АСТАНА. 23 декабря. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/
Счетный комитет РК выявил недостатки в системе управления государственным долгом, указав на отсутствие комплексного мониторинга за заимствованиями национальных компаний и акционерных обществ с участием государства, передает корреспондент Казинформа со ссылкой на пресс-службу Счетного комитета РК.
По данным аналитической службы Счетного комитета, в 2004 году общая сумма государственного и гарантированного государством долгов по сравнению с 2002 годом увеличилась в 1,7 раза и составила 8,2 млрд. долларов США. Причем, на фоне уменьшения государственного внешнего долга значительно растет объем валового внешнего долга, который на конец 2004 года составил 32 млрд. долларов США и возрос по сравнению с 2002 годом в 1,8 раза.
При этом наибольшая динамика роста приходится на межфирменные долги, которые на 1 июля 2005 года составили 17 млрд. долларов США, а задолженность банков второго уровня составила 8,8 млрд. долларов США.
При этом, как отмечает руководитель Счетного комитета Омархан Оксикбаев, сегодня ни Министерство экономики и бюджетного планирования, ни Министерство финансов не располагают сводной информацией о внешних долгах национальных компаний, акционерных обществ с участием государства, ТОО, учредителем которых выступает государство, а также о долгах институтов развития.
По данным Национального банка РК, из 12 национальных компаний отчетность по внешней задолженности представляют 7 компаний, внешний долг которых на 1 июля 2005 года составил 969 млн. долларов США. "Если они не возвратят кредит, то вся ответственность ляжет на государство. Поэтому вы должны осуществлять учет и мониторинг за внешними займами национальных компаний", - подчеркнул О. Оксикбаев, обращаясь к представителям Министерства финансов РК.
-----
Механизм управления внутренними долгами слабо защищен от рисков и потерь АСТАНА. 23 декабря. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/
По итогам очередного заседания Счетный комитет рекомендовал Правительству усовершенствовать систему управления долговой политикой через создание единой интегрированной базы данных по долгам, а также повысить эффективность внешних и внутренних займов, отдавая приоритет накопительным пенсионным фондам, передает корреспондент Казинформа со ссылкой на пресс-службу Счетного комитета РК.
По данным ревизионной службы, сумма неурегулированных и непризнанных долгов местных исполнительных органов на 1 января 2005 года составила более 12 млрд. тенге. Эта цифра свидетельствует о том, что механизм управления внутренним долгом еще не отлажен, приходят к выводу специалисты Счетного комитета.
Кроме того, в 2005 году Правительством была использована новая форма долговых обязательств по поручительству, процедура применения которой не предусмотрена в Бюджетном кодексе. При этом механизм поручительства несовершенен, из-за чего при возникновении рисков вся ответственность перекладывается на Правительство.
Расходы республиканского бюджета по обслуживанию правительственного долга в 2004 году составили 34,1 млрд. тенге, бюджетные кредиты, выделенные на выполнение обязательств по государственным гарантиям, составили 11,8 млрд. тенге. Вместе с тем, погашение основного долга по государственным займам осуществляется путем рефинансирования – погашение государственного долга за счет средств нового заимствования.
В 2004 году Правительство в форме выпуска государственных эмиссионных ценных бумаг (ГЦБ) на внутреннем рынке занимало средства в сумме 231,5 млрд. тенге. Держателями ГЦБ являются накопительные пенсионные фонды, институты развития и банки второго уровня.
В свою очередь институтами развития в 2004 году размещены в ГЦБ Министерства финансов средства в сумме 44,1 млрд. тенге, из них АО "Банк развития Казахстана" - 34,5 млрд. тенге по ставке вознаграждения в среднем 5,2 процента годовых. При этом Банк развития получил кредиты из республиканского бюджета на сумму 8,9 млрд. тенге по ставке 0,1 процента годовых. Таким образом, отмечают в главном ревизионном органе, Правительство становится одновременно кредитором и заемщиком, неся значительные потери. |