторской задолженности в ЗАО "РИВЦ" по расчетам с поставщиками в сумме 126 млн. тенге Министерством инициирована и начата ликвидация ЗАО "РИВЦ" без процедур банкротства.
Не были представлены финансовые документы, подтверждающие произведенные расходы на сумму 3,4 млн. тенге, выделенные на проведение в регионах четырех семинаров и одной конференции Общественному юридическому лицу "Ассоциация по защите прав предпринимателей г.Астаны".
Фондом развития малого предпринимательства (Фонд) осуществлялось в нарушение закона кредитование юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства; предусмотренные для кредитования инвестпроектов в малых городах бюджетные средства на сумму более 200 млн. тенге были направлены на реализацию других проектов; допущено неэффективное использование активов государства на сумму 283,8 млн. тенге.
Отмечается также слабое контролирование Фондом целевого использования займа. Так, ТОО "Инсар" получен кредит для открытия и развития столярного цеха по первоначальной обработке и изготовлению пиломатериалов. Однако средства в сумме 6 млн. тенге ТОО "Инсар" были использованы на покупку жилого дома.
Фондом также допускается изменение целевого назначения кредита без достаточного основания. К примеру, договором между Фондом и ТОО "Меркас" предусмотрено приобретение оборудования для производства молочных изделий на сумму 10 млн. тенге. Дополнительным соглашением через девять месяцев целевое назначение изменено на организацию центра по техническому обслуживанию бытовой техники. Установлены факты выставления одного и того же залогового имущества по двум проектам. В частности, ТОО "Оскемен орманы" и ТОО "Развлекательный центр Старый Арбат" выставили в залог имущество в виде комплекса с оценочной стоимостью в 78,9 млн. тенге. Согласно проверкам Счетного комитета, данный комплекс принадлежит на праве собственности ТОО "Протус-Е", которое приобрело его в 2004 году за 5,4 млн. тенге. Таким образом, оценочная стоимость объекта превышает его покупную стоимость в 14,6 раз.
Счетным комитетом предписано объектам контроля устранить выявленные недостатки и нарушения. В Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью для дальнейшего расследования передаются материалы по фактам нарушения закона о платежах и переводах денег. Материалы по отдельным фактам нарушений будут переданы в Комитет национальной безопасности для расследования. Министерству транспорта и коммуникаций поручено осуществить диверсификацию услуг, сократить внутренние расходы и устранить отдельные несоответствия учета и финансовой отчетности требованиям стандарта бухучета.
-----
Счетный комитет рекомендовал Правительству РК рассмотреть целесообразность расторжения договора Актауского порта с "Казмортрансфлот" АСТАНА. 14 декабря. КАЗИНФОРМ
На состоявшемся сегодня заседании Счетного комитета рассмотрены итоги контрольной проверки по эффективному использованию активов государства, проведенной в Актауском международном торговом морском порту, сообщили Казинформу в пресс-службе Счетного комитета РК.
В результате контроля Счетного комитета установлено, что 3 нефтеналивных причала Актауского порта с 2001 года сданы в имущественный наем на 49 лет ЗАО "Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот" (КМТФ).
Размер ежемесячной платы составляет 25 тыс. долларов США, при этом в нее не включаются оплата за услуги порта, диспетчерское обслуживание, коммунальные платежи, охрану и другие услуги. Кроме того, установленная с 2001 года ежемесячная плата за наем не пересматривалась, несмотря на изменение курса тенге к доллару США. Следует отметить, что с 2001 по 2005 годы за аренду причалов "Казмортрансфлотом" выплачено 300 млн. тенге, при этом за данный период им получен доход в результате использования причалов в размере 3,3 млрд. тенге. Данный факт свидетельствует о неэффективном использовании активов государства, так как потери возможного дохода при самостоятельном использовании причалов РГП Актауский порт составляют 2,9 млрд. тенге.
Кроме того, Актауский порт работает по прейскуранту ставок, сборов и платежей за работы и услуги, утвержденные Агентством по регулированию естественных монополий. В то же время "Казмортансфлот" использует отдельные тарифы, что приводит к нарушению принципов конкуренции и неэффективному использованию активов государства в РГП "АММТП".
В целях дальнейшего развития РГП инвестиционной программой предприятия предусматривается реализация проектов реконструкции волнолома и дамбы, а также расширение порта в северном направлении, предполагающие привлечение новых займов международных финансовых организаций, что требует наличия достаточных средств для их погашения. Однако, как показали проверки Счетного комитета, Актауский порт, имущественный комплекс которого находится в залоге, в настоящее время зависим от обязательств (внешних займов), что обуславливает наличие рисков возникновения дефицита денежных средств.
По итогам заседания Счетного комитета Правительству РК рекомендовано рассмотреть вопросы целесообразности расторжения договора Актауского порта с "Казмортрансфлот". |