NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 16:52 ast
14:52 msk

Заявление ЦИК РК
по Заявлению Международной Миссии по наблюдению за выборами
23.12.2005 / политика и общество

Утверждено Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 15 декабря 2005 года № 57/114

Заявление Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан по Заявлению Международной Миссии по наблюдению за выборами Президента Республики Казахстан 4 декабря 2005 года о предварительных выводах проведенного наблюдения

Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан, рассмотрев Заявление Международной Миссии по наблюдению за выборами Президента Республики Казахстан 4 декабря 2005 года о предварительных выводах проведенного наблюдения, приняла на своем заседании 15 декабря 2005 года следующее Заявление.

Сотрудничество с ОБСЕ/БДИПЧ. Приглашение наблюдателей.

Развитие отношений между Республикой Казахстан, как государства-участника ОБСЕ, непосредственно с институтами ОБСЕ позволяет выделить два этапа – до 1998 года и с 1998 года.

На первом этапе сотрудничество в основном касалось экономической ситуации в условиях перехода к рыночной экономике; обеспечения региональной безопасности; обеспечения и защиты прав граждан.

С подписанием в декабре 1998 года Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Казахстан и ОБСЕ/БДИПЧ и в феврале 2003 года Протокола к данному Меморандуму начался второй этап – совместная работа по развитию и выполнению проектов в области демократизации, прав человека и выборов.

Меморандум сторонами рассматривается как многолетняя программа, однако Казахстан в выполнении своих обязательств движется в ускоренном темпе, что отмечают многие авторитетные зарубежные политики и эксперты.

За короткий срок разработано выборное законодательство и создана избирательная система, максимально приближенная к стандартам, изложенным в Копенгагенском документе.

При этом Казахстан исходит из того, что государства-участники ОБСЕ "подтверждают, что будут уважать право друг друга свободно выбирать и развивать в соответствии с международными стандартами в области прав человека свои политические, социальные, экономические и культурные системы" (пункт 4 Копенгагенского документа).

Подтверждая свою приверженность к выполнению обязательств государств-участников ОБСЕ, Республика Казахстан приветствовала участие всех международных наблюдателей в том числе ОБСЕ, и направила соответствующие приглашения на очередные выборы Президента Республики Казахстан, объявленные на 4 декабря 2005 года.

Выборы Президента Республики Казахстан вызвали большой интерес мирового сообщества. ЦИК аккредитовала 1227 наблюдателей от иностранных государств и международных организаций, 407 представителей иностранных средств массовой информации. Наиболее многочисленными были миссии ОБСЕ/БДИПЧ – 474 наблюдателя; СНГ – 420 наблюдателей; от иностранных государств: Государство Израиль – 19, Республика Болгария – 12, Китайская Народная Республика – 13; Республика Индия – 8; Республика Польша – 20; Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии - 15; Соединенные Штаты Америки – 31; Турецкая Республика – 30; Украина – 16; Грузия – 15; Французская Республика и Федеративная Республика Германия по 5 наблюдателей.

Участие в наблюдении за выборами приняли представители Европейского парламента - 15; Европейского Союза по странам Центральной Азии – 2; Международного Республиканского института (IRI) – 3 человека; Международного Фонда Избирательных Систем (IFES) – 15; Национального Демократического Института Международных отношений (NDI) - 60; Организации Исламская Конференция (OIK) – 1; Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) – 9; Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) – 4.

ЦИК и другие государственные органы Республики Казахстан проявили максимум открытости и внимания в отношении всех международных наблюдателей и представителей, иностранных СМИ, создали необходимые условия для их деятельности. ЦИК снабдил необходимыми для работы материалами (текстами на английском и русском языках Конституции Конституционного закона Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан", Памятками международному наблюдателю, информационными материалами).

Во всех регионах страны по рекомендации ЦИК были созданы Центры содействия международным наблюдателям.

Подготовка и проведение выборов.

Главными задачами ЦИК и всех территориальных и участковых избирательных комиссий были определены:

- проведение свободных, справедливых, конкурентных и прозрачных выборов Президента Республики Казахстан ;

- обеспечение соблюдения норм избирательного законодательства всеми участниками избирательного процесса;

- разъяснение избирательных прав граждан и создание всех условий и возможностей для их реализации;

- обеспечение открытости и прозрачности работы избирательных комиссий всех уровней, начиная с Центризбиркома;

- обеспечение полноты и качества списков избирателей, представление возможности ознакомления со списками избирателей и проверки наличия гражданина в списке, оперативное исправление ошибок в списках избирателей;

- проведение широкой разъяснительной работы по применению электронной системы голосования "Сайлау", обеспечение права выбора избирателем между электронным голосованием и бумажным бюллетенем;

- обеспечение равных условий всем кандидатам в Президенты Республики Казахстан, в том числе в доступе к государственным средствам массовой информации;

- открытость в работе со всеми наблюдателями;

- оперативное и широкое информирование общественности о ходе подготовки и проведения избирательной кампании;

Все мероприятия и обязательства по подготовке и проведению выборов Президента Республики Казахстан Центризбиркомом, территориальными и участковыми избирательными комиссиями выполнены.

С 5 декабря 2005 года на официальном веб-сайте Центризбиркома начато и 9 декабря завершено размещение данных по итогам выборов по избирательным участкам, областям, городам Астана и Алматы.

Отзывы миссий международных наблюдателей, делегаций иностранных государств, парламентариев о выборах Президента Республики Казахстан

Большинство прибывших на выборы Президента Республики Казахстан миссий, делегаций иностранных государств, парламентариев дали положительную оценку проведенным выборам.

По мнению наблюдателей от Содружества Независимых Государств, "государственные избирательные органы, организующие подготовку и проведение выборов в республике Казахстан, обеспечили реализацию и защиту избирательных прав граждан Казахстана при проведении президентских выборов. Наблюдатели констатируют, что отдельные нарушения и упущения в процессе избирательной кампании не имели массового характера, не оказали существенного влияния на свободное волеизъявление избирателей и на итоги голосования.

Международные наблюдатели от СНГ:

считают, что выборы Президента Республики Казахстан проведены в соответствии с нормами действующего в стране избирательного законодательства;

признают прошедшие президентские выборы свободными, открытыми и легитимными;

призывают присоединиться к данному Заявлению других международных наблюдателей разделяющих содержащиеся в нем выводы и оценки".

Миссия наблюдателей от Шанхайской Организации Сотрудничества представила Заявление, в котором даны следующие предварительные выводы: "Выборы Президента Республики Казахстан были свободными, справедливыми, транспарентными и легитимными.

Выборы в целом соответствовали требованиям Конституции Казахстана, Конституционного закона Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан", а также принятым Республикой Казахстан международным обязательствам.

Отдельные нарушения, недостатки и недоработки в процессе избирательной кампании, отмеченные в настоящем Заявлении, не оказали существенного влияния на результаты выборов".

Делегация наблюдателей из США в составе Роберта Бэрри, Сары Керри, Чарльза Мелансона, Фредерика Старра, Дугласа Таунсенда, Дэниела Уитта, сделала совместное заявление, в заключении которого говорится: "… выборы представляют собой значительный шаг вперед в продвижении Казахстана по пути развития демократии и политического реформирования. Мы с интересом отметили, что все три основных кандидата призвали к распространению принципов выборности на более низкие уровни управления государством. На основе этих выборов мы полагаем, что Казахстан, являясь безусловным лидером в регионе в области экономических и политических реформ, сохранит свои лидирующие позиции при проведении дальнейших политических реформ".

Делегация наблюдателей от Каспийского информационного Центра во главе с достопочтенным Лордом Паркинсоном в своем Заключении отметила, что "Выборы 4 декабря стали самыми свободными, справедливыми, и, несомненно, самыми транспарентными выборами за короткую историю существования независимого Казахстана. Мы полагаем, что правовые и технические рамки для проведения голосования были воздвигнуты с искренним стремлением предоставить избирателям возможность сделать реальный выбор. Это создаст платформу для последующих демократических реформ, процесса, который мы верим, будет продолжен. Наиболее важно, что характер проведения выборов ярко продемонстрировал то, что Центрально-Азиатские государства с полиэтническим и преимущественно мусульманским населением способны достичь демократических перемен мирно, как бы ни были трудны соответствующие шаги для обеспечения этого.

На этих выборах Казахстан сделал большой шаг вперед в своем становлении как полноценное демократическое государство. Международное сообщество должно поощрять Казахстан продолжать процесс цементирования своих демократических институтов и создания истинно свободного общества".

В день голосования, 4 декабря 2005 года, глава делегации Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Брюс Джордж заявил: "Я много участвовал на выборах. Но никогда не видел столько операторов с телекамерами и фотографов из газет. Это означает, что выборы в Казахстане будут хорошо освещаться в прессе. В Великобритании, например, операторов телеканалов не допускают в помещения избирательных участков".

Глава делегации Европарламента Струан Стивенсон сказал: "Нет никаких сомнений, в частности итого выборов, и в способности Нурсултана Назарбаева победить только благодаря тем голосам, которые за него действительно были отданы… Проведение президентских выборов по сравнению с прошлогодними парламентскими выборами значительно улучшилось. Процесс "выборов проходил мирно, спокойно".

Выше приведена только небольшая часть заявлений, отзывов, оценок выборов Президента Республики Казахстан.

Позиция ЦИК по Заявлению МНВ

ЦИК отмечает, что в течение всего периода наблюдения МНВ ОБСЕ/БДИПЧ работала в тесном и постоянном контакте с Миссией наблюдателей.

В заявлении о предварительных выводах МНВ приводятся элементы предвыборного процесса, представляющие положительные изменения.

Вместе с тем, в Заявлении сказано, что, несмотря на некоторые улучшения в администрировании этих выборов в сравнении с предыдущими выборами, президентские выборы не соответствовали ряду обязательств ОБСЕ, взятых на себя Казахстаном и другим стандартам проведения демократических выборов.

ЦИК полагает, что, делая с некоторой долей предубеждения "традиционные", чрезмерно критические выводы, МНВ не учла того факта, что Казахстан осуществляет демократизацию общества, добившись в этой сфере очевидных успехов. По уровню экономических и политических реформ Казахстан признан мировым сообществом в качестве лидера центрально-азиатского региона.

Заявление о предварительных выводах МНВ отражает т.н. "технический подход" Миссии наблюдателей к оценкам выборов в Казахстане. МНВ фиксирует отдельные отклонения, не носящие системного характера и не преследующие цель изменить итоги выборов. Тем не менее, в Заявлении содержатся политические выводы о несоответствии выборов ряду обязательств Казахстана. Не соглашаясь в принципе с таким подходом, Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан надеется на то, что БДИПЧ/ОБСЕ все же предоставит конкретные данные о фактах нарушений на отдельных участках. Пока же эти данные не были представлены.

В этой связи ЦИК вносит предложение в МИД РК об изучении возможности пересмотра позиции БДИПЧ об организации наблюдения за выборами только в странах с новой или развивающейся демократией, ибо этот подход нарушает основополагающие принципы международного права о равенстве суверенных государств, разделяет государства на "высшие" и "низшие" категории. Наблюдение за выборами БДИПЧ должно, на наш взгляд, проводиться во всех без исключения государствах-участниках ОБСЕ.

Выборы в Великобритании, например, где закон не допускает участия иностранных и местных наблюдателей, средств массовой информации, где по признанию самих англичан, в результате голосования по почте допускаются искажения итогов выборов, БДИПЧ/ОБСЕ и без проведения наблюдения могла бы признать не соответствующими ряду обязательств ОБСЕ.

Советник Конгресса США Иосиф Бодански в интервью телеканалу "Хабар" 4 декабря сказал: "Наверное, представителям Запада надо позавидовать стране, в которой население действительно полно желания и приходит отдать свои голоса на выборах. Надо отметить, что в США мы очень гордимся своей избирательной системой. Если мы поставим нашу избирательную систему на экзамен по критериям ОБСЕ, то наша система не выдержит такого критического анализа. Потому что стандарты ОБСЕ просто не реалистичны".

Директор института стран Восточной Европы и СНГ (Израиль) Александр Цинкер говорит о том, что "Навязывание вообще демократии в любой стране – это очень опасный процесс. Я как представитель Израиля говорю об этом во многих странах: если бы Израиль выполнил все требования всех международных организаций, начиная от ООН и, кончая ОБСЕ, то, наверное, я не представлял бы этого государства, потому что его бы не было. Каждое государство должно слушать, что говорят. Но каждое государство должно жить своим умом".

Отдельные положения промежуточных отчетов и заявления МНВ входят в серьезное противоречие со многими позитивными оценками, часть из которых приведена выше. А ведь только миссия СНГ представлена десятью государствами-участниками ОБСЕ. Очевидно, что выводы МНВ о президентских выборах в Казахстане игнорируют мнения и оценки не менее авторитетных организаций и отдельных независимых наблюдателей.

В этой связи ЦИК разделяет заявление депутата Европарламента Нирж Девы и многих других наблюдателей.

Вместе с тем, ЦИК, исходя из опыта встреч и обмена мнениями в ходе пребывания МНВ в Казахстане во время президентских выборов, надеется, что ее аргументированные предложения будут приняты БДИПЧ/ОБСЕ, ряд предварительных отрицательных выводов не будет включен в Заключительный отчет, а выборам в целом будет дана объективно позитивная оценка.

Основное замечание ЦИК заключается в том, что МНВ приводя перечень недостатков, но не обозначает конкретные обязательства и международные стандарты, на которых основывает свои выводы.

МНВ не опирается на нормы казахстанского законодательства.

Имеет место приведение нарушений, не подкрепленных убедительными фактами и доказательствами.

Отдельные недостатки чересчур выпячиваются и преподносятся в обобщенном виде как имеющие системный, распространенный характер.

Законодательная база

ЦИК сожалеет, что МНВ продолжает извлекать "старый багаж", повторив в Заявлении, как и в промежуточных отчетах, что "В заключительном отчете ОБСЕ/БДИПЧ по результатам Парламентских выборов 2004 года и оценке Конституционного закона о выборах были предложены рекомендации относительно значительных недостатков выборного законодательства. До настоящего времени ни одна из рекомендаций по законодательной базе не была принята, хотя органы власти выражали намерения по дальнейшему его совершенствования".

Казахстанское избирательное законодательство максимально приближено к основным международным принципам демократических выборов, определенных в пунктах 7 и 8 Копенгагенского документа, о чем дан подробный анализ в направленных в Бюро и в МНВ, статьях Председателя ЦИК в газетах "Егемен ?аза?стан", "Казахстанская правда".

Подробная справка о рассмотрении ЦИК всех 24 рекомендаций по итогам парламентских выборов также представлена в Бюро и МНВ. В справке дан также подробный анализ о том, что часть рекомендаций реализована в Законе о выборах, а часть казахстанской стороной не может быть принята, поскольку они не основываются на обязательствах государств-участников ОБСЕ.

Внесенные в Закон о выборах в апреле 2005 года поправки направлены на его улучшение, расширение прав избирателей. Так, например, введение открепительных удостоверений вызвано тем, что в парламентских выборах 2004 года не смогли реализовать свое право избирать многие граждане, временно находившиеся не по месту своего постоянного проживания.

Что касается запрета любых форм выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста, способствующих оказанию воздействия на избирателей или членов избирательной комиссии с момента окончания срока предвыборной агитации и до официального опубликования итогов выборов, то Казахстан как суверенное государство, исходя из ситуации в стране и в зарубежье, был вправе принять такую поправку.

Пункт 9.2 Копенгагенского документа гласит: " - каждый человек имеет право на мирные собрания и демонстрации. Любые ограничения, которые могут быть установлены в отношении осуществления этих прав, предписываются законом, и соответствуют международным стандартам".

В Казахстане частичные ограничения были установлены законом. Но и в данном случае, проявляя готовность к конструктивному сотрудничеству с БДИПЧ/ОБСЕ, ЦИК инициировал законопроект об исключении пункта 6 статьи 44 Закона о выборах.

Это оперативное реагирование ЦИК не нашло также должного понимания со стороны МНВ. В Заявлении МНВ не удержалось от выражения "недовольства" тем, что Парламент ко дню выборов не рассмотрел законопроект.

Прохождение законопроекта в Парламенте любого государства – это сложный и длительный процесс. Никто не может потребовать от Парламента ускорить принятие Закона – это и незаконно и неэтично.

Закон "О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций", Кодекс об административных правонарушениях предусматривает равные условия для всех граждан, в том числе и в период выборного процесса.

Что касается событий и судебных процессов в других государствах, тем более всякого рода слухов, предположений, то они не могут быть предметом обсуждения в Казахстане потому, что не допустимо вмешательство во внутренние дела другого государства и недопустимо нарушение права гражданина на получение достоверной, но информация не должна быть предвзятой и некорректной.

ЦИК, подтверждая свое намерение продолжить работу над совершенствованием выборного законодательства в сотрудничестве с БДИПЧ/ОБСЕ, предлагает не включать в Заключительный отчет МНВ необоснованный вывод о том, что якобы " ни одна из рекомендаций по законодательной базе по парламентским выборам 2004 года казахстанской стороной не принята".

Администрирование выборов

ЦИК предлагает исключить из перечня недостатков утверждение о том, что "Оппозиционные партии, по-прежнему, были недостаточно представлены, в избирательных комиссиях всех уровней; а тот факт, что в составе избирательных комиссий большинство членов могли быть сотрудниками одной организации, оказывал неблагоприятное воздействие на плюрализм многочисленных нижестоящих избирательных комиссий".

Заключение о возможности оказания воздействия на членов избирательных комиссий является предположением, поэтому противоречит принципам БДИПЧ/ОБСЕ и Кодексу поведения наблюдателя БДИПЧ/ОБСЕ, где говорится, что заключения наблюдателей должны быть основаны на личных наблюдениях или на ясных и убедительных фактах и доказательствах.

Данный вывод вызывает неосновательные подозрения на состоящую почти из 100 тысяч человек избирательную систему страны, на людей, в абсолютном большинстве своем честно и добросовестно выполняющих свой гражданский долг. Более того, он противоречит выводу самой МНВ о том, что "Большинство нижестоящих комиссий производили впечатление хорошо обученных и оснащенных".

ЦИК сожалеет, что в данном случае, как и в ряде других, МНВ выходит за пределы обязательств государств-участников ОБСЕ и пытается навязать Казахстану, субъективные мнения отдельных наблюдателей МНВ.

Государства-участники ОБСЕ сами определяют способы и пути формирования избирательных органов. Во многих государствах Европы выборы организуют и проводят служащие исполнительных органов.

Принятый в Казахстане порядок формирования избирательных органов соответствует параграфу 4.1. Перечня обязательств, который "признает, что орган, ответственный за организацию выборов, должен состоять из профессионалов, от которых требуется действовать в беспристрастной манере" и пункту 7.6 Копенгагенского документа о том, что "государство "предоставляет политическим партиям и организациям необходимые юридические гарантии, позволяющие им соревноваться друг с другом на основе равенства перед законом и органами власти".

Такие юридические гарантии в Республике Казахстан предоставлены. Поскольку избирательные комиссии избираются местными представительными органами (маслихатами), то политические партии ведут борьбу за мандаты депутатов маслихатов и через маслихаты добиваются представительства в избирательных комиссиях.

ЦИК не принимает как недостаток и факты присутствия в составах избирательных комиссий в большинстве сотрудников одной организации. Во всех комиссиях присутствуют члены хотя бы двух организаций, и это соответствует Закону о выборах. Следует иметь в виду и малочисленность населения в ряде регионов страны, нежелание многих граждан обременять себя тяжелой и ответственной работой в избирательных комиссиях.

Вместе с тем, ЦИК отдает должное отзыву МНВ о том, что "нижестоящие комиссии были хорошо подготовлены и прошли необходимое обучение для выполнения поставленных перед ними задач".

Настаивая на исключении из числа недостатков вопроса о представительстве оппозиционных партий из Заявления МНВ, ЦИК в тоже время заявляет о своей готовности продолжить обмен мнениями по порядку формирования избирательных комиссий с БДИПЧ/ОБСЕ.

ЦИК считает необходимым подчеркнуть, что так называемые "закрытые заседания" ею не проводились. Были проведены 8 заседаний, на которых рассматривались только вопросы аккредитации международных наблюдателей и представителей иностранных СМИ. Ввиду срочности и однотипности наблюдатели и представители СМИ не приглашались только на эти заседания. Соответствующее разъяснение ЦИК сделала, и нам казалось, что оно с пониманием воспринято. Уверены, что это обстоятельство не стоило упоминания в официальном документе МНВ.

Электронное голосование

В обязательствах государств-участников ОБСЕ отсутствует регламентация порядка применения электронной системы голосования в государствах-участниках ОБСЕ.

Поэтому ЦИК считает, что замечания МНВ по АИС "Сайлау" должны быть исключены из перечня недостатков в Заявлении, тем более что они основаны на предположениях и необоснованных подозрениях, но не на ясных и убедительных фактах и доказательствах.

Вместе с тем, ЦИК, выражая добрую волю и готовность к продолжению сотрудничества, напоминая о том, что ЦИК на ходатайство БДИПЧ/ОБСЕ немедленно дала согласие на прием экспертов по электронному голосованию, предоставила им возможность полного ознакомления с АИС "Сайлау", может согласиться на включение в Заключительный отчет вопросов по электронному голосованию как рекомендаций МНВ и заявляет, что намерена совместно эти рекомендации обсуждать.

При этом ЦИК готова изучить совместно с БДИПЧ/ОБСЕ опыт других государств, в частности, по применению "бумажного подтверждения электронного голосования".

АИС "Сайлау" обеспечивает тайну голосования и при этом позволяет проверить правильность подсчета голосов. Каждый избиратель при желании может проверить правильность учета его голоса.

Сертификацию АИС "Сайлау" проводила независимая от государства компания ТОО "Отан-секьюрити".

Комитет по интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан выдал Предварительный патент, зарегистрированный 25 мая 2005 года под №16125 в Государственном реестре изобретений Республики Казахстан.

В соответствии со статьями 6 и 15(7) Евразийской патентной конвенции Евразийское патентное ведомство приняло решение о выдаче на изобретение системы Евразийского патента по евразийской заявке №200401180.

И в завершении раздела об электронном голосовании ЦИК считает необходимым привести следующие отзывы.

Оценивая условия подготовки к проведению выборов, Президент Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Элси Хастингс сказал: "Система АИС "Сайлау" лучше, чем система электронного голосования в США, а избирательный участок №1 города Астана – лучший из тех, которые я видел в других странах мира. В Казахстане правильно поступают, что электронная система АИС "Сайлау" вводится постепенно. Свидетельство тому использование электронной избирательной системы на 10% избирательных участках на выборах в Мажилис Парламента и 15% на выборах Президента Республики Казахстан. Тем более, что каждый избиратель имеет право выбора метода голосования".

Член Конгресса США Чарльз Мелансон отметил: "Я не могу сказать, что видел нарушения в использовании электронной системы. Для Казахстана это новшество и связанные с ним опасения понятны. Когда в США вводилось подобная система, там тоже были страхи и опасения. Но я думаю, что здесь оснований для этого нет".

Избирательная кампания

МНВ отмечает, что выборы проходили в спокойной обстановке.

Все наблюдатели подчеркнули беспрецедентно высокую активность избирателей. Явка избирателей составила около 77%.

Приведенные в Заявлении МНВ факты задержания агитаторов, якобы преступных посягательств на отдельных участников избирательного процесса, единичны, по ним принимаются меры и поэтому они не стоят упоминания в качестве системных в масштабах всей страны. Граждане становятся жертвами преступников независимо от их политических убеждений.

ЦИК совместно с другими государственными органами рассматривала и продолжает рассматривать приведенные в Заявлении МНВ и другие факты нарушений.

Генеральная прокуратура Республики Казахстан в письме от 27 ноября 2005 года по фактам задержания активистов кандидатов в Президенты в момент

распространения агитационных материалов или встречи избирателей сообщает следующее. В г.Актобе представители Миссии БДИПЧ/ОБСЕ наблюдали факт, когда 2 ноября 2005 года около парка им. А.Пушкина примерно в 15.45 часов гражданами Ермагамбетовым А.Ж., Абдировым Е.А. и Намалиевой З.Б. проводилась предвыборная агитация путем распространения анонимных агитационных печатных материалов. Тем самым было нарушено требование статьи 28 Конституционного закона "О выборах в Республике Казахстан", которая предписывает, чтобы в материалах были указаны сведения о выпустившей их организации, месте их печатания, тираже и лицах, ответственных за выпуск: между тем, в упомянутых материалах выходных данных не было. В момент распространения их незаконные действия были пресечены сотрудниками органов внутренних дел. Постановлением суда правонарушители привлечены к административной ответственности в виде штрафов.

В Жамбылской области 26 октября 2005 года на железнодорожном вокзале г. Тараз был задержан Нурлыбаев А., у которого находились 590 анонимных листовок агитационного характера. Жамбылским транспортным прокурором по данному факту в отношении Нурлыбаева возбуждено производство об административном правонарушении по статье 106 Кодекса об административных правонарушениях, и постановлением суда на него наложен штраф в размере 10-ти месячных расчетных показателей. Несмотря на это, 28 октября 2005 года в 23 часа в Жуалинском районе Жамбылской области Нурлыбаев А. вновь был задержан с анонимными материалами агитационного характера. Прокуратура 28 октября 2005 года в отношении Нурлыбаева А. возбудила административное производство по статье 106 Кодекса об административных правонарушениях и 29 октября 2005 года постановлением суда на него было наложено взыскание в виде штрафа в размере 10 месячных расчетных показателей.

Таким образом, явные, умышленные нарушения закона были пресечены.

21 октября 2005 года сотрудниками Департамента внутренних дел Костанайской области остановлена автомашина "Toyota-lucia", в ходе досмотра которой обнаружены газеты "Правда Казахстана" № 36 (194) от 11-17 октября 2005 года в количестве 2 997 экземпляров, "Апта.kz" № 29 (30) от 14 октября 2005 года – 2 400 экземпляров, "Эпоха" № 40 (162) от 14 октября 2005 года – 2000 экземпляров, "Свобода Слова" № 32 (32) от 12 октября 2005 года – 1 439 экземпляров. Изучение печатной продукции показало, что газета "Правда Казахстана" содержала в себе предвыборную агитацию, тогда как предвыборная агитация согласно закону о выборах (статья 27) должна была начаться с 25 октября 2005 года. Кроме того, в газете содержались заведомо ложные сведения в отношении одного из кандидатов в Президенты Республики Казахстан (это - нарушение подпункта 5 пункта 2 статьи 50 Закона о выборах), а газета "Апта.kz" была выпущена в нарушение

статьи 15 Закона Республики Казахстан "О средствах массовой информации" (не указана периодичность издания).

Действия правоохранительных органов были правомерной реакцией на совершенные правонарушения.

Вместе с тем, правоохранительные органы оказывали содействие в розыске похищенных вещей и агитационных материалов с последующим возвращением их владельцу, а также ограничивались проверкой документов.

Так, 5 ноября 2005 года на посту "Дегерес", задержана автомашина Камаз – 53121 под управлением В. Пахомова, который перевозил печатную продукцию агитационного характера в поддержку кандидата в Президенты Республики Казахстан Ж. Туякбая по маршруту: Алматы – Тараз. При проверке автомашины выявлена техническая неисправность тормозной системы, после устранения, которой и проверки документов автомашина была отпущена. Печатная продукция не изымалась.

3 ноября 2005 года на окраине г. Тараза, в опрокинутом состоянии была обнаружена автомашина "Audi-100". Установлено, что автомашина по доверенности находилась в пользовании А. Иманкулова, проживающего в Жамбылской области. В салоне автомашины были обнаружены печатные издания агитационного характера в пользу кандидата в Президенты Республики Казахстан А. Байменова. Иманкулов А.Д. пояснил, что автомашина вместе находящейся в ней печатной продукцией была угнана. В органы внутренних дел по факту угона не обращался. 6 ноября 2005 года сотрудниками полиции ДВД Жамбылской области за совершение угона задержаны и водворены в изолятор временного содержания жители г. Тараз И. Пантюхов и М. Булахов. Похищенные вещи и агитационные материалы возвращены владельцу.

7 ноября 2005 года на стационарном посту рубеж "Ростов" трассы "Алматы-Бишкек", сотрудниками полиции задержана автомашина "ГАЗ-3302-18" под управлением Г. Шуленова, который перевозил 208 упаковок рекламно-печатной продукции кандидата в Президенты Республики Казахстан А. Байменова. После досмотра автомашина была отпущена, печатная продукция не изымалась (Письмо Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 13 декабря 2005 года, № 2604).

Руководитель Мангистауского филиала "За справедливый Казахстан" Ж.Кожик 15 ноября 2005 года был избит, по его мнению, полицейскими. Проверка показала, что он был избит и ограблен не полицейскими, а двумя молодыми людьми из корыстных побуждений, которых полиция, проявив профессионализм, быстро установила и задержала, изъяв при этом похищенные вещи Ж.Кожака.

2 ноября 2005 года якобы избитый активист штаба Ж.Туякбая по Атырауской области С.Капезов пояснил, что травму получил по неосторожности в результате падения: о деталях этого дела был информирован наблюдатель Миссии БДИПЧ/ОБСЕ в Атырауской области Питер Уолберг.

Штаб А. Байменова обратил внимание полиции Павлодара на факт жестокого избиения координатора партии Тулегенова Л.О., у которого отобрали 19 тысяч тенге и папку с подписными листами: при проверке выяснилось, что Л. Тулегенов телесные повреждения получил во время драки в кафе, и несколько дней находился у друга, где распивал спиртные напитки, а не в больнице, как это утверждали доверенные лица Байменова А.

Штаб А.Байменова обратился в Генеральную прокуратуру по факту запугивания полицией активистов кандидата А.Байменова гр-н Рамаева М., Рамаева Г. и Бобровской Л. в связи с распространением ими агитационных материалов. Проверка показала, что их никто не запугивал, более того, они направили телеграмму в Генеральную прокуратуру и Центризбирком, что претензий к кому-либо не имеют. Как видим, все это – случаи, не имевшие отношения к статусу упомянутых сторонников кандидатов в Президенты.

ЦИК считает необоснованным утверждение МНВ о якобы большом количестве фактов оказания давления на студентов университетов со стороны ректоров и преподавателей.

Здесь МНВ упускает из виду, что ректоры и преподаватели университетов не являются государственными служащими и что они вправе, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о выборах, как граждане страны, как сторонники того или иного кандидата, вести предвыборную агитацию. Надо иметь в виду, что уровень политической и правовой культуры студентов, да и других граждан страны достаточно высок и на запугивание никто не поддастся. Что тот, кто заставляет студентов голосовать за определенного кандидата с учетом тайны голосования, может получить противоположный результат.

Наблюдатели МНВ не представили в ЦИК или Министерство образования и науки данные о "достоверности трех таких случаев и якобы "имевших место угрозы исключения из университетов или лишения стипендий, если студенты не подчинятся". (Письмо Министерства образования и науки №11329/03-3-2/809 от 13 декабря 2005 года).

ЦИК не может согласиться с утверждением о том, что заявление Министра внутренних дел о возможности актов неповиновения и насилия со стороны оппозиционных групп оказало негативное воздействие на атмосферу проведения агитационной кампании и не разделяет беспокойства МНВ об ограничении права на свободное распространение информации в связи со случаями конфискации номеров газет "Свобода слова" и "Жума таймс".

Среди широкого спектра программ БДИПЧ выделяется уважение к верховенству закона. Деятельность Миссий ОБСЕ/БДИПЧ в стране наблюдения должна побуждать граждан к неукоснительному соблюдению и уважению закона.

Во всех вышеназванных случаях имели место выполнение обязанностей государственных органов по реагированию на нарушения закона. Состоялись также и судебные решения.

В Казахстане, как и в любом другом демократическом государстве, существуют различные политические партии, течения, движения; радикальная, умеренная и другие виды оппозиции.

Движение "ЗСК" объявило лидером оппозиции г-на Ж.Туякбая. Лидером оппозиции считает себя и г-н А.Байменов. Заявили о намерениях создать политические партии г-да А.Кожахметов, Е. Абылкасымов, М.Елеусизов, которые, видимо, также видят себя лидерами оппозиции.

И вдруг в Заявлении МНВ, опять-таки из "старого багажа" появляется в качестве лидера оппозиции Г.Жакиянов, не имеющий никакого отношения к президентским выборам, а стало быть, к деятельности МНВ, приглашенной Республикой Казахстан для наблюдения именно за этими выборами.

Возникает вопрос, наделена ли МНВ ОБСЕ/БДИПЧ полномочиями назначать в суверенном государстве – Республике Казахстан лидера оппозиции?

Как неоднократно информировала Генеральная прокуратура, г-н Жакиянов осужден за совершение коррупционных преступлений приговором суда, как и другие должностные лица.

Более того, МНВ совершенно необоснованно продолжает включать в свои официальные документы факт гибели З.Нуркадилова, также не имеющего никакого отношения к выборам.

Г-н Нуркадилов в качестве кандидата не выдвигался, в выборной кампании не участвовал, заявлений о поддержке кого-либо из кандидатов не делал.

В то же время БДИПЧ/ОБСЕ постоянно утверждает, что не является "полицейским органом". В таком случае непонятны постоянные ссылки МНВ на информацию о криминальных инцидентах и событиях. При таком подходе, МНВ могла бы включить в отчеты и в Заявление всю криминальную хронику страны за сентябрь-ноябрь 2005 года.

ЦИК считает необходимым обратиться в Генеральную прокуратуру, Министерство внутренних дел и в Министерство иностранных дел Республики Казахстан с просьбой рассмотреть целесообразность включения в отчеты и Заявление МНВ не имеющих отношений к президентским выборам сведений о Г.Жакиянове и З.Нуркадилове.

День выборов, подсчет голосов и подведение результатов

ЦИК проводит анализ прошедших выборов Президента Республики Казахстан.

Нами изучаются поступающие из нижестоящих избирательных комиссий материалы, информации и сведения, а также заявления, отчеты международных и местных наблюдателей.

Запрашиваются информации из государственных органов. Проводится анализ рассмотренных в Верховном Суде и в местных судах дел.

ЦИК запросила также материалы от МНВ БДИПЧ/ОБСЕ.

8 декабря 2005 года ЦИК приняла заявление, в котором, в частности, сказано, что особое внимание ею уделяется сообщениям о нарушениях избирательного законодательства в день выборов 4 декабря 2005 года, при подсчете голосов и составлении протоколов. При наличии ясных и убедительных фактов нарушения избирательного законодательства ответственными должностными лицами, будет решаться вопрос о привлечении их к ответственности.

ЦИК не исключает, что в ходе выборной кампании имели место недостатки и нарушения. Но отдельные недостатки не могут оказать влияния на результаты выборного процесса в целом.

Практика проведения выборов показывает, что без недостатков не обходятся выборы ни в одном государстве.

Здесь важно не преувеличивать недостатки и не преуменьшать позитивные результаты.

Центральная избирательная
комиссия Республики Казахстан
15 декабря 2005 года


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Курбан айт и Рождество - выходные дни в РК 31.12.2005
Оперативное волшебство 31.12.2005
Данияр Ашимбаев: Через две недели президент расставит все точки над "i" 31.12.2005
Гульмира Илеуова: Оппозиция до сих пор не может прийти в себя 31.12.2005
Под знаком выборов 31.12.2005
Неуходящий Новый год 31.12.2005
В Алматы вручены государственные награды финансистам республики 31.12.2005
Аким менял масло на елочные игрушки 31.12.2005
"Это очень хороший человек" 31.12.2005
Жить стало лучше, жить стало веселее 31.12.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz